Для чего строят буддийский храм. Оcновы религиозных культур и светской этики (1). Буддийские монастыри в России

§ 15. Храмы и обряды Буддизма

Храмы (дацаны) в буддизме являются центром религиозной жизни. Все культы и обряды происходят именно там. Различие форм самих храмов в разных странах объясняется разнообразием культур и смешиванием с местными культами и традициями в верованиях и строительстве. Буддийские храмы имеют не только разнообразные формы, но и самые неожиданные размеры: от нескольких построек с жилыми домами до огромных пагод (храмов). Есть целые города с десятками храмов и сотнями служебных построек. Несмотря на это все храмы имеют ряд общих черт.

Главной достопримечательностью буддийских храмов является китайский стиль крыши с загнутыми вверх краями. Величественный многоэтажный комплекс с золоченной четырехскатной крышей, обнесенный оградой в форме правильного прямоугольника. На всех четырех углах ограды на высоких шестах развеваются разноцветные полоски ткани с магическими текстами, служащие защитой монастыря от злых сил.

По обе стороны ограды тянутся ряды молитвенных барабанов, которые представляют собой насаженные на вертикальную ось металлические цилиндры, заполненные молитвенными текстами. Обычно количество барабанов 108, почему именно столько, не знает никто. В верхней части крыши (особенно в Непале) нарисованы глаза на всех четырех сторонах пагоды. Верующие до того, как зайти в монастырь, должны обойти ограду и вращать барабаны. Считается, что один поворот барабана равен прочтению всех молитв, находящихся в нем. Затем верующий заходит в ворота монастыря, обычно окрашенные в красный цвет и с нарисованными драконами. По обе сторона ворот размещаются статуи божеств – покровителей четырех сторон света, охраняющих монастырь. От ворот до входа в главный храм идет выложенная из белого камня дорога, называемая «высокий путь». Этой дорогой пользуются ламы, и то по праздникам во время торжественных церемоний. На самой середине этого пути установлена курильница в виде чаши, пагоды или льва, сидящего на задних лапах с поднятой вверх пастью. Сама курильница сделана из чугуна, из нее струится дым можжевельника и ароматических палочек. О начале ритуала извещает гонг из морской раковины. Ламы поднимаются на помост напротив жертвенника и начинают церемонию.

Главный храм расположен всегда в центре, вокруг него еще множество культовых сооружений. Почти всегда одна из построек предназначена для огромной фигуры сидящего Будды Мантрейя (грядущего Будды). Иногда высота этой статуи доходит до 16 м.

Внутри храм представляет собой прямоугольный зал. Северная стена предназначена для скульптур с изображениями буддийских божеств. Это полые изнутри статуи Будды и других божеств, заполненные свитками священных текстов и различными реликвиями.

По бокам обычно развешивают живописные картины божеств, выполненные на коже, бумаге или грунтованном полотне. Будда и Бодхисаттвы изображаются всегда обнаженными до пояса. Окраска их тела и предметы, которые они держат в руках, имеют цвета: белый, желтый, красный, зеленый и синий. Будду Шакьямуни всегда можно узнать по чаше, которую он держит в левой руке, Будду Мантрейю – по телу, окрашенному в красный цвет.

Наряду с изображениями Будд, Бодхисаттв и грозных божеств, есть также изображения «колеса сансары», рая и ада, а также двенадцати важнейших событий из жизни Будды.

Самым важным обрядом в Буддизме, который ежедневно совершается в храме во время общего молебна, является жертвоприношение. Алтарь – стол, обтянутый материей, находится у северной стены перед изображениями и скульптурами божеств. На алтаре раскладывают ритуальные предметы и 7 жертвенных сосудов, в которые наливают воду, кладут цветы и сладости, наливают масло и ставят благовония. Вдоль боковых стен устанавливают помосты, где рассаживаются ламы. Перед ними на столиках кладут книги, ритуальные предметы и музыкальные инструменты, а также чашки с чаем или водой. Убранство зала состоит из разноцветных лент, красочных матерчатых цилиндров, шелковых платков, зонтов, ароматных шаров и фонарей разных цветов и форм. В этом обряде внутри храма участвуют только ламы, остальные верующие стоят у входа в храм, перебирая четки или читая молитвы.

Чтение молитв и проведение самого обряда является зрелищным явлением. Ламы читают молитвы под музыку, гармонично сопровождая пение движениями рук. Звучат колокольчики, маленькие медные тарелочки, им отзываются барабаны различных размеров и звуков, гудят огромные гонги. Внезапно в их хор врывается труба, означающая ржание небесного коня.

