Иконы божией матери всех скорбя щих радость. Чудотворная икона божией матери всех скорбящих радость. О чем молятся и в чем помогает Божья Матерь

События из истории иконы

Икона «Всех Скорбящих Радость» была обретена совершенно чудесным образом, и с тех пор ее чудотворные свойства не переставали изумлять русский народ. О каждом списке, о каждом ее изводе находилось особое, порой не одно свидетельство, что именно в этой ипостаси Пречистая своим скорбящим вечно о нас сердцем слышит всех, кто особенно болезненно испытуем судьбою.

Это случилось в 1688 году, когда Евфимия Петровна Папина, родная сестра тогдашнего Патриарха Московского Иоакима, устав от болей в боку, как о том сказано в летописи, причем, что это была за болезнь – не оговорено, обратилась с горячей молитвой об избавлении от недуга к Богородице, чей образ был запечатлен на иконе «Всех Скорбящих Радость». Недуг был тяжким и, по мнению врачей, неисцелимым, к тому же долгой жизни медицинские светила Евфимии Петровне также не обещали, а она сама давно уже не вставала с постели.

По летописному преданию, во время одной из молитв к Богородице Евфимия Папина услышала голос, который спросил ее, от чего она, так страдая, не идет к Той, что всем Целительница. Молящаяся больная очень изумилась, но спросила в ответ, о какой Целительнице ей говорят. И услышала, что в храме Преображения Господня есть икона Ее «Всех Скорбящих Радость». Находится она в левой части храма, где обычно стоят женщины. Богородица – а это Ее голос говорил с Папиной – велела больной позвать к себе с этой иконой священника, чтобы он отслужил при постели больной молебен с водосвятием, и тогда та будет исцелена. При этом Божия Матерь сказала, чтобы после выздоровления Евфимия помнила всегда Ее милосердие и славила имя Ее.

Храм Преображения находился на Ордынке, оттуда призвали священника и сделали все, как велела Матушка-Целительница, и женщина чудесным образом исцелилась...

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года, со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона.

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – храм иконы «Всех Скорбящих Радость», еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

О чуде, случившемся с Евфимией Папиной, было написано «Сказание об иконе» и составлена особая служба по образцу службы иконе Богоматери Одигитрии – Путеводительнице. Это было сделано сразу после прославления образа.

В иконописной мастерской при Оружейной палате начали создавать списки с чудотворного образа, дабы прославить икону и приходящие от Божией Матери через нее чудеса по всей России.

Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно. По одним сведениям, в 1711 году царевна Наталья, дочь царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, которая была любимой сестрой Петра I и воспитывалась вместе с ним, увезла ее из Москвы. По другим – царевна увезла список. Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке, – один из первых списков с первоначального образа. Полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Так или иначе, но большинство списков украшались богатыми окладами, один из самых известных тот, что принадлежал царевне Наталье. И ранее, и сейчас у этой иконы «Всех Скорбящих Радость» также можно видеть многочисленные вотивные привесы 1 .

Какое чудо произошло

О самом первом чуде, через которое случилось обретение иконы «Всех Скорбящих Радость» , подробно написано в разделе «История иконы».

В начале XIX века найден список этого образа в сенях одной из изб деревни Караулово, что возле Арзамаса. Предание говорит, что дворянин Г.Г. Караулов страдал глазной болезнью, приведшей к почти полной потере зрения. Караулов в то время находился в ссоре со своим братом Сергеем из-за спорной части общего наследства. Полуслепому дворянину явился во сне старец, который повелел ему для исцеления помириться с братом и отслужить молебен перед иконой «Всех Скорбящих Радость» , но где находится образ – точно не указал. После поисков Караулов нашел икону, отслужил молебен с водосвятием, помирился, как было велено, с братом, отдав ему оспариваемое. Икону же он оставил себе и привез в Арзамас. Здесь она снова являла целительные свойства.

В 1837 году, незадолго до смерти, Г.Г. Караулов передал чудотворную икону в Арзамасскую высокогорную пустынь, где завещал похоронить себя сыну Ивану, который впоследствии стал монахом этой обители, приняв в постриге имя Иосиф.

В 1766 году больной крестьянке, уроженке деревни Сошниково Вологодской губернии, было во сне видение об иконе «Всех Скорбящих Радость» , которая якобы находится под алтарем в церковном подвале церкви Богоявления, после чего больная получила исцеление. О чудотворной иконе уведомили Иосифа, епископа Вологодского и Белозерского. За два последующих года было засвидетельствовано письменно 59 рассказов о чудесных исцелениях от очевидцев и самих исцеленных.

