Увидим ли близких после смерти. Сможем ли мы увидеть и узнать своих друзей и членов семьи в Раю? Приходят ли души умерших к своим родственникам


…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?

Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.

Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?

Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.

Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).

В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи . Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.

И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» ( гл.).

И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…

Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, - внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…

Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.

Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, - сила невинного состояния первого человека».

Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать - обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

Очевидно, - животные чувствуют духовную атмосферу Рая…

Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..

Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ().

Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы . Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла - сама тварь освобождена будет… св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама ? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет , - говорит апостол, - от рабства тлению , то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».

А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».

О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.

Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.

Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…

Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше - растительная, затем - животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. "А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, - это по смерти"» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой "мировой собаки"».

Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, - Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.

Вопрос: Сможем ли мы увидеть и узнать своих друзей и членов семьи в Раю?

Ответ: Многие люди утверждают, что первым, что они хотят сделать, попав в Рай, – это повидаются со своими друзьями и любимыми, которые оказались там раньше. Мы не думаем, что это будет именно так. Да, мы верим в то, что сможем увидеть и узнать наших друзей, членов семьи, и даже проводить с ними время. В вечности будет достаточно времени для этого. Но все же, мы не думаем, что это будет нашим основным занятием в Раю. Мы верим в то, что мы будем слишком заняты поклонением Богу и наслаждением райскими чудесами, чтобы беспокоится о сиюминутном воссоединении с любимыми.

Что Библия говорит о том, сможем ли мы увидеть и узнать своих близких в Раю? Когда сын Давида умер в результате греха с Вирсавией, он в скорби сказал: «А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2 Царств 12:23). Давид предположил, что он сможет узнать своего сына в Раю, несмотря на то, что тот умер еще младенцем. Библия говорит, что когда мы попадем в Рай, то «будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» (1 Иоанна 3:2). В первом Послании к Коринфянам 15:42-44 описываются наши воскресшие тела: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное».

Так же, как и наши земные тела были от первого человека Адама, наши воскресшие тела будут как у Христа (1 Коринфянам 15:47). «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Коринфянам 15:49, 53). Многие люди узнали Иисуса после воскресения (Иоанна 20:16, 20; 21:12; 1 Коринфянам 15:4-7). Если Иисус был узнаваем в Своем воскресшем теле, то не видим причин думать, что с нами будет иначе. Увидеть близких себе людей – это славный аспект жизни в Раю, но Рай в гораздо большей степени предназначен для Господа, чем для исполнения наших желаний. Но все же, как было бы здорово воссоединиться со своими близкими и вместе с ними прославлять Бога целую вечность!

Количество записей: 35

Здравствуйте, завтра будет 9 дней моему любимому жениху, умер в больнице, я хочу узнать, после моей смерти мы встретимся? И если встретимся, мы так же будем друг друга любить, или это совсем пропадет? Мне страшно подумать о том, что он не будет ждать меня, нашей встречи.

Татьяна

Дорогая Татьяна, совсем пропадет только то, что на земле утрачено. Перешедшие в тот мир не забывают родных, только реальность там другая и ждать, чтобы они думали о нас так же, как мы о них тут, невозможно. Усопший пред Богом предстает, и, конечно, все внимание его направлено на Него. Но любовь к близким от этого не пропадает. Вспомните, как на экзамене: возьмешь билет, только об ответе и думаешь. Но при этом любовь не исчезает! Молитесь за усопшего, милостыню творите по возможности, причащайтесь святых Христовых Тайн, живите церковной жизнью. И Вам, и ему это будет служить к возрастанию. Да благословит Вас Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! После смерти продолжаются ли семейные узы (венчанный брак), или потом, в вечности, мы не будем знать друг друга, что мы супруги?

Анатолий

Здравствуйте, Анатолий. Встретимся со всеми, обязательно, и ничего не забудем. Ни единой мелочи. Но семейных отношений уже не будет. Вот слова Христа: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22.30).