После молебна миряне идут поклониться божествам и приносят свои подношения.

Праздники . В Буддизме Российской Федерации отмечаются 6 основных праздников:

1. Новый Год по лунному календарю. В течение 15 дней этого праздника совершается Великий молебен, посвященный 15 чудесам, совершенным Буддой Шакьямуни. В буддийской литературе сохранились описания этих чудес. Вскоре после того, как Будда начал проповедь своего учения, у него появилось много учеников. Шесть монахов-аскетов, которых покинули ученики, ставшие последователями Будды, возненавидели его за это и всюду, где могли, издевались и над новым учением, и над самим Буддой и демонстрировали народу всякие чудеса, на которые были способны. Будда не обращал на них внимания, но однажды его ученики попросили Учителя посрамить этих лжеучителей, потому что они причиняют людям зло и нет от них покоя. И Будда согласился. Было выбрано место – город Шаравасти, где он сотворил свои 15 чудес:

– 1-го числа первого весенней луны он воткнул в землю свою зубочистку, и из нее выросло огромное дерево, которое своими ветвями заслонило солнце и луну. На нем висели плоды, подобные сосудам, вмещавшим 5 ведер воды.

– 2-го числа Будда по обеим сторонам от себя произвел высокие горы с растущими на них лесами фруктовых деревьев. В горах по правую руку от Будды люди собирали и лакомились чудесными плодами, а по левую от него паслись животные.

– 3-го числа Будда прополоскал рот и выплюнул воду на землю. Она превратилась в громадное озеро. Посреди него выросло множество чудесных лотосов, своим светом озаривших весь мир и наполнивших его благоуханием.

– 4-го числа по воле Будды из вод озера раздался голос, который проповедовал священное учение.

– 5-го числа Будда улыбнулся, и от его улыбки рассеялся свет в трех тысячах миров; все, на кого пал этот свет, стали благословенными.

– 6-го числа первой луны все последователи Будды познали мысли друг друга, добродетельные и греховные, а также узнали о воздаянии и возмездии, которые их за это ожидают.

– 7-го числа Будда своим видом возбудил во всех собравшихся чувство благоговения и стремления к священному учению тем, что показал себя во всем своем небесном величии. Он предстал окруженный правителями всего мира, их свитами и благородными людьми.

– 8-го числа Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и внезапно появились пять страшных чудовищ, разрушивших сидения лжеучителей, а возникшее вместе с ними существо Ваджрапани прогнало их своей ваджрой – оружием, подобным молнии. После этого 91 тысяча почитателей лжеучителей перешли на сторону Будды и приняли духовное звание.

– 9-го числа Будда предстал перед всеми окружающими выросшим до небес и так проповедовал священное учение всем одушевленным существам.

– 10-го числа Будда сделался видимым одновременно во всех царствах материального мира и проповедовал свое учение.

– 11-го числа Будда превратил свое тело в неизреченный свет, который наполнил свои сиянием тысячи миров.

– 12-го числа он испустил из своего тела золотой луч и осветил им все царства трех тысяч миров. Кого коснулся этот свет, восприняли учение Будды.

– 13-го числа Будда испустил из своего пупка два луча, которые поднялись на высоту семи саженей; на окончании каждого луча выросло по цветку лотоса. Из середины каждого цветка вышло по два отражения Будды. Они, в свою очередь, испустили по два луча, оканчивающихся лотосом, из которых появились новые отражения Будды. Так продолжалось до тех пор, пока цветы и Будды не заполнили Вселенную.

– 14-го числа Будда произвел своей волей огромную колесницу, которая достигла мира богов. Вместе с ней образовалось еще множество колесниц, в каждой из которых находилось по одному отражению Будды. Сияние, исходившее от них, наполнило светом все миры.

– 15-го числа Будда наполнил пищей все сосуды в городе. Она имела разный вкус, но, отведав ее, люди чувствовали удовольствие. Затем Будда коснулся рукой земли, и она разверзлась, показав страдания, которые любители удовольствий претерпевали в областях ада. Увидевшие это смутились, и Будда стал проповедовать свое учение собравшимся.

2. Поворот «колеса времени» посвящен началу проповеди Буддой учения о калачакре. Устраиваются театрализованные представления, посещают храмы, делают подношения ламе.

3. День рождения, просветления и ухода из жизни Будды. Отмечают 7 дней. Это самый важный из буддийских праздников. Во всех монастырях читают молебны, устраивают праздничные шествия. В эти дни многие соблюдают строгий пост и молчание все 7 дней.