Прославление иконы «Всех Скорбящих Радость» в Воронеже началось в середине XVIII века, когда скептически настроенный по отношению к религии городской воевода не пожелал войти в храм приложиться к этому образу, который уже был украшен вотивными привесами за многие исцеления. Но во время переправы поднялась такая буря, что воеводе-гордецу волей-неволей пришлось зайти в церковь. Когда молебен окончился, непогода улеглась, и воевода с адъютантом благополучно перебрались на противоположный берег.

Это только малая часть примеров. На самом деле чудесных исцелений, связанных с иконой «Всех Скорбящих Радость» , по всей России – огромное количество. Начиная с XVIII века обретений ее чудотворных списков происходило великое множество, и большинство из них по тому же сюжету, что и самый первый в 1688 году с Е.П. Папиной (см. раздел «История иконы»). После обретения и прославления икона продолжает являть свои целительные и спасительные качества.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких Вам людей, Вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой, непременно получает помощь и отклик.

Значение иконы

Обретение иконы «Всех Скорбящих Радость» чудесным образом снова являет православному миру Ее особую милость к России и, в особенности, к столице нашего Отечества. Также многочисленные исцеления от иконы свидетельствуют о великом сочувствии Царицы Небесной к нашим скорбям, в которые мы по большей части вольно и невольно ввергаем себя сами. Один еще очень важный факт всей истории исцеления, на который следует обратить внимание, это вопрос, заданный Пречистой Евфимии Папиной, почему она не обращается к Ней, Целительнице наших бед. «Стучите – и отворится вам», – этот принцип действителен везде и всегда. Молитва Богородице, да и любая другая молитва – это стук в двери Царства Божия, а оно, как известно, дается только духовным усилием, которое заключается в постоянной молитвенной просьбе. И диалог между Богородицей и Е.П. Папиной снова напоминает нам об этом.

_______________________________
1 Вотивные привесы, представляющие собой различные ювелирные украшения, – это приношения людей святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета.

Описание и значение иконы Всех Скорбящих Радосте: в чем помогает икона, где находится, история первообраза Всех Скорбящих Радость. Вера и упование на Господа сильнее страха — это доказала икона Всех Скорбящих Радость.

Евфимия, родная сестра патриарха Иакима, уж год как была прикована к больничной койке. Болезнь была настолько тяжелой, что женщина готовилась покинуть этот мир. Незаживающая язва в боку причиняла нестерпимую боль, сквозь нее можно разглядеть внутренние органы.

Ожидая смерти, больная обращалась к Пречистой Деве, прося милости. Она молилась всю ночь, а утром услышала голос, спрашивающий ее: «Евфимия, почему ты страдая, не прибегаешь к помощи Целительницы всех?» И Богородица указала на Свой чудотворный образ, находящийся в Преображенском храме, что на Ордынке.

Назывался он «Всех скорбящих Радость». Женщина попросила родных узнать: так ли это? А когда убедилась, что икона существует, послала за ней и священником, чтобы у ее одра отслужили водосвятный молебен. После этого она полностью поправилась. Так в 1688 году было положено начало прославления святыни, которая, по словам Царицы Небесной, исцеляет всех .

История первообраза Всех скорбящих Радость

Благодаря тому, что брат Евфимии был патриархом, весть о чудотворной святыне облетела все епархии. Со всех уголков России потянулись больные и скорбящие за исцелением. Вскоре списки появились во многих уголках нашей Родины:

  • В Санкт-Петербурге;
  • Нижегородской пустыне;
  • Харькове;
  • Киеве;
  • Воронеже;
  • В монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы, близ Сухуми;
  • Ельце;
  • Казанской губернии;
  • Орле;
  • Перми, Полтаве и во множестве других городов и губерний.

Более 25 образов признаны чудотворными, множество случаев исцеления и помощи зафиксировано от святых икон. Еще больше свидетельств не записано, так как, не везде ведутся дневники о совершенных Богородицей чудесах. Празднование иконы назначено на 24 октября (6 ноября по н. ст.) – день выздоровления сестры патриарха.


Чтили чудотворный образ и многие царские особы. По одной из версий Наталья Алексеевна (сестра Петра I) увезла икону в Петербург. По другой – забрала список (их в храме было три), который поместила в домовой церкви на ул. Шпалерной. Благодаря этому образу удалось остановить распространение эпидемии оспы, свирепствующей во времена Екатерины II.