иерей Александр Белослюдов

Батюшка! Скажите мне, пожалуйста. У меня бабушка преставилась перед Богом. Я её очень сильно люблю, и после того, как придет мое время преставиться, я хочу найти её. Как Вы думаете, она будет иметь тот же облик, как и была на земле? Она будет моей бабушкой? И есть ещё один вопрос: если души рождаются или перерождаются в другое земное тело, они ведь уже принимают другой облик, и у них появляется любовь и привязанность к другим уже людям и душам? Как же мне это понять? Я так хочу потом встретится с бабулей, обнять её, увидеть и быть уже навсегда с ней! Извините меня за такой вопрос, но, пожалуйста, если Вы знаете, скажите мне. Я смогу её найти?

Марина

На небе все будут как ангелы, об этом в Священном Писании указано (Мф. 22:30); там не будет родства в том земном представлении, как мы его понимаем, однако души будут отчасти помнить друг друга. А вот идею о перерождении в души в другое тело Вы, пожалуйста, забудьте, это настолько фантастические представления, что о них и говорить-то серьезно не приходится. Я уж не говорю, что все эти буддистские идеи не имеют никакого отношения к христианству.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, меня всегда интересовал вопрос: сказано, что после кончины мира грешники попадут в ад, а праведники в рай. А как жить ВЕЧНО?

Иван

Я не вижу здесь противоречия, Иван, все совершенно правильно: праведники навечно будут в Раю, а грешники – в аду, это и будет вечная жизнь для тех и других. Все так и будет. Не могу, правда, не оговориться, что в современном богословии присутствуют различные доктрины о конечности мук ада, о том, что и грешники, как бы очистившись через муки от грехов, будут помилованы, или о том, например, что грешники изберут для себя ад добровольно, но мы этого доподлинно знать не можем, а потому для нас разумнее доверять тексту Священного Писания, не мудрствуя лукаво.

игумен Никон (Головко)

Как известно, в Раю не будет ни утра, ни вечера, ни ночи, но всегда день. Мне кажется, утро прекрасно, сладостен вечер и хороша ночь на земле. Не будет осени и зимы, но всегда весна и лето. Я очень люблю осень, как и Пушкин, и также наслаждаюсь красотой природы зимой. Я, как и многие люди, люблю все времена года. Также люди не будут нуждаться ни в питии, ни в пище, ни в одежде. Почему так?

Ольга

Ольга, в Раю будет так красиво, что человек на земле не может не то, что представить, а даже помыслить. Я думаю, глядя на красоту райских обителей, Вы поймете, что все красоты Земли по сравнению с ними – лишь жалкая тень.

игумен Никон (Головко)

Скажите, спасутся ли только крещеные верующие люди и попадут в горний Иерусалим, а крещеные неверующие и язычники - нет? Или они будут судится по совести, и те кто жил достойно, тоже попадут в рай, но какой? Может, есть разные уровни рая? Встречаю разные точки зрения батюшек.

Юлия

Здравствуйте, Юлия! На этот вопрос никто не сможет дать Вам окончательного ответа. Наша посмертная участь в руках Божиих. Господь - судия всемилостивый, но и всеправедный, а суд Божий в конечном итоге есть только проявление того выбора, который сам человек уже сделал при жизни: с Богом он или нет. Подумаем, что говорит Господь: "Никто не придет к Отцу моему, кроме как через Меня". Это значит, что без Христа, вне Церкви, не может быть никакого спасения. Действительно так: без того, чтобы не узнать во Христе Сына Божия, никто не может спастись. Но это не значит, что будут строго наказаны сотни тысяч, может, миллионы людей, которые не знали о Христе и христианстве ничего. Вспомните, например, об американских индейцах до открытия Америки Колумбом, или об африканцах, или о полинезийцах, или даже о тех людях, которые, может, что-то слышали о христианстве, но никогда не имели в своей жизни опыта проповеди о нем – которую можно было бы назвать апостольской. Но если человек увидел перед собой образ Христа, и вдруг почему-то не принял и отвернулся, и, как иудеи при жизни Христа, сказал: "Нет, нет у нас царя, кроме Кесаря, не хотим с тобой быть, Христе Боже!" Кто так говорит, тому, надо полагать, нет пути ко спасению, а о судьбе прочих же будем помнить, что суд не наш, а суд Божий и суд этот справедливый и милостивый.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Правда ли, что в Царствии Божием (когда мы умрем) , встретятся только те супруги, которые венчаны в церкви при жизни? Спасибо.