4. «Круговращение Мантрейи». В этот день вокруг монастыря совершают объезд колесницы со статуей Мантрейи. В течение дня процессия двигается вокруг наружных стен монастыря, подолгу останавливаясь у каждого поворота для чтения молитв и чаепития.

5. «Праздник огней» – день нисхождения Будды Шаньямуни для своего последнего перерождения среди людей.

6. День ухода в нирвану Цзонхавы. Едят особую кашу из кусочков теста. С наступлением темноты внутри храма зажигают лампы, которые горят до рассвета.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Храмы и святилища Главные храмы строились на видном месте, часто следуя тому же плану, по которому строились дома или дворцовые комплексы, хотя от святилищ не требовалось, чтобы они служили убежищем для прихожан. Храм Солнца в Куско, Кориканча, состоящий из четырех

Из книги Религия древних кельтов автора Маккалох Джон Арнотт

Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй Уорвик

Из книги Финикийцы [Основатели Карфагена (litres)] автора Харден Дональд

Храмы и святилища Скудные остатки финикийских храмов, дошедшие до нас, дают слишком мало информации. Кое-какую помощь в изучении архитектуры предлагают модели храмов и известняковые стелы финикийских святилищ (рис. 24). Кое о чем, во всяком случае о более позднем облике,

Из книги Япония до буддизма [Острова, заселенные богами (litres)] автора Киддер Джейн Э.

Из книги Славяне [Сыны Перуна] автора Гимбутас Мария

Из книги Друиды автора Кендрик Томас Даунинг

Из книги Откуда все это появилось? автора Рогозин Павел Иосифович

Рукотворные храмы Всевышний не в рукотворенных храмах живет Деян.7,48 Начало сооружения христианских храмов относится к царствованию миролюбивого римского императора Александра Севера. Будучи язычником, Александр обладал религиозным чувством и благоволил к

Из книги Еврейский вопрос: Беседы с главным раввином России автора Чаландзия Этери Омаровна

Храмы Постройте Мне святилище, и Я буду пребывать среди вас. Исх. 25:8 История знает два Храма – первый и второй. Оба стояли на Храмовой горе в Иерусалиме, и оба играли огромную роль в жизни религиозных евреев и всего Иудейского государства.После Исхода евреев из Египта и

Из книги Описание религии ученых автора Бичурин Никита Яковлевич

V. Жертвенники и храмы Слово «жертвенник», по-китайски тхань, берется в двух значениях, которые и в разговоре, и на письме легко различить одно от другого. Собственно, жертвенником называется земляное возвышение, с искусством устроенное для приношения жертв. Это есть

Из книги История Православной Церкви до начала разделения Церквей автора Победоносцев Константин Петрович

XI. Храмы и богослужение Ветхозаветный закон воспрещал иудеям совершать свое богослужение иначе, как в храме Иерусалимском. Но слово Спасителя возвестило людям, что поклонение Богу возможно на всяком месте: Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги Введение в дзэн-буддизм автора Судзуки Дайсэцу Тэйтаро

1. ВКЛАД БУДДИЗМА, В ОСОБЕННОСТИ ДЗЭН-БУДДИЗМА, В ЯПОНСКУЮ КУЛЬТУРУ Наряду с тем, что дзэн придает первостепенное значение личному опыту в постижении высшей истины, он имеет следующие характерные особенности, которые оказали огромное влияние на формулирование того, что

Буддийский храм – это храм приверженцев учителя и пророка Будды, третьей по счету по количеству верующих религии в мире. Буддизм более всего распространен в странах Востока, в Азии: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Вьетнаме, Таиланде, Мьянме, Камбодже, Лаосе, Малайзии, Монголии, Непале, в Индонезии, на Тайванe и в других странах этого региона планеты. В России буддизм распространен в регионах Сибири и Дальнего Востока (Республики Тыва, Бурятия, Забайкалье и так далее), а также в Калмыкии.

Глава буддийской церкви в мире – это далай-лама, избираемый из числа буддийских монахов. Буддизм – очень миролюбивая религия, что отрицает насилие и войны.

Конечно же, как и любая мировая, да и малая, религия на Земле, буддизм имеет свои храмы. Буддийский храм называется «дацан». Его легко отличить от прочих зданий по восточного стиля крыше-пагоде. Он также обильно украшается яркими и красочными традиционными орнаментами- то символизирует радость избавления человека от круговорота страданий, сансары.