Храм на Ордынке перестраивался, в 1930 году закрывался, в 1948 был открыт вновь. Святая икона хранилась в музее, передавалась патриархами на сохранение, и окончательно установить какой образ был первоначальным невозможно. Историки до сих пор не могут сказать точно, какую икону считать первообразом: московскую или петербургскую. Известно, что чудотворными почитаются обе святыни. В настоящее время фиксируются:

  • Исцеления от алкоголизма;
  • От наркомании – бич современного времени;
  • Помощь при глазных болезнях;
  • Известны случаи выздоровления смертельно больных и мн. др.

Примечание: Каждую субботу в храме служат молебен Пресвятой Богородице, то есть, Ее образу Всех скорбящих Радость. Люди, потерявшие всякую надежду на выздоровление, прибегающие с верой к помощи Целительницы всех, встречаются с чудом, получая просимое в молитве пред этой святыней .

История образа с «монетками»

Удивительная история произошла с одной из икон Всех скорбящих Радость, которая находилась в Тихвинской часовне деревни Клочки (близ Петербурга). В 1888 году в нее попала молния. Часовня загорелась, все иконы были опалены, кроме образа Богородицы. Кружка с подаянием разбилась вдребезги, а монетки разлетелись во все стороны.

Двенадцать медных грошиков прилипли к образу, краска которого от высокой температуры, видимо нагрелась, но не оплавилась. Наоборот, закопченный лик Богородицы обновился и просветлел. Услышав об этом событии, многие устремились к иконе за исцелением. Чудеса не заставили себя долго ждать. Через год стали появляться сообщения об исцелении больных:

  • с припадками;
  • парализованных;
  • потерявших голос и др.

Примечание: Ныне икона находится недалеко от места пожара, в храме Троицкой церкви «Кулич и Пасха». Стоит отметить, что на многочисленных списках изображают Богородицу по-разному: то в царском облачении, то в простой земной одежде, количество грошиков тоже разнится, но чудеса подаваемые Пречистой Девой не оскудевают, если молящиеся обращаются к Ней с верой .

Вера и упование на Господа сильнее страха

Ноябрь 1768 года. В России свирепствует эпидемия оспы, унося в могилу и молодых, и старых, и дышащих здоровьем, и невинных деток. Способ борьбы известен: необходима прививка. Страх добровольно заразиться неизлечимой болезнью сильнее доводов ученых медиков. Кто знает: может беда минует, а тут привить оспу, и ждать что из этого выйдет. Нет, решиться на это невозможно.

К храму на Шпалерной, к чудотворному образу Всех скорбящих Радость подошла Екатерина II, пав на колени, молилась. До свиты доносились слова: страшно, я еще так молода, страшно. После этого женщина позволила сделать себе прививку оспы. Болезнь побеждена, бояться больше нечего. Ее примеру последовали все остальные. Эпидемия была остановлена. Царица стояла в храме и благодарила Ту, на которую уповала. Поверила Целительнице всех, победив свой страх, чем и спасла народ.

Заключение: Верьте и не бойтесь обращаться к святому образу Матери всех, уповающих на Нее. Богородица спасает от бед самых нуждающихся, безнадежно больных, попавших в трудную ситуацию. Она обязательно поможет, если доверитесь Ей.

Икона Всех Скорбящих Радость – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость - начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл - упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба - сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных - «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке – один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева - Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа - Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы - московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась - для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование - 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой – непременно получает помощь и отклик.

Известная в столице улица - Большая Ордынка - по праву называется местом золотых куполов. Среди верующих особенно почитаема церковь «Всех Скорбящих Радость». Это намоленное место впервые упоминается в летописных источниках 1571 года. В то время храм был известен под другим названием, как церковь Варлаама Хутынского. Согласно предположениям историков, он был возведён в 1523 году во времена митрополита Варлаама, во имя его небесного заступника и покровителя. В 1625 году священнослужители провели здесь освящение престола во имя Преображения Господня. В настоящее время это главный престол Скорбящей церкви.

Храм на Ордынке «Всех Скорбящих Радость» в 1683/85 годах был выстроен в камне. Через несколько лет в его стенах произошло чудо: одна из прихожанок получила полное исцеление от образа Богоматери. Как гласят предания, сестра патриарха Иоакима испытывала сильные страдания от болезненной раны в боку. Она взывала в молитвах о помощи. Однажды до Евфимии донёсся таинственный глас, указавший, что ей следует отслужить водосвятный молебен у иконы Царицы Небесной в Преображенском храме. Женщина поняла, что услышала зов самой Всезаступницы. Она исполнила все указания и исцелилась. С тех пор икона славится как чудотворная, и до сегодняшнего дня образ почитаем всеми православными верующими страны.

Храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость» в 1922 году во время изъятия церковных ценностей был разорён. Все украшения и утварь были экспроприированы (более 65 кг серебра и золота). В 1933 году его закрыли, большевики сняли колокола, но внутреннее убранство осталось практически нетронутым.

Во время Великой Отечественной войны храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость» был запасником Третьяковской галереи. В 1948 году его вновь открыли для богослужений.

Архитектура

Церковь «Всех скорбящих радость» представляет особый интерес благодаря своим архитектурным решениям. Её колокольня обладает редкой формой. Здание выстроено в виде цилиндрической ротонды, с окнами-арками полукруглой формы и ионическими двухколонными портиками. Внутри расположено 12 колонн, служащих опорой небольшому барабану с куполом в виде полусферы и шаровидной главой. Характерной особенностью внутреннего убранства является размещение подсвечников. Они находятся наверху, служители поднимаются по переносной деревянной лестнице, чтобы поставить свечу.

Образа

Икона «Всех скорбящих радость» - это удивительное явление в истории иконописи. Существует множество документальных свидетельств о чудотворных деяниях этого образа. Перечень таких документов едва ли не самый длинный в истории Православия.

Иконы и списки «Всех скорбящих радость»: значение в Православной вере

«Всех скорбящих радость» - первая строка одной их стихир. Даже название этого образа послужило тому, что он стал отличаться такой распространённостью в нашей стране. Помимо первой иконы, расположенной в московском храме, насчитывается около двух десятков местночтимых и чудотворных списков.

Душе русского человека очень близок и понятен скрытый в наименовании иконы смысл. У образов «Всех скорбящих Радость» значение раскрывается так: это безоглядное упование верующего на Пречистую Богородицу, повсюду спешащую облегчить скорбь, утешить, избавить людей от скорби и страданий, дать больным исцеление и нагим одеяние…

Иконография

На иконе изображена Богородица в полный рост, с младенцем на руке или без него. Всезаступницу окружает сияние мандролы. Это нимб особой овальной формы, вытянутой в вертикальном направлении. Богородицу окружают ангелы, в облаках изображена Троица Новозаветная и Господь Саваоф.

Этот принцип иконографии сложился на Руси в семнадцатом веке под влиянием западноевропейских традиций. Иконография образа не смогла получить единой завершённой композиции и представлена в церквях во множестве вариантов. Самыми известными считаются два типа иконописи - с младенцем на руках, как в храме на Ордынке, и без него.

Особенностью иконы является то, что вместе с Богоматерью на ней изображаются люди, мучимые скорбями и недугами, и ангелы, которые совершают благие деяния от имени Всеспасительницы.

Икона «Всех скорбящих радость» с грошиками

Образ прославился в Петербурге в 1888 году, когда в часовню, где она размещалась, ударила молния. Икона осталась целостной, к ней лишь прилипли медные копейки (грошики). Впоследствии на этом месте был построен храм. Знаменитая икона «Всех скорбящих радость» с грошиками находится в нём и по сей день.

Как молиться Царице Небесной

К чудотворной иконе «Всех скорбящих радость» молитва должна возноситься с чистым сердцем и помыслами. Просить заступницу о помощи могут все нуждающиеся, больные люди, матери, ожидающие детей с войны, целые семьи, где случилась беда.

Молитва Пресвятой Деве

"Царица преблагая, Надежда моя, Богородице, Заступница сирым и странным Покровительница! Скорбящим Радосте, обиженным Предстательнице! Узри мою беду, узри мою скорбь: помоги мне немощному рабу Божьему (имярек). Обиду мою разреши по воле своей. На твою помощь уповаю. Только тебя, Богоматерь, о помощи прошу! Аминь".

Священнослужители советуют, как можно чаще обращаться к образу «Всех скорбящих Радость», молитва может быть произнесена своими словами, главное - искренность и истинная вера прихожанина.

Списки с иконы Царицы Небесной

Когда в 1711 году царь Пётр Первый вместе с приближёнными переезжал в Санкт-Петербург, его сестра поставила в новой дворцовой церкви список с иконы Всезаступницы. Позже во имя Богородицы в Северной столице был отстроен целый храм, что пришлось на период царствования Елизаветы Первой.