Кристина

Здравствуйте, Кристина! Сам Господь в Евангелии говорит о том, что после смерти люди не будут жениться и выходить замуж, будут как ангелы Божии на небесах. Если в жизни семьи было не только венчание, благое начало, но и пройденный путь такой, что людей соединило здесь, на земле то, что к вечности уже на земле относилось, то, что в вечности может быть продолжено, то они там и встретятся. Это будет встреча в полноте радости, которая уже никогда не прекратится, а если их на земле соединяли только общие страсти, телесные ли, или страсть к приобретению, или взаимное отталкивание от остального мира, или только совместные попечения, будь то даже попечения о детях, или просто социальная близость, чтобы выстоять в тех или иных обстоятельствах, а внутренне друг другу были чужды, то, конечно же, что здесь может быть продолжено в вечности? Реальный итог жизни, а не что-то формальное делает эту жизнь здесь, на земле, началом бытия за пределами видимого мира.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Я с моим любимым человеком не успела вступить в брак и повенчаться. Можно ли, хоть и моего любимого уже нет в этой земной жизни, просить Господа Бога дать нам с ним быть вместе в жизни вечной? Я знаю, что это моя судьба, и молитва к Богу помогает мне каждый день. Может ли это быть не только спасением наших душ, а испытанием нашей любви? Спасибо заранее за ответ.

Анна

Здравствуйте, Анна. В вечной жизни нет супружества, «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» . Вы можете совершенно не обращать внимания на мои слова, но поверьте, я желаю Вам добра. Остерегитесь мистических мечтаний и фантазий. Держитесь здравого православного учения, изложенного Святыми Отцами Восточной Церкви, и не обращайте внимания на выдумки невежд. В той жизни всё иное. Нет ни одного здешнего понятия, известного нам, которое было бы приложимо к той реальности. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» . Истина проста и всеобъемлюща, и открывается Она непосредственно, а не в умозрениях и воображении, облеченных в слова. Христос дал метод постижения Истины: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» . Это уже шестое блаженство, а прежде надо научиться смирению, сокрушению сердца, кротости, постоянной жажде правды Божией и милосердию. Это Заповеди Господни, Вы можете их осуществить, потому что идущему по ним сопутствует Бог. А судьбы вечности давайте оставим на суд Божий. Мы верим, что Бог благ и только благое творит. И для Вас приготовил самое наилучшее, исходя из того состояния души и сердца Ваших, в которых Вы пребываете сейчас. Это состояние души и сердца каждый из нас может изменить. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте Батюшка! Видятся ли после смерти родственники, близкие люди и близкие друзья? Или там будет каждый один?

Анатолий

Здравствуйте, Анатолий. Рано или поздно, но мы все узнаем ответ на этот вопрос лично. В одиночестве душа не останется, но, до воскресения (восстановления) душа не имеет свободы. Душа - не человек, а только душа человека. Кого-то встретит. А вот, что будет после Воскресения, даже и предположить невозможно. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (1Кор.2.9)

иерей Александр Белослюдов

Батюшки благословите! У моего сына умер 7-месячный сынишка (крещеный, отпетый). Им сказали, что если забеременеть новым ребенком до 40 дня, то душа нашего малыша вселится в него и будет жить в новом чаде. Так ли это? Простите меня, грешную.

Екатерина

Да что Вы, Екатерина, какая ерунда! Кто же такое мог сказать из верующих людей?! Нужно выбросить из головы эти идеи, справить, как и положено, дни памяти по сынишке, а там уж задумываться о будущем.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Объясните, как христианство относится к реинкарнации души? Одна женщина, христианка, рассказывала, что в прошлой жизни она за свои преступления была в аду, и вот, когда ГОСПОДЬ спускается туда, раскаявшиеся души вопиют, и он их посылает на землю опять для исправления. Как к этому относиться и что ответить человеку, который верит, что мы проживаем не одну жизнь? Грешным делом, я раньше тоже так считала, но последнее время думаю по-другому, но объяснить не могу даже себе, ни первое, ни второе. Простите меня и помолитесь за меня, грешную.