Часто храмы буддистов выкрашиваются в ярко-красный цвет. Ярких цветов в храмах хватает – например, традиционная одежда буддийских монахов всегда ярко-оранжевая. Но в устройстве самого храма должны преобладать аскетизм и строгость, отсутствие лишних вещей и украшений. Буддизм не признает обилия, нагромождения в храме очень дорогой и пышной утвари. При этом и не отрицает драгоценных предметов в храме.

Золотой, позолоченной, серебряной или инкрустированной драгоценными камнями может быть статуя учителя Будды на троне – непременный атрибут каждого храма, помещаемая в так называемых «золотых залах» дацана. Также в храмах вы встретите изображения основных священных символов буддизма. Еще один непременный атрибут буддистского храма – колокольчики с мелодичным звоном. Часто они тоже делаются из драгоценных металлов. Как в христианских храмах, в дацанах можно увидеть и великолепные разноцветные витражи.

В дацанах их служители часто собирают хорошие библиотеки. При буддийском храме могут жить монахи. В буддизме, в отличие от христианства, вообще нет разницы между монастырем и обычным храмом. Любой дацан должен иметь крепкие ворота, хорошо закрытый от улицы дворик, и мало окон, чтоб создавать верующим атмосферу тишины, духовности и уединения. В храме важно отрешиться от внешнего мира, развлечений, мирских зрелищ и влияний. Тут полагается думать о высоком, спокойно молиться и медитировать.

Для чего верующие строят храмы? Зачем их такое большое количество разбросано по всей православной Земле? Ответ прост: цель каждого - спасение души, а достижение ее невозможно без посещения церкви. Она - лечебница, где происходит от греховных падений, а также ее обожествление. Устройство храма, его убранство позволяют верующему окунуться в божественную атмосферу, стать ближе к Господу. Провести обряд крещения, венчания, отпустить грехи может только священник, который присутствует в храме. Без служений, молебнов не может человек стать чадом Божьим.

Православный храм

Православный храм - это место, где служат Богу, где есть возможность соединиться с ним при помощи таких таинств, как крещение, причастие. Здесь собираются верующие, чтобы совершить совместную молитву, о силе которой знают все.

Первые христиане имели нелегальное положение, поэтому у них не было своих храмов. Для молитв верующие собирались в домах предводителей общин, синагогах, а бывало, что и в катакомбах Сиракуз, Рима, Эфеса. Длилось это на протяжении трех столетий, пока к власти не пришел Константин Великий. В 323 году он стал полноправным императором Римской империи. Христианство он сделал государственной религией. С тех пор и началось активное возведение храмов, а позже и монастырей. Именно его мать - царица Елена Константинопольская - была инициатором воздвижения в Иерусалиме.

С той поры устройство храма, его внутреннее убранство, архитектура претерпели значительные изменения. На Руси повелось строить крестово-купольные церкви, этот тип актуален до сих пор. Важной деталью любого храма являются купола, венчаются которые крестом. Уже издалека по ним можно заприметить дом Божий. Если же купола украшаются позолотой, то под лучами солнца они пламенеют, символизируя огонь, пылающий в верующих сердцах.

Внутреннее устройство

Внутреннее устройство храма обязательно символизирует близость к Богу, наделено определенной символикой, убранством, служит для удовлетворения целей христианского богослужения. Как учит Церковь, весь наш материальный мир есть не что иное, как отражение духовного мира, невидимого глазу. Храм - образ присутствия Царства Небесного на земле, соответственно, образа Царя Небесного. Устройство православного храма, его архитектура, символика дают возможность верующим воспринимать храм как начало Царствия Небесного, его образ (невидимый, далекий, божественный).

Как и любое строение, храм должен нести в себе те функции, для которых он предназначен, удовлетворять потребности и иметь следующие помещения:

  • Для священнослужителей, которые проводят службы.
  • Для всех верующих, присутствующих в церкви.
  • Для кающихся и тех, кто готовится принять крещение.

Издревле храм разделяется на три основные части:

  • Алтарь.
  • Средняя часть храма.
  • Притвор.
  • Иконостас.
  • Жертвенник.
  • Престол.
  • Ризница.
  • Горнее место.
  • Амвон.
  • Солея.
  • Пономарка.
  • Клиросы.
  • Паперти.
  • Свечные ящики.
  • Колокольня.
  • Крыльцо.

Алтарь

Рассматривая устройство храма, особое внимание нужно уделить самая главная часть церкви, предназначенная только для священнослужителей, а также для тех лиц, которые прислуживают им во время богослужений. Алтарь заключает в себе образы Рая, небесного жилища Господа. Обозначает таинственную сторону во Вселенной, часть неба. Иначе алтарь называют «небо на Зеле». Всем известно, что Господь закрыл после грехопадения Врата в Царствие Небесное для простых мирян, вход сюда возможен только Имея особое священное значение, алтарь всегда внушает верующим благоговение. Если верующий, помогающий в службе, наводящий порядок или зажигающий свечи, заходит сюда, он обязательно должен совершить земной поклон. Мирянам вход в алтарь запрещен по той простой причине, что место это всегда должно быть чисто, свято, именно здесь находится Святая Трапеза. Не допускается в этом месте толчея и бесчинство, которое по своей греховной натуре могут допустить простые смертные. Место это для сосредоточения молитвы священником.

Иконостас

Христиане испытывают чувство благоговения, войдя в православный храм. Его устройство и внутреннее убранство, иконы с ликами Святых превозносят души верующих, создают атмосферу умиротворения, трепет перед Господом нашим.

Уже в древних катакомбных храмах алтарь начали отгораживать от остальной части. Тогда уже существовала солея, алтарные преграды выполнялись в виде приспущенных решеток. Намного позже возник иконостас, который имеет царские и боковые врата. Он служит разделительной чертой, которая разгораживает средний храм и алтарь. Устроен иконостас следующим образом.

В центре размещены царские врата - особо украшенные двери с двумя створками, располагаются напротив престола. Почему они так называются? Считается, что через них сам Иисус Христос исходит, чтобы преподать причастие людям. Слева и справа от устанавливаются северные и южные врата, которые служат для входа и выхода священнослужителей в уставные моменты богослужения. Каждая из икон, расположенных на иконостасе, имеет свое особое место и значение, рассказывает о каком-либо событии из Писания.

Иконы и фрески

Рассматривая устройство и убранство православного храма, нужно отметить, что иконы и фрески являются очень важной принадлежностью. Изображаются на них Спаситель, Богородица, ангелы, святые угодники из библейских сюжетов. Иконы в красках передают нам то, что описывается словами в Священном Писании. Благодаря им в храме создается молитвенное настроение. Молясь, нужно помнить, что молитва возносится не к картинке, а к образу, изображенному на ней. На иконах образы изображены в том виде, в каком они снисходили к людям, какими видели их избранные. Так, Троица изображена в том виде, как видел ее праведный Авраам. Иисус изображен в том человеческом обличье, в котором жил он среди нас. Святой дух принято изображать в виде голубя, так явился он во время крещения Христа в реке Иордан, или в виде огня, который видели апостолы в день Пятидесятницы.

Вновь писаная икона обязательно освящается в храме, окропляется святой водой. Тогда она становится священной и имеет способность действовать с Благодатью Святого Духа.

Нимб вокруг головы обозначает, что изображенный на иконе лик имеет благодать Божию, является святым.

Средняя часть храма

Внутреннее устройство православного храма обязательно содержит среднюю часть, иногда ее называют нефом. В этой части храма расположены амвон, солея, иконостас и клиросы.

Именно эта часть собственно и зовется храмом. Издревле эту часть называют трапезной, ведь здесь вкушают Евхаристию. Средний храм символизирует земное бытие, чувственный людской мир, но оправданный, обожженный и уже освященный. Если алтарь символизирует Верхнее Небо, то средний храм - это частица обновленного людского мира. Две эти части должны взаимодействовать, под руководством Неба восстановится на Земле нарушенный порядок.

Притвор

Притвор, входящий в устройство христианского храма, является его преддверием. В истоках веры в нем останавливались кающиеся лица или те, кто готовился к Святому Крещению. В притворе чаще всего располагают церковный ящик для продажи просфор, свечей, икон, крестиков, для регистрации венчаний и крещений. В притворе могут стоять те, кто получил от духовника епитимью, да и все люди, которые по каким-то причинам считают себя в данный момент недостойными входить в храм.

Внешнее устройство

Архитектура у православных храмов всегда узнаваема, и хоть виды ее бывают различными, внешнее устройство храма имеет свои основные части.

Абсида - выступ для алтаря, пристраивается к храму, обычно имеет полукруглую форму.

Барабан - верхняя часть, которая завершается крестом.

Световой барабан - барабан с прорезанными проемами.

Глава - увенчивающий храм купол с барабаном и крестом.

Закомара - русская архитектура. Полукруглое завершение части стены.

Луковица - глава церкви луковичной формы.

Паперть - возвышенное над уровнем земли крыльцо (закрытого или открытого типа).

Пилястра - плоский декоративный выступ на поверхности стены.