Как и когда можно посетить храм

Церковь находится в Москве, улица Б. Ордынка, дом 20. Доехать до места можно на метро, до станций «Третьяковская», «Новокузнецкая». Храм на Ордынке "Всех скорбящих Радость" доступен для посещения ежедневно, с 7.30 до 20.00 вечера.

Вместо завершения

Один из самых старых и известных храмов столицы всегда готов принять прихожан. Доступ к чудотворной иконе открыт всегда, но, возможно, придётся отстоять небольшую очередь.

Нет более высокого служения, чем нести радость скорбящим. Слово «скорбь» в старину имело более широкое значение, чем в наши дни. Под ним подразумевались не только горестные переживания, но и физические страдания от болезней, и неудачи житейского плана, и вообще всё то, что мы сейчас называем словом «негатив». Вот сквозь эти беды и невзгоды житейские, которыми полон мир, и несёт радость утешения икона Богородицы «Всех скорбящих радость».

Благодать, подаваемая через иконы

Прежде чем начать о ней разговор, следует подчеркнуть один очень важный факт ― не сама икона творит чудеса и несёт людям Божественную благодать, а изображённая на ней Матерь Божья. Творит же Она это через свои образы, перед которыми мы возносим Ей молитвы. Есть среди них великие иконы, которые принято называть чудотворными. Это означает, что Царица Небесная именно на них остановила свой выбор, и Ей угодно посредством именно ниспосылать благодать. За это мы их почитаем, но молимся не им, не доскам, покрытым живописным слоем, а Той, чей святой образ на них запечатлён.

Для о которой идёт речь, использованы слова одной из Богородичных стихир (особого богослужебного текста) ― «Всех скорбящих радость». с этим названием появилась на Руси в XVII веке. Искусствоведы отмечают в её иконографии ощутимое влияние западноевропейской школы. Кроме того, следует отметить отсутствие во множестве её изводов (вариантов) единой композиционной схемы. В результате можно встретить в иконах с этим названием существенные различия.

В качестве примера можно привести изображаемых на ней святых. В самых ранних изводах эти фигуры отсутствовали и появились лишь на иконах, написанных после 1688 года. Объяснение этому следующее: в этот год икона Богородицы «Всех скорбящих радость» принесла чудесное исцеление от недуга сестре Патриарха Иоакима ― Евфимии. С этих пор началось её прославление, и в живописный сюжет стали вносить фигуры страждущих, тем самым акцентируя внимание на целительной силе образа.

Особенности общепринятой иконографической традиции

С годами сложилась традиция изображать Богородицу в полный рост, стоящую в так называемой мандорле ― вертикальном овальном сиянии. Любопытный факт: подобное изображение характерно для христианского и буддийского искусств. В таком нимбе принято изображать фигуры Христа, Богородицы и Будды. В христианской иконописи часто встречается изображение Христа в мандорле на иконах «Преображение Господне» и «Второе пришествие», а в богородичной иконографии ― на иконе «Успение Пресвятой Богородицы».

Помимо Богородицы и фигур, страждущих недугами, вошло в традицию изображать на иконе ангелов, творящих акты милосердия от имени Царицы Небесной. Кроме того, можно встретить многочисленные изводы с изображениями святых, стоящих по правую и по левую сторону Богородицы. Несмотря на то, что икона «Богоматерь всех скорбящих радость» появилась после церковного раскола, причиной которого послужила известная реформа патриарха Никона, она весьма распространена у старообрядцев. Особенно много появилось её списков, выполненных в белорусском селе Ветке.

История прославления иконы

Следует подробнее остановиться на истории иконы. Как было сказано выше, прославление её началось в 1688 году с исцеления от недугов патриаршей сестры Евфимии Папиной. Легенда гласит, что страдала она от незаживающей раны в боку. И вот однажды во время молитвы услышала Евфимия дивный голос, возвестивший, что исцеление ей принесёт икона Богородицы «Всех скорбящих радость».

На Ордынке есть Преображенская церковь, в которой следует искать эту икону. После молитвы перед ней свершится чудо, и недуг оставит больную. Голос добавил также, что Евфимия должна будет исповедовать это чудо, прославляя имя Пресвятой Богородицы. Вскоре икону доставили к страждущей, и после молитвы перед ней рана стала быстро заживать. Произошло это 24 октября. Выполняя наказ Пречистой Девы (именно Ей принадлежал тот голос), брат Евфимии ― Патриарх Иоаким ― повелел составить молитвенную службу образу «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери была прославляема с тех пор наряду с другими чудотворными иконами.

Среди жителей Москвы и всей России эта история получила широкую известность, что и неудивительно ― её главной героиней была сестра Патриарха. Был написан акафист «Всех скорбящих радость». Кроме уже упомянутой службы составили «Сказ об иконе», в котором подробно излагались все обстоятельства происшедшего, а царские мастера-иконописцы приступили к изготовлению списков с неё. К сожалению, так и не удалось установить, откуда попала в Преображенскую церковь икона «Всех скорбящих радость». Значение её для русского православия велико, и отсутствие сведений о её ранней истории является большим пробелом.

Создание списка с иконы и отъезд в Петербург

Дальнейшие события, связанные с чудотворной иконой, относятся к 1711 году. В этот период столица России была перенесена из Москвы в Петербург. Переехала туда и царская семья. Из исторических документов явствует, что родная сестра царя Петра I ― царевна Наталья Алексеевна, уезжая в новую столицу, заказала копию с иконы «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери была отвезена в Петербург. Но тут в документах появляется разногласие ― по одним источникам, на берега Невы поехала копия, а подлинник остался в Москве, другие источники утверждают обратное.

Следует заметить, что после прославления иконы Спасо-Преображенская церковь, где находился освящённый в её честь предел, стала именоваться в народе «Скорбященской» или «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Можно с полной уверенностью утверждать, что та икона, которую оставила москвичам царевна Наталья, находилась в храме вплоть до революции. Дальше начинаются загадки.

После революции церковь была закрыта, её здание использовалось для государственных нужд. Есть версия, что хранившаяся там икона бесследно исчезла в период церковного лихолетья, а образ, находящийся ныне в восстановленной церкви, ― это подаренный ей I список XVIII века. Но есть и другая версия, согласно которой подлинная икона чудесным образом пережила годы богоборчества и сейчас находится на своём прежнем месте.

Петербургская икона Богородицы

Однако перенесёмся в Петербург и проследим за той иконой, которую привезла сюда из Москвы родная сестра царя. Осталось так и невыясненным, оригинал это или копия, но, несмотря ни на что, и московская икона, и её петербургская сестра почитались в равной степени чудотворными. Это подтверждается тем, что, отправляясь в Прутский поход в 1711 году, царь приказал взять её с собой как залог небесного покровительства армии.

Царевна Наталья Алексеевна поместила привезённую ей икону в домовой церкви собственного дворца, который располагался на Шпалерной улице. В те годы там же находилось и знаменитое детище её брата ― Литейный двор, на котором отливались орудия для армии и якоря для флота. Там создавалась военная и экономическая мощь России.

Наталья Алексеевна не пожалела средств для святыни. Оклад иконы, выполненный из серебра и покрытый золотом, богато украсили фамильными драгоценностями. По установленной традиции, в него были помещены частицы мощей святых и прочие реликвии. Со временем благочестивая царевна устроила при своём дворце богодельню, к которой и отошла церковь после её кончины в 1716 году.

Почитание иконы царствующими особами

Через полвека императрица Екатерина II с особым почитанием относилась к чудотворному образу «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери придала ей силы в период эпидемии оспы, которая разразилась в 1768 году. Известно, что императрица одна из первых сделала прививку от этой страшной болезни себе и наследнику престола, подав тем самым пример остальным.

Он был очень важен, так как прививки в те годы являлись новшеством и были встречены в обществе со страхом и непониманием. Перед тем как решиться на подобный шаг, Екатерина II приехала в домовую церковь царевны Натальи. Молитва иконе «Всех скорбящих радость» вселила в неё уверенность. В результате прививки, сделанные по её примеру, спасли жизнь сотням людей. В знак благодарности вскоре был сделан новый, ещё более богатый оклад иконы.

В период царствования её внука Александра I домовая церковь на Шпалерной была полностью перестроена по проекту архитектора Л. Руска, для иконы создали особую нишу с правой стороны от иконостаса. К этому периоду относится создание нового, третьего по счёту оклада для иконы.

Он был выполнен с необыкновенной щедростью. На его изготовление пошло почти семь килограмм золота. Кроме того, для украшения были использованы в большом количестве драгоценные камни. Фото с литографии иконы, сделанной в 1862 году, можно увидеть в этой статье. В оклад были помещены также частицы мощей многих святых. После торжественного освящения, которое было совершено митрополитом Григорием (Постниковым), оклад занял своё место.

Три списка с иконы

Надо также отметить, что в храме на Шпалерной кроме иконы, о которой идёт речь, находились ещё три сделанные с неё списка, однако они считаются утерянными. Известно только, что один из них практически не отличался по своим иконографическим особенностям от того, что привезла Наталья Алексеевна. Украшал его драгоценный оклад. В 1847 году икона была передана в собственность Спасо-Ефросиньевского монастыря в Полоцке, а её место заняла копия, выполненная живописцем П.М. Шамшиным.

О двух других списках известно, что они имели свои иконографические особенности. В их композицию были включены фигуры страждущих, что говорит об их более позднем написании. Живописная манера, в которой они были выполнены, более характерна для западной школы. Одна из икон находилась в верху помещения на хорах. Её авторство приписывают известному в то время художнику Ф.А. Бронникову. Другая же была создана специально в честь пятидесятилетнего юбилея перестройки храма. Она написана на медной доске художником И.А. Тюриным.

Несколько позднее была произведена перестройка церкви, и с тех пор она получила название Скорбящинской. Также была известна как Церковь иконы «Всех скорбящих радость». Просуществовала она до 1932 года, когда вместе со многими российскими храмами её закрыли. После этого бесследно исчезла и хранившаяся в ней чудотворная икона - семейная реликвия царевны Натальи.

В Петербурге, в Спасо-Преображенском соборе, есть икона, которую многие считают именно той, утраченной при закрытии храма на Шпалерной. Но это, к сожалению, ошибочное мнение. Старинная литография, сделанная с иконы, принадлежавшей царевне, доказывает их неидентичность. Более вероятно, что в Спасо-Преображенском соборе находится тот чтимый список, который, как известно, хранился в драгоценном окладе рядом с иконой Натальи Алексеевны и был передан в собор после закрытия домовой церкви.

Икона с грошиками

Среди петербургских богородичных икон есть одна по-своему уникальная. Называется она икона «Всех скорбящих радость» с грошиками. Существует предание, что однажды, в середине XIX века, её прибило невскими волнами к берегу рядом с имением купца Куракина. От них икона перешла к купцу Матвееву, который преподнёс её в дар часовне, построенной в честь иконы Тихвинской Божьей Матери в Деревне Клочки вблизи Петербурга. Находилась часовня рядом со знаменитым Петербургским стекольным заводом.

Известность эта икона получила после страшной грозы, разбушевавшейся над городом 23 июля 1888 года. Из документов, оставшихся с той поры, известно, что удар молнии, попавшей в часовню, опалил внутренние стены и находящиеся там иконы. Больше всего пострадала кружка для сбора пожертвований — она оказалась полностью разбитой. Осталась невредимой только находившаяся в часовне икона — дар купца Матвеева. Больше того, разлетевшиеся при ударе молнии монеты непостижимым образом накрепко пристали к поверхности иконы.

Когда после грозы открыли повреждённую часовню, то обнаружили, что образ Богородицы, прикреплённый ранее в углу на шнуре, от сильного удара опустился вниз. Но самым поразительным было то, что лик Божьей Матери, потемневший от времени, сам собой просветлел и обновился. Этому чуду было много свидетелей, молва о нём быстро разнеслась по Петербургу.

Её прославление началось с того, что по повелению правящего архиерея митрополита Исидора (Никольского) начались регулярные молитвенные службы перед иконой. К этому времени относятся и сообщения о первых чудесных исцелениях, совершившихся по молитвам перед этим вновь обретённым образом. Из записей явствует, что после того как 6 декабря 1890 года была совершена молитва иконе «Всех скорбящих радость», отрок Николай Грачёв 14 лет от роду получил исцеление от эпилепсии. Следующий случай зафиксирован в феврале 1891 года, когда 26-летняя Вера Белоногова, полностью потерявшая вследствие болезни горла способность говорить, вдруг обрела дар речи.

Разрушенный храм «Всех скорбящих радость» (Спб)

Благочестивый император в 1893 году отслужил молебен перед этой иконой. Через пять лет благодаря пожертвованным им финансовым средствам на специально отведённом участке возвели для неё каменный храм «Всех скорбящих радость». Высился он на набережной Невы. Однако в тридцатые годы его постигла та же участь, что и многие храмы нашей страны — он был снесён. Сейчас о нём напоминает только чудом сохранившаяся часовня.

К счастью, удалось спасти саму чудотворную икону, и теперь она находится также на Невском берегу, в церкви которую в народе за её архитектурные особенности называют «Кулич и Пасха». В честь этой иконы установлен особый день празднования — 5 августа. Кстати, своё официальное название Петербургская икона «Всех скорбящих радость» с грошиками получила по личному указанию Патриарха Алексия II в 1998 году. На всех сделанных с неё впоследствии изображались краской.

Списки, прославившиеся чудесами

Известно, что многими чудесами прославились не только иконы, о которых уже упоминалось в данной статье, но и сделанные с них списки. По своему иконографическому типу эти иконы часто повторяют как московскую, так и петербургскую икону. Они находятся в разных концах страны, но предания о явленных ими чудесах становятся всеобщим достоянием.

Следует подробнее на этом остановиться. Самая известная из этих икон — Решнёвская. Её название происходит от села Решнёв, где для неё был специально выстроен храм «Всех скорбящих радость». По преданию, эту икону получила от странствующего монаха благочестивая и богатая помещица — М. Савич. На её средства и был построен храм.

Предание гласит, что в день его освящения свершилось чудо — по молитвам матери получил исцеление отрок, страдавший параличом. Сама эта икона несколько отличается от прочих икон подобного типа. Она почти полностью копирует «Иверскую Богоматерь», тем не менее, среди местных жителей и вообще среди своих почитателей именуется как икона «Всех скорбящих радость». Значение её для верующих состоит в ощущении реальности заступничества и помощи, ниспосылаемых Пресвятой Богородицей.

Списки иконы, прославившиеся в больницах и тюрьмах

Вот уже несколько столетий икона «Всех скорбящих радость» помогает больным, потерявшим всякую надежду на выздоровление. Примером этого является образ, находящийся в больнице, принадлежащей Киево-Печёрской лавре. Предание гласит, что пожертвовал туда икону основатель больницы ― князь Николай Святоша, позже прославленный в лике святых. Далее предание повествует, что больничный сторож не раз становился свидетелем того, как в больницу наведывалась никому не известная женщина, и те больные, к кому она подходила, вскоре выздоравливали. Был там и один монах, страдавший неизлечимой болезнью и готовый уже закончить свой земной путь. И вот однажды над его изголовьем в лунном свете появился отчётливый образ Богородицы. Больной увидел её и вскоре исцелился.

С давних времён в Вологде в тюремной больнице находилась чудотворная икона «Всех скорбящих радость». Значение её и там оценили. Люди, попавшие по своей вине или в силу обстоятельств за решётку, как никто другой нуждаются в помощи и заступничестве Пресвятой Богородицы. Жители города, почитавшие икону, сделали для неё серебряный с позолотой оклад и выносили на каждый крестный ход. К сожалению, этот чудотворный образ не сохранился до наших дней, бесследно исчезнув в годы революции.

Икона из Воронежа

Воронежская Богословская церковь также известна своей чудотворной иконой. Существует предание, что один из приближённых Петра I, проплывая в лодке по реке Воронежу, отказался причалить к берегу возле храма и поклониться находящейся в нём иконе. Он даже позволил себе весьма дерзостно выразиться по этому поводу. Однако разразившаяся вскоре буря, угрожавшая жизни и самого вельможи, и его свите, заставила его раскаяться в опрометчивых словах и, причалив к берегу, поспешить в храм. После того как он приложился к иконе, буря чудесным образом прекратилась. Эта икона почитается как чудотворная. Существует много свидетельств об исцелениях, происшедших по молитвам перед ней.

Трудно перечислить все чудотворные списки с этой благодатной иконы. Их всегда почитали, для них строили храмы и часовни. Такая часовня «Всех скорбящих радость» была построена в Петербурге в 1915 году. Предназначалась она для помощи психически больным детям и строилась под патронажем императрицы Марии Фёдоровны. После революции она была закрыта и вновь освящена лишь в 1990 году.

Нельзя не вспомнить и список иконы, находящейся в Тобольске. Сведений о его создании немного, но искусствоведы полагают, что его написание можно отнести к концу XVI века. В храме эта икона была выставлена в драгоценном окладе и украшена многочисленными кольцами, крестами и привесами, пожертвованными прихожанами по случаю дарований помощи по молитвам. Характерно, что в особом почёте она была у городских купцов, среди них считалось залогом удачной коммерции пронести её по торговым рядам. К сожалению, эта икона не сохранилась до наших дней. Как и многие другие, она пропала в период революции.

Многие верующие люди в своих домашних собраниях имеют этот замечательный образ. Иконы в квартире всегда создают особую атмосферу. Даже люди, не отождествляющие себя с религией, ощущают исходящую от них благодатную энергию. Она действует независимо от нашего восприятия. Но если сердце человека согрето верой в Бога, то иконы становятся по истине чудотворными.