Как называется раздел философии исследующий проблемы познания. Проблема познания в истории философии. Основные гносеологические позиции

, языкознание , семиотика , история культуры и другие. Однако они не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Особая роль в исследовании познания принадлежит философии.

Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией (от греч. слов gnosis - знание и logos - учение). Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности, к процессу постижения истины. При этом философская теория познания опирается на специ-ально-научное знание о познавательном процессе (психологическое, физиологическое, филоло-гическое, историко-культурное и иное).

Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт, гипотеза и теория, проблема, заблуждение, ложь и другие. В системе категорий гносеологии центральной является истина.

Одним из первых вопросов, с которым сталкивается гносеология, является вопрос о самой возможности познания субъектом бытия. Вопрос о том, познава-ем ли мир, в философии познания имеет следующие формули-ровки: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление позна-вать материальный и идеальный мир? Можем ли мы в наших представле-ниях и понятиях о материальном мире составлять верное его отражение? и др.

По-разному отвечая на эти вопросы, в истории философии сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая.

Представители познавательно-реалистической позиции по-ложительно решают вопрос познания мира, утверждая, что человек располагает способностями и достаточными средствами, по-зволяющими познавать окружающий мир. Сторонники агностицизма отрицают не саму познаваемость вещей, а возможность достоверного познания сущности материальных систем.

Основу познавательно-реалистического понимания сущ-ности процесса познания составляет идея о всеобщности свойства отражения. Смысл данной идеи состоит в том, что нельзя приписывать мышление всей материи, но вместе с тем нельзя и отрывать его от материи. В самой материи нужно видеть свойство, способное через ряд ступеней развиться до уровня сознания. Таким объективным всеобщим свойством материи является свойство отражения.


Отражение, в широком смысле слова, есть процесс и результат взаимодействия, способность материальных объек-тов воспроизводить в своей структуре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий.

Свойство отражения имеет разнообразные формы проявле-ния и качественно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии материи к более высоким. На социальном уровне развития материи оно становится специфически чело-веческой, идеальной формой. Отражение человеком внешнего материального мира и своих собственных состояний осуществляется на основе физических, химических и биологических форм. Но ведущей формой является сознание.

Таким образом, в свойстве отражения и надо искать ис-токи удивительной способности человека к познанию. Исходя из этого, процесс познания предстает именно как отражение, а его результаты - как образы действительности. Но это не обычное отражение, которое мы наблюдаем в не-живой природе, и не те, более сложные формы отражения, ко-торые присущи живым организмам. Это высшая, человеческая, социальная форма отражения, которая является не пассивным созерцанием действительности, а активным процессом, не простым получением готовых знаний, а творческим их форми-рованием на основе осознания целей, установок и содержания практического воздействия на объект.

Познание - это высшая форма отражения человеком объектив-ной действительности на основе сознания и мышления, представляющая собой бесконечный процесс приближения образов сознания к познаваемому объекту, движение мысли от незнания к знанию, от знания неполного, несовершенного к знанию более полному, совершенному.

В познании существуют разные уровни : чувственное поз-нание и логическое; эмпирическое и теоретическое. Наря-ду с этим выделяют различные формы познания: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индиви-дуального субъекта (ощущение, восприятие, представление), и позна-ние, направленное на получение объективированного знания, существующего вне индивида (например, в виде научных те-кстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Различают также виды познания: экологическое, экономическое, политическое, правовое, нравственное, информационное и др. Имеются и другие подходы к классификации познания.

Познание, таким образом, представляет собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний.

Знания - это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, суждениях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков. Знание определенным образом соот-носится с верой. Вера - это знание, принятое без достаточной критической проверки, под влиянием чужого мнения, собственного интереса, традиций, внушения и т.д. Так, например, формируются религиозные верования, где тоже говорят об «истине», но здесь она не доказывается, а просто «открывается» тому, кто уверо-вал в религиозные догматы.

Характеризуя основные элементы, составляющие процесс познания, выделим:

1) субъект познания;

2) объект познания;

3) процесс гносеологического взаимодействия между субъ-ектом и объектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности.

Субъект познания - это носитель познавательной дея-тельности, источник активности, направленной на объект. Субъектом познания является прежде всего человек, а также социальная группа, слой, класс, этническая общность, общество в целом и др.

Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Объектом позна-ния выступают предметы, процессы и явления ма-териального мира (первичный объект познания). Признающиеся объективными идеальные явления, а также сознание человека, духовные процессы в обществе выступают вторичными объектами познания. Наконец, объектом познания мо-гут быть теоретические модели, которые специально соз-дает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности (третичные объекты познания).

Условия познания опосредуют отношения субъекта и объек-та. Такое опосредование может ориентировать либо на большую степень адек-ватности познания, либо, наоборот, на искажение сущнос-ти изучаемого объекта. В процессе взаимодействия субъекта и объекта возникают гносеологические отношения: отражения (от объекта к субъекту), выражения (внутри субъекта, в сознании) и обозначения (от субъекта к объекту).

Познание, таким образом, это взаимодействие субъек-та и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе объективное - то, что определяется самим объектом, а также субъективное, что зависит от субъекта. В процессе отражения объект познания распредмечивается в сознании субъекта, получает дру-гое свое «бытие» - в форме мысленного образа.

Он как бы переносится в человеческую голову, преобразовывается в ней и становится идеальным объектом в сознании субъекта. Мысленный образ объекта, благодаря способности человека к абстракциям, может заменять в определенных случаях дейст-вительный объект в мыслительной и практической деятельно-сти субъекта. Он оформляется в сознании, ему дается «имя». Выраженный именем (понятием) в мышлении, образ объекта познания «возвращается» человеком к объекту познания. Происходит обозначение объекта познания с целью его обособления или типизации, проверки полученных знаний.

Процесс познания всегда противоречив по гносеологическим отношениям субъекта и объекта, по мере адекватности объекта познания и знаний о нем, по характеру самих знаний и возможностей их использования на практике. Сложность, противоречивость процесса познания обусловливают его диалектичес-кий характер.

Проблема познания в философии

Познание – процесс целœенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания. Теория познания (гносœеология) - ϶ᴛᴏ раздел философии, который изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, ее познавательные возможности и способности; предпосылки, способы и формы познания, а также отношение знания к действительности, законы его функционирования, условия и критерии его истинности и достоверности. Главным в теории познания есть вопрос об отношении знания о мире к самому миру, имеет ли возможности наше сознание (мышление, ощущение, представление) давать адекватное отображение действительности.

Учение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возражает против возможности достоверного познания сущности действительности, получило название агностицизма. Ошибочным есть представление об агностицизме как об учении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отрицает познание вообще. Агностики считают, что познание возможно лишь как знание о явлениях (Кант) или о собственных ощущениях (Юм). Главным признаком агностицизма есть отрицание возможности познания как раз сущности действительности, которая скрыта видимостью.

Тем не менее следует отметить, что агностицизм поднял важную проблему гносœеологии - что я могу знать? Этот вопрос стал ведущим в трудах Канта ʼʼКритика чистого разумаʼʼ и до сегодняшнего дня остается актуальным. Агностицизм всœе знания сводит или к привычке, приспособлению, специфической организации психической деятельности (Юм), или к конструктивной деятельности рассудка (Кант), утилитарной пользы (прагматизм), к проявлению специфической энергии органов чувств (Мюллер), к ʼʼсимволамʼʼ, ʼʼиероглифамʼʼ (Гельмгольц, Плеханов), к результатам соглашения между учеными (конвенционализм), к отображению отношений между явлениями, а не сути их природы (Пуанкаре, Бергсон), к правдоподобию, а не к объективной истинности его содержания (Поппер). Общая идея - знание не дает отображения сущности действительности, а в лучшем случае обслуживает утилитарные потребности и запросы человека.

Принципиальную возможность познания признают не только материалисты, а и большинство идеалистов. Тем не менее в решении конкретных гносœеологических проблем материализм и идеализм коренным образом отличаются, что проявляется как в понимании природы познания, так и в самом обосновании возможности достижения объективно истинного знания, а лучше всœего – в вопросœе об источниках познания. Для идеализма, который возражает против существования мира независимо от сознания, познание трактуется как самодеятельность этого сознания. Свое содержание знания получают не из объективной действительности, а из деятельности самого сознания; как раз оно и является источником познания.

Согласно материалистической гносœеологии источником познания, сферой, откуда оно получает свое содержание, есть существующая независимо от сознания (как индивидуального, так и общественного) объективная реальность. Познание этой реальности - ϶ᴛᴏ процесс творческого отражения его в сознании человека.

Принцип отражения выражает сущность материалистического понимания процесса познания. Знания - ϶ᴛᴏ субъективный образ объективного мира. Тем не менее есть принципиальная разность в понимании процесса познания как отражения действительности домарксистским материализмом и современной материалистической теорией познания.

Продолжительное время материалистическая философия процесс познания рассматривала изолированно от общественно-исторической практики человечества, исключительно как пассивный созерцательный процесс, в котором субъектом был отдельный абстрактный индивид с вечными и не изменяемыми познавательными способностями, заданными ему природой, а объектом – такая же вечная и неизменная в своих закономерностях природа. Дальнейшее развитие материалистической теории познания состоит, во-первых, в распространении диалектики на пояснение познавательных процессов; во-вторых, введения принципа практики как основного и решающего для выяснения сущности гносœеологических проблем и их решения. Введение в теорию познания принципов диалектики и практики дало возможность применить к познанию принцип историзма, понять познание как общественно-исторический процесс отражения действительности в логических формах, которые возникают на базе практики; научно обосновать способность человека в своих знаниях давать истинную картину действительности, раскрыть основные закономерности процесса познания, сформулировать основные принципы теории познания. Современная научная гносœеология основывается на таких положениях.

1. Принцип объективности, ᴛ.ᴇ. признание объективного существования действительности как объекта познания, его независимости от сознания и воли субъекта.

2. Принцип познаваемости, ᴛ.ᴇ. признание того факта͵ что человеческие знания в принципе способны давать адекватное отражение действительности, ее объективную истинную картину.

3. Принцип активного творческого отражения, ᴛ.ᴇ. признание того, что процесс познания - это целœенаправленное творческое отражение действительности в сознании человека. Познание отражает объективное содержание реальности как диалектического единства действительности и возможности, отражая не только действительно существующие предметы и явления, но и всœе возможные их модификации.

4. Принцип диалектики, ᴛ.ᴇ. признание крайне важно сти применения к процессу познания базовых принципов, законов, категорий диалектики.

5. Принцип практики, ᴛ.ᴇ. признание общественно-исторической предметно-чувствительной деятельности человека, направленной на преобразование природы, общества и самого себя, основой, движущей силой, целью познания и критерием истины.

6. Принцип историзма, который требует рассматривать всœе предметы и явления в их историческом возникновении и становлении, а также через призму исторических перспектив их развития, через генетическую связь с иными явлениями и предметами действительности.

7. Принцип конкретности истины, который делает ударение на то, что абстрактной истины не должна быть, истина всœегда конкретна, каждое положение научного познания следует рассматривать в конкретных условиях места и времени.

Процесс познания, будучи процессом активного творческого воспроизведения действительности в сознании человека в результате его деятельного предметно-практического отношения к миру, возможен лишь при взаимодействии человека с явлениями действительности. Этот процесс в гносœеологии осмысливается через категории "субъект" и "объект". Субъект познания, согласно современной философии, - это реальный человек, общественное существо, наделœенный сознанием, прежде всœего в таких ее проявлениях, как мышление, чувства, ум, воля, который освоил исторически выработанные человечеством формы и методы познавательной деятельности и тем самым развил свои познавательные способности и овладел исторически конкретными способностями к целœенаправленной познавательной деятельности.

Субъект познания определяется и как общество в целом. Тем не менее следует иметь в виду, что общество не имеет сверхчеловеческих, сверхиндивидуальных органов познания. Общество выступает субъектом познания непосредственно, через познавательную деятельность отдельных людей. Субъектом познания есть человек не как биологическое существо, а как продукт общественно-исторической практики. Каждый человек реализует себя в познании как общественное существо.

Объект познания - это то, на что направляется познавательная деятельность субъекта.

Объектом познания должна быть в принципе вся действительность, но лишь в той мере, в которой она вошла в сферу деятельности субъекта. Понятия "объект" и "объективная реальность" связаны между собою, но не тождественны по своему смыслу.

Объектом является не вся объективная реальность, а лишь та ее часть, которая уже введена в практику человечества и представляет круг его познавательных интересов. Объектом познания выступают не только явления природы, но и общество, сам человек, отношения между людьми, их взаимоотношения, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятельность вообще во всœей гамме ее проявлений.

Познание должна быть направленным на исследование объективного мира и идеальных объектов, к примеру, числа, поверхности, абсолютно черного тела, идеального газа, равномерно-прямолинœейного движения и т.д. Идеальные объекты - это идеальные образы объективно существующих предметов и явлений, которые получаются субъектом в результате абстрагирования и идеализации, которые выступают заменителями реальных предметно-чувствительных объектов. Необходимость выделœения идеальных объектов обусловлена прогрессирующим развитием науки, более глубоким ее проникновением в сущность действительности. Объект познания, таким образом, - это часть объективной и часть субъективной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект не является чем-то раз и навсœегда соответственным себе, он постоянно изменяется под влиянием практики и познания, расширяясь и углубляясь.

Современная материалистическая гносœеология рассматривает субъект и объект в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, где активной стороной есть субъект познания. Тем не менее активность субъекта в познании следует понимать не в значении созидания объективного мира и законов его развития, а в значении творческого характера их открытия и выражении языком науки, в формировании и развитии форм, способов и методов познавательной деятельности.

Процесс познания возможен лишь при наличии взаимодействия субъекта и объекта͵ в котором субъект является носителœем деятельности, а объект - предметом, на который оно направлено. Результатом процесса познания есть познавательный образ (субъективный образ) действительности, который является диалектическим единством субъективного и объективного. Познавательный образ всœегда принадлежит субъекту.

Проблема познания в философии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Проблема познания в философии" 2017, 2018.

Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Наибольший вклад в ее изучение внесли такие мыслители, как Юнг и Кант. С познанием так или иначе связана любая Именно способность к нему сделала нас такими, какими мы есть сейчас.

Проблемы познания в философии

Стоит начать с того, что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. В ходе данного процесса выявляются неизвестные ранее грани бытия, исследованию подвергается не только внешняя, но и внутренняя сторона вещей. Проблема важна также и по той причине, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя.

В процессе познания становятся известны определенные истины. Эти истины могут быть доступны не только субъекту познания, но и кому-то другому, включая последующие поколения. Передача происходит преимущественно при помощи различного рода материальных носителей. Например, при помощи книг.

Проблема познания в философии основывается на том, что человек может познавать мир не только непосредственно, но и опосредованно, изучая чьи-либо труды, работы и так далее. Обучение последующих поколений - важная задача всего общества.

Проблема познания в философии рассматривается с различных точек зрения. Речь идет об агностицизме и гностицизме. Гностики на познание, а также на его будущее смотрят довольно-таки оптимистично. Они считают, что человеческий разум рано или поздно будет готов к тому, чтобы познать все истины этого мира, который сам по себе является познаваемым. Границ разума не существует.

Проблема познания в философии может быть рассмотрена и с другой точки зрения. Речь об агностицизме. Агностиками в большинстве своем бывают идеалистами. Их размышления основываются на вере в то, что либо мир слишком сложен и изменчив, чтобы его можно было познать, либо на том, что человеческий разум слаб и ограничен. Эта ограниченность приводит к тому, что многие истины никогда не будут открыты. Нет смысла стремиться познать все вокруг, так как это просто-напросто невозможно.

Сама по себе наука о познании называется гносеологией. По большей части она базируется именно на позициях гностицизма. Принципы у нее следующие:

Историзма. Все явления и предметы рассматриваются в контексте их становления. А также непосредственного возникновения;

Активности творческого отображения;

Суть в том, что истину можно искать только в конкретных условиях;

Практики. Практика - это та деятельность, которая помогает менять человеку и мир, и самого себя;

Диалектики. Речь идет об использовании ее категорий, законов и так далее.

Как уже говорилось, в познании субъектом является человек, то есть существо, которое наделено достаточным разумом, способное осваивать и пользоваться арсеналом средств, подготовленным предыдущими поколениями. Субъектом познания можно назвать и само общество в целом. Стоит отметить, что полноценной человека может быть лишь в рамках общества.

В качестве объекта познания выступает окружающий мир, а точнее та его часть, на которую направлен интерес познающего. Истиной называется идентичное и адекватное отражение объекта познания. В том случае, если отражение будет неадекватным, познающий получит не истину, а заблуждение.

Само познание может быть чувственным либо рациональным. основывается непосредственно на органах чувств (зрение осязание и так далее), а рациональное - на мышлении. Иногда выделяют также познание интуитивное. О нем говорят тогда, когда удается постичь истину на бессознательном уровне.

Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты Жаворонкова Александра Сергеевна

44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания - специальное исследование познания, которое делится:

На критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

На теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

Природа познания;

Возможности и границы познания;

Отношение знания и реальности;

Соотношение субъекта и объекта познания;

Предпосылки познавательного процесса;

Условия достоверности знания;

Критерии истинности знания;

Формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

Одни ученые изучают объективную реальность, а другие - саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

Одни находят знания, а другие - знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:

Gnosis - познавание, узнавание (познание, знание);

Episteme - знание, умение, наука.

В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

Знание как данность, добытый факт;

Процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.

Теория познания должна:

Обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

Объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

Исследует природу человеческого познания;

Исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

Рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

Исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.

2.1 Общество как философская проблема Что такое “общество”? Думается, каждому приходилось слышать выражения такого типа: “Какое приятное общество собралось”, “сливки общества”, “общество защиты прав потребителей”, “общество любителей пива”, – да мало ли еще

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

Глава XII Отчуждение как социально философская проблема От чего отчуждается человек? – Существует ли изначальная норма человеческого бытия. – Универсальность отчуждения и внеисторический гуманизм. – Проблема конкретизации универсалии, ее социально-философский

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

58. Общение как философская проблема, Информационное общество и экранная

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

2. Экзистенциальный субъект и объективация. Познание и бытие. Раскрытие существования в субъекте. Объективация и проблема иррационального Гносеологическое противопоставление субъекта и объекта приводит к тому, что и субъект не оказывается бытием, и объект не

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое Невозможно допустить совершенной пассивности субъекта в познании. Субъект не может быть зеркалом, отражающим объект. Объект не

Из книги Философ в мире автора Маритен Жак

3. Одиночество и познание. Трансцендирование. Познание как общение. Одиночество и пол. Одиночество и религия Есть ли познание преодоление одиночества? Бесспорно, познание есть выход из себя, выход из данного пространства и данного времени в другое время и другое

Из книги Понятие "революция" в философии и общественных науках: Проблемы, идеи, концепции автора Завалько Григорий Алексеевич

35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Сознание - символическое бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.Сознание - это уяснение субъектом природы некоторых

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Человек - это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем - биологической и социальной.В центре философского учения о человеке стоит проблема сущности человека.Философы видели отличие человека

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

II ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА АТЕИЗМА Невыносимый атеизмРассмотрим теперь проблему атеизма с философско-теоретической точки зрения. Это - важнейшая проблема.Чему нас учит подлинно философская концепция человеческой воли? Тому, что атеизм невыносим в его метафизической

Из книги Человеческое познание его сферы и границы автора Рассел Бертран

Революция как философская проблема Полагаю, что теорией, способной объяснить развитие человеческого общества во всем многообразии его форм, является диалектико-исторический материализм. Аргументирую это положение.Материализм необходим при решении вопроса о движущих

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

Будущее как философская проблема Будущее человечества всегда было значительной мировоззренческой и методологической проблемой, а социальный прогноз всегда выступал как мысленная модель предстоящего развития, то есть как философское осмысление будущего. Если верно,

Из книги Исследования по феноменологии сознания автора Молчанов Виктор Игоревич

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала Внутренний мир человека - это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Из книги автора

95. Сознание как философская проблема Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и

Из книги автора

§ 2. Хайдеггер и Кант. Проблема сознания и проблема человека. Анализ хайдеггеровской интерпретации «Критики чистого разума» Как следует из введения в «Бытие и время», интерпретация кантовской философии должна была составить один из разделов II части этой работы, которая

Из книги автора

Проблема архитектурного смысла – проблема истории искусства Так мы приходим к кругу проблем, связанных уже не столько с самим строительным искусством, сколько с наукой, которая призвана анализировать и как раз интерпретировать, в том числе, и архитектурные памятники

Способ существования человека - это деятельность, ибо только в деятельности и посредством деятельности человек создает необходимые для своего существования условия. Объектом этой деятельности выступает не только природная среда, но и общество, а целью - осмысленное преобразование природного и социального мира и удовлетворение на этой основе разнообразных потребностей. Достижение этой цели невозможно без широкой системы знаний о мире и обществе. Вот почему познавательное отношение человека к действительности является необходимым элементом всей системы его отношений к миру. Познание - это социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека, направленной на отображение и осмысление объективной реальности в форме знаний.

Уже это определение познания приводит нас к заключению о том, что познание для своего осуществления требует развитого сознания и культуры, содержащей социально значимые схемы деятельности и поведения человека. А это означает, что содержание познания, формы и способы его осуществления зависят от особенностей конкретно-исторических этапов развития общества и культуры. На ранних этапах антропосоциогенеза познание непосредственно включено в предметно-практическую деятельность человека, осуществляется в чувственно-образной форме и направлено на обобщение и осмысление непосредственного жизненного опыта. Это духовно-практическая форма познавательной деятельности, которая воплощается в обыденном познании или здравом смысле. На более поздних и развитых этапах исторического развития познание выделяется из структур практической деятельности в качестве самостоятельного вида духовного производства и приобретает духовно-теоретическую форму. На этом основании можно выделить мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное, философское и научное познание. В реальном процессе познания в качестве предмета познания выступали и выступают явления природы; социальный мир; человек, его внутренний мир.

Познавательную деятельность нельзя сводить только к акту мышления. В познавательном процессе участвует все сознание: чувства, память, воля, воображение. В познавательном отношении проявляется духовная активность человека, в нем присутствуют убеждения, вера, ошибки и иллюзии. Это является основанием для разнообразных, часто противоречивых, интерпретаций познания. Но как бы ни отличались друг от друга различные концепции познания, общим для всех их был вопрос о том, возможно ли познание, способен ли человек к содержательному и объективно значимому познанию. В этом вопросе - специфика философского подхода к проблеме познания, воплощенном в теории познания или гносеологии - специальном разделе философии, ориентированном на исследование познания. В рамках гносеологии рассматриваются также другие вопросы, тесно связанные с проблемой о познаваемости мира: проблема субъекта и объекта познания, проблема структуры познавательного процесса, проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания, проблема истины и ее критериев.

Познавательная проблематика присутствует так или иначе в любом философском учении, хотя и проявляется в разной мере. В самом общем смысле можно выделить классическую и неклассическую теорию познания.

Для классической теории познания характерно:

Критически обостренное отношение к знанию в обыденном смысле, к знанию, сформированному в предшествующую эпоху и в других философских системах;

Особо высокий статус научного знания;

Особо привилегированное положение субъекта познания, который рассматривается как несомненный и неоспоримый фундамент при построении системы знания.

Основные черты неклассической теории познания:

Особая трактовка критического отношения к традициям, учитывающая тот факт, что познание индивида опирается на предшествующий опыт и вписывается в него. Предполагается, что в коллективно выработанном знании может иметься такое знание, которое не осознается до определенного момента коллективным сообществом;

Происходит пересмотр привилегированного статуса научного знания; пристальное внимание уделяется также до- и вненаучным формам и типам знания, взаимоотношению обыденного и научного знания;

Пересматривается понимание статуса познающего субъекта, который понимается в качестве изначально помещенного в реальный мир; отсюда акцентируется проблем а раскрытия механизмов генезиса индивидуального сознания, оформления его субъективности, комбинированного подхода к пониманию индивидуального сознания и познания.

В зависимости от ответа на фундаментальный вопрос о познаваемости мира и адекватности полученных знаний объектам реальности в истории философии выделяются позиции гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Сторонники первой позиции признают принципиальную познаваемость мира, наличие у человека необходимых и достаточных для этого способностей и средств и считают, что полученные в процессе познания знания адекватно отображают свойства объектов внешнего мира. На позиции гносеологического оптимизма стояли Аристотель, Бэкон, Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс.

Скептицизм: не отрицается способность познания, но ставится под сомнение. Причины: сложность познавательного процесса, специфика субъективных способностей человека и неоднозначность полученных результатов познания. У человека, по мнению скептиков, нет никаких средств, с помощью которых можно было бы установить наличие связи между нашими знаниями и предметами внешнего мира. На таких позициях стояли Пиррон, Секст Эмпирик, а в Новое время скептицизма придерживались Гассенди, Бейль, но, прежде всего, Юм, разработавший аргументированную систему скептицизма.

Идея скептицизма становится основанием, на котором возникает агностицизм - учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания действительности. Сторонники его (Беркли, Кант) отрицают способность человека к объективно содержательному познанию и сводят познание к сумме субъективных переживаний либо априорных конструкций, не связанных с объектами действительности.

Так в истории философии ставилась проблема познания, способы и средства решения которой образуют проблемное поле гносеологии, направленной на выявление статуса субъекта в познании, анализ структуры познавательного отношения, разработку форм и методов познания, исследование условий истинности полученных знаний. Как же эта проблема решалась в историко-философском процессе?

познание истина неклассический