Портал - вход.

Трапезная - пристройка с запада здания, служит местом проповеди, собраний.

Шатер - имеет несколько граней, покрывает башни, храм либо колокольню. Распространено в архитектуре XVII века.

Фронтон - завершает фасад здания.

Яблоко - купольный шар, на котором установлен крест.

Ярус - убывание по высоте объема всего здания.

Виды храмов

Православные храмы имеют различную форму, они могут быть:

  • В форме креста (символ распятия).
  • В форме круга (олицетворение вечности).
  • В форме четырехугольника (знак Земли).
  • В форме восьмиугольника (путеводная Вифлеемская звезда).

Каждая церковь посвящена какому-либо святому, важному христианскому событию. День их памяти становится престольным храмовым праздником. Если приделов с алтарем несколько, то каждый называется отдельно. Часовня - это небольшое сооружение, которое напоминает храм, но не имеет алтаря.

Во времена устройство христианского храма Византии имело крестово-купольный тип. В нем объединялись все традиции восточного храмового зодчества. Русь переняла от Византии не только православие, но и образцы архитектуры. Сохраняя традиции, при этом русские церкви имеют много своеобразного и самобытного.

Устройство буддийского храма

Многие верующие интересуются, а каким образом устроены храмы Будды. Дадим краткую информацию. В также устанавливается все согласно строгим правилам. Все буддисты почитают «Три сокровища» и именно в храме ищут для себя прибежища - у Будды, его учения и у общины. Правильное место - то, где собраны все «Три сокровища», они должны быть надежно защищены от любого влияния, от посторонних. Храм - замкнутая территория, защищенная со всех сторон. Мощные ворота - главное требование в устройстве храма. Буддисты не различают монастырь или храм - для них это одно и то же понятие.

Каждый буддийский храм имеет изображение Будды, неважно, вышитое, рисованное или это скульптура. Изображение это должно размещаться в «золотом зале», ликом к востоку. Главная фигура имеет огромные размеры, все остальные изображают сцены из жизни святого. Храм имеет и другие изображения - это все существа, почитаемые буддистами. Алтарь в храме украшают фигуры знаменитых монахов, они расположены чуть ниже Будды.

Посещение буддийского храма

Те, кто хочет посетить буддийский храм, обязательно должны придерживаться некоторых требований. Ноги, плечи обязательно должна прикрывать непрозрачная одежда. Как и остальные религии, буддизм считает, что несоблюдение приличий в одежде - это неуважение к вере.

Ноги у буддистов считаются самой грязной частью тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому при входе в храм нужно обязательно снять обувь. Считается, что так ноги становятся чище.

Обязательно нужно знать правило, по которому садятся верующие. Ноги ни в коем случае не должны указывать в сторону Будды или какого-либо святого, поэтому буддисты предпочитают держать нейтралитет - сидеть в позе лотоса. Можно просто подогнуть ноги под себя.

В нашей стране живут верующие очень многих религий. И часто, даже из любопытства, мы заходим в храмы представителей не своей веры.

Сравниваем архитектуру, традиции, обычаи. Что желательно знать, заходя в культовое сооружение католиков, православных, мусульман, иудеев, буддистов? О чем надо помнить, чтобы ненароком не оскорбить религиозных чувств?

Православная церковь в форме... корабля

Культовыми зданиями православных христиан являются церкви, соборы и часовни. С давних пор все христианские храмы строятся так, что с высоты птичьего полета они похожи на огромный крест, круг (символ вечности) либо корабль (Ноев Ковчег). Согласно традиции, православный храм всегда воздвигают алтарем на восток.

Храм, как правило, имеет один или несколько куполов круглой, крестовидной либо восьмигранной формы. Их венчают колокольни. Внутри православных храмов расположен иконостас - перегородка с прикрепленными к ней иконами. Она отделяет алтарь, куда могут входить только мужчины, от притвора и паперти. В каждом храме также есть клирос и хоры для певцов, чтецов и пономарей, а посреди установлен аналой с иконами.

При входе в храм мужчина должен снять головной убор и стать на правую часть храма, а женщина - покрыть голову и занять место на левой стороне.

Знаменитый храм . Собор Святой Софии построен в XI веке в центре Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков его перестроили в стиле украинского барокко. До наших дней в нем сохранилось много древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.

Католический костел - без иконостаса

Католики молятся в костелах и соборах. Чаще всего эти культовые сооружения построены в готическом или неоготическом стиле. Внутреннее устройство зданий во многом сходно с православными храмами, но у католиков отсутствует иконостас. В храме отчетливо выделена центральная часть - алтарная, или, как ее еще называют, пресвитерий. Это то самое место, где проходят богослужения и где хранятся Святые Дары. Оно отмечено неугасаемой лампадой. Рядом с центральным алтарем зачастую располагаются боковые приделы в честь святых. Кроме того, в помещении католического храма есть отдельное место для хора и ризницы.

При входе в храм мужчины должны снимать головные уборы, а вот женщинам покрывать голову не обязательно. Пальцы правой руки прихожане окунают в кропильницу - сосуд со святой водой, который стоит перед храмом, а затем крестятся.

Знаменитый храм . Кафедральный собор Святых Апостолов Петра и Павла в Луцке - старейший в Украине. Построен в 1616-1639 годах по проекту известного архитектора Джакомо Бриано как церковь при монастыре иезуитов.

Синагога «смотрит» на Иерусалим

Евреи проводят религиозные обряды в синагоге, фасад которой обязательно должен быть обращен к Иерусалиму. В Европе это означает ориентацию на восток. Снаружи синагога представляет собой обычное здание. Внутри него у входа есть умывальник, где священнослужители омывают руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. За ними расположено Святилище в виде шатра, куда могут входить только священнослужители. В глубине Святилища за занавесом находится Святая святых с Ковчегом Завета, на котором высечены Десять священных Заповедей иудеев.

Переступая порог синагоги, иудеи должны дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы - футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Женщины и мужчины входят в синагогу с покрытой головой и молятся в разных помещениях.

Знаменитый храм. В поселке Жовква Львовской области есть уникальная синагога-крепость, построенная в XVII веке по указу польского короля Яна Казимира в стиле барокко.

Мечеть обращена к Мекке

Дом молитвы мусульман - мечеть. Она представляет собой здание круглой или квадратной формы, которое обращено к Мекке, с башнями-минаретами (числом от одного до девяти). В мечети нет культовых изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана. Справа расположена кафедра-минбар, с которой проповедник-имам читает свои проповеди.

Верующие молятся в мечетях пять раз в день. Перед молитвой мусульмане проводят омовения, а перед вхождением в храм обязательно снимают обувь. Также всем нужно покрыть голову, а женщинам еще и надеть максимально закрытую одежду. Молятся мужчины и женщины в разных помещениях.
Знаменитый храм. В 2011 году в Киеве на Татарке возвели мечеть Ар-Рахма ("Милосердие") с огромными 27-метровыми минарета.

Буддийский храм собрал культовые сокровища

Быть буддистом означает искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» - у Будды, его учений и общины. Буддийский храм устроен так, что все сокровища собраны в одном месте. Храмы отличаются обилием шпилей, лепных украшений на фасаде, а также особым устройством карнизов, которые мягко и изящно загнуты вверх.

Храм состоит из трех залов. В «золотом зале» хранятся статуи и изображения Будды, а также находится алтарь. Второй зал - пагода - имеет три или пять ярусов, в центре находится столб из ствола большого дерева. На его вершине хранится частица останков Будды. А третий зал, для чтений, предназначен для священных свитков и книг.

Перед входом в золотой (алтарный зал), женщинам и мужчинам необходимо снять головные уборы, пройти к алтарю по ходу солнца (слева направо). Во время религиозной службы (хурала) можно сидеть на скамейках или на ковре в позе лотоса, но нельзя закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря.

Знаменитый храм . Самый крупный в Европе буддистский храм "Белый Лотос" основан последователями школы кунг-фу в 1988 году в Черкассах.

Напомним, ранее мы рассказывали, что .

Словарик

Ризница - место, где хранятся литургические предметы, в том числе одеяния.

Аналой - столик, на который кладутся книги, иконы и другие церковные принадлежности.

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии

Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота. В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни, сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Буддийская архитектура сформировалась в Южной Азии начиная с третьего века до н. э. С ранним буддизмом ассоциируются два вида сооружений: вихары и ступы.

Сту́па - буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Преимущественно представлены в монолитной форме; менее распространены ступы, имеющие внутреннее помещение.

Уже ранние ступы имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд,Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай).

Обычная техника сооружения ступы - облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре ступы часто применяются раскраска и позолота.

В процессе создания ступ, связанных с разными этапами жизни Будды Шакьямуни, в традиции тибетского и индийского буддизма сложилось восемь типов, отличающихся друг от друга определёнными архитектурными деталями. У всех восьми ступ нижняя часть, включая «Львиный трон», и верхняя часть, от «Тре» и 13 колец, одинаковы. Средняя часть может иметь различные формы. Для строительства каждой ступы существуют особые каноны. Названия и символика восьми классических форм тибетских ступ связаны с жизнью Будды:

1) Ступа Лотоса .