Светлана

Светлана, переселение человеческих душ из тела в тело – вымысел человеческого ума, стремящегося в меру своих способностей объяснить непонятные аспекты бытия. Такого переселения не существует, и странно, что женщина, называющая себя христианкой, может говорить такие несуразности! Что ей можно возразить? Пусть попробует привести из Писания доказательства своей точки зрения. Их там нет!

игумен Никон (Головко)

Куда попадет человек после смерти и встретится ли он там со своими родственниками?

Женя

Женя, Писание недвусмысленно говорит о существовании Рая и ада, но куда человек попадет, зависит от самого человека. В отношении родственников – такая встреча вполне возможна, если эти родственники будут в тех же обителях, что и сам человек.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки! Прошло довольно много времени, уже 2 года, а я до сих пор не могу смириться с потерей своего самого дорогого человека на земле, моей драгоценной мамулечки. Не было и дня, чтобы я не плакала, все мысли только о ней, ничего в жизни не радует. Есть ли у нас хоть какое-то утешение? Можно ли нам надеяться на встречу со своими близкими людьми и считать нашу разлуку временной? Ведь в жизни не может все уходить бесследно. Не знаю, что делать.

Лена

Лена, к смерти надо относиться по-христиански. Нет ни одного человека на земле, который бы жил вечно. Каждый человек приговорен к смерти. "Смертью умрешь", сказал Бог Адаму, когда изгонял его из рая. Уныние, отчаяние – грех, прекратите Бога гневить, прекратите рыдать. Вы наносите вред не только себе, но и Вашей маме, надо молиться о упокоении ее души, а Вы своими слезами мучаете ее. Смерть - это рождение в жизнь новую, иную. Душа человека не погибает, а живет вечно, только то, где она будет потом находиться, зависит от нашей жизни. "От своих дел человек оправдается или осудится", в рай пойдет или в ад. После смерти мы обязательно встретимся, но будем ли мы вместе, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь. Молитесь, кайтесь, живите по-христиански. Прекратите бесполезные слезы.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я прочитала книгу "Записки живого усопшего". Автор Эльза Баркер. Там написано про загробный мир от лица уже умершего человека. И что все это реальная история. Как к этому относиться?

Вера

Вера, это беллетристика, так к этому, пожалуйста, и относитесь. А на будущее – чтобы не читать что-то сомнительное, а потом не терзаться вопросами – читайте лучше, как советовал свт. Игнатий Брянчанинов, святых авторов.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Вопрос хотелось бы задать иеромонаху Викторину (Асееву). Отец Викторин, здесь не раз говорилось о том, когда живые родственники сильно скорбят о своих ушедших родственниках, говорилось, что надо понимать, что им там лучше, чем здесь, и Вы говорили: "иная жизнь, жизнь в Царстве Небесном - гораздо лучше, чем здесь, на земле, и если человек хоть один раз там побывает, то возвращаться обратно в этот мир, полный зла, не захочет", если маленькие дети крещеные погибают, то попадают в рай. Оставим, ладно, маленьких крещеных детей, если они всяко попадают в рай - это утешение для близких, наверное, должно быть. А что делать, если взрослый близкий человек ушел, да молишься, но ведь откуда знаешь, куда он попал? Ведь, как я понимаю, на 40й день все уже решилось, где ему быть - в раю или в аду. И то, что усопшему родственнику там лучше, чем здесь и надо вроде успокоиться и перестать лить слезы, как тут неоднократно говорилось... Ведь как же лучше, если он попал в ад? Ведь мы же не знаем, куда именно? И потом да, рай это хорошо, понятно, но как может быть хорошо, например, мамочке без своего ребенка, в котором она души не чаяла, пусть она и оказалась в раю, но ведь без своего ребенка. Батюшка, запуталась я в этих вопросах, помогите разобраться. Спасибо.