2) Ступа Просветления .

3) Ступа Мудрости



4) Ступа Чудес .

5) Ступа Схождения с небес Тушита

6) Ступа Примирения

7) Ступа Совершенной победы .

8) Ступа Паринирваны .

У всех восьми ступ нижняя часть до Львиного трона и верхняя часть после колец одинаковы. Середина имеет разные формы. В случае Ступы Лотоса, например, она состоит из лотосов.

Помимо приведённой выше, наиболее распространённой классификации, с развитием буддизма стали выделяться и другие виды ступ. Так, выделяют мемориальные (уддешика) и реликварные ступы

Мемориальные ступы возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, его последним рождением на земле, жизнью последующих буддийских учителей, важными вехами истории Сангхи, трагическими событиями, а также могут быть посвящены уважаемым людям.

Реликварные ступы бывают двух видов:

· Шарирака - ступы, построенные над телесными останками,

· Парибходжика - те, где реликвиями служат предметы, которыми просветлённые пользовались при жизни .

К числу реликварных относятся практически все ступы, построенные по тибетским традициям, поскольку реликвии реализованных учителей выступают необходимой частью содержимого ступы.

Пагода является развитием идеи индийской ступы, она характеризуется многоуровневой башней с несколькими карнизами Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды

Для того, чтобы усилить впечатление в интерьере храма, был разработан особый архитектурный стиль.

Интерьер здания обычно состоит из одного большого помещения в центре, от которого иногда отходят другие менее важные пространства, например, коридоры.



Внутренний интерьер разграничивает ряд колонн вдоль всего прямоугольного периметра. Эта жесткая геометрическая форма служит как бы определением божественного, потому что человек, находясь в этом прямоугольнике, был лицом к лицу с самим Буддой, его физическим присутствием. Кроме того форма прямоугольника была символом конфуцианского космического порядка, символом устойчивости.

тонкими как бумага (часто буквально), и несли они более функцию ширмы. Они могли свободно перемещаться и сдвигаться.

Для того, чтобы сохранить геометрический баланс с окружающей природой, была придумана "параметрическая" крыша с фигурными скатами, сильно напоминающими кривые Безье, и декоративным карнизом. Крутой угол ската начинается в самой верхней части крыши, но сужается с более пологим наклоном к карнизу. Такой легко текучий ритм кровли хорошо гармонирует с задним планом пейзажа гор, лесов.

Черезстрочные перекладины были в свое время инновационным приемом поддержания скатов кровли и своего рода концепцией дизайна интерьера храма, призванного некоторым образом влиять на сознание верующего своей грандиозностью. Оригинальная задача заключалась в зрительном увеличении остроты верхних ярусов внутри помещения. А чисто конструктивная задача заключалась в поддержании кровли без устройства дополнительных рядов опорных колонн. Специальная укладка обрешетки и стропил позволяли увеличить площадь опорной поверхности. Так в свое время для Восточной Азии изобретение технологии черезстрочных опор кровли было таким же достижением, как и контрфорсы в европейских готических соборах.

Крыша является наиболее впечатляющим компонентом в японской архитектуре. Часто она занимает половину размера всего здания. Криволинейные декоративные карнизы далеко выходят за границы стен, так что образуют своего рода крытые веранды. Они всегда отбрасывают тень, потому в интерьере всегда царит характерный полумрак, вносящий свой вклад в атмосферу храма.

В качестве украшения кровли использовалась в основном глиняная черепица. Ее прямое назначение было перенаправлять потоки воды во время дождя и предотвращать эрозию. Черепичные ряды выстраивались волнообразно, а на больших крышах чередуются с контурами деревянных досок. Ну и в отличие от своих китайских соседей, японцы редко когда использовали декоративные элементы (фигуры драконов, например) и черепицу не красили. Они отдавали предпочтение естественной простоте.

Искусство планировки храмовых комплексов в Японии развивалось на протяжении нескольких веков. Оригинальная композиция планировки эпохи Тан с ее симметрией и центральной осью постепенно были заменены на асимметричный дизайн с большим вниманием к естественному ландшафту. Этому в большей степени способствовали буддийские секты Дзен и Сингон, чьи доктрины получили в Японии наибольшее распространение. Тем не менее сама архитектура храмов не претерпела изменений вплоть до наших дней