Людмила

Людмила, речь шла о младенцах. Крещеные младенцы, если по каким-то причинам умирают, то всегда попадают в рай. О взрослом человеке, когда он умирает, мы не можем конкретно сказать, куда он попадет, в рай или в ад. Можно сказать утвердительно, что человек попал в рай, только если явно видим, что он ведет святой образ жизни, или если человек совсем безбожник и явный грешник и не кается в своих грехах, тогда можем сказать, что человек погибает для Царства Небесного, и то предположительно, потому что только Бог это решает. Мы ориентируемся, исходя из Заповедей Божиих. После 40 дней происходит частный суд - это предварительное место, и это можно изменить нашими молитвами Богу, и поэтому мы всегда молимся за своих усопших. Окончательное решение будет на Страшном суде, когда уже ничего не исправить, приговор будет окончательный. Как написано в Священном писании, там человек ни о чем не спросит. Если мать попала в Царство Небесное, то она сможет вымолить и свое чадо. Молитва матери со дна моря достает. Я думаю, если при жизни у них такая сильная любовь, то и по смерти они будут вместе. Бог есть любовь. Бог любит человека и делает все для нашего спасения. Все зависит от нас самих, если мы хотим спастись вместе со своими детьми и будем все делать для этого, то, конечно, Бог нас не оставит и помилует.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Можно ли, по-вашему, доверять сайту, где приводятся рассказы людей, переживших клиническую смерть и тому подобное? И вообще, как относиться к таким людям, к людям, видевшим что-либо в беспамятстве? Людям, видевшим что-либо во сне? Людям, видевшим что-либо в подобных состояниях? Как быть? Заранее спасибо.

Олег

Олег, не стоит доверять подобным сайтам, как и вообще подобным "откровениям" людей, переживших клиническую смерть: в них столько всего намешано, что разобрать, где истина, а где ложь, не представляется возможным. Поэтому лучше отмести совсем этот мутный источник информации.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки. Заранее извиняюсь за вопрос.Просто не знаю, как правильнее и деликатнее спросить, чтобы не обидеть Господа и Вас. Не хотелось бы, чтобы это выглядело, как будто из больницы выйти или срок отсидеть, поэтому неоднократно прошу прощения. Объясните, пожалуйста, если все-таки душа покойного после Суда Божьего попадает в ад, то это уже навсегда? Могут ли родные вымолить за него прощение, ежедневно молясь в домашней молитве о погибшей душе? Может ли Господь, уже после 40 дня, позже, когда нибудь простить грешника и взять к Себе, в Рай? Возможна ли такая Его милость? Где-нибудь написано именно об этом? Наверное, у меня помутнение разума, но, стыдно признаться, что мысли дурные в голове постоянно (исповедовалась в этом), хочется узнать, проверить, удостовериться. Вот и опять... Как будто я обращаюсь к адвокату. Господи, не дай сойти с ума! Еще раз простите меня, грешную. Буду очень признательна за ответ.

В 3-й день по смерти душа возносится на поклонение Богу, проходит через мытарства, где ее могут задержать за грехи. Как предстать перед Богом в этот день, в 9-й, в 40-й, если заступника и молитвенника на земле нет, а Ангел, из-за грехов смердящих, отступил?

Валерий

Валерий, Господь милостив, и способен помиловать даже, если из родственников никто не молится на земле. А вообще мы с Вами вдаемся в такие сферы, в которые доподлинно знать ничего не можем. Знать нам надобно только одно: как прожить без грехов и не попасть в адские пропасти.

игумен Никон (Головко)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. "Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении. Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий Медиоланский, "Смерть как благо"). Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии (только крещеных), когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих". Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. У вас неправильное понятие о загробной жизни. Там не женятся, не выходят замуж, - там жизнь бесконечная во Христе Иисусе, Господе Нашем. Выходить Вам замуж или нет - это Ваше личное решение. Апостол Павел говорит "лучше Вам оставаться как я, безбрачным, но не все это вмещают", чтобы Вам не грешить, не разжигаться плотию, лучше жениться (замуж выходить). Женатый печется, как бы угодить жене, а неженатый думает, как бы угодить Богу.

иеромонах Викторин (Асеев)

1

Встреча с любимыми и родными.


Меня часто спрашивают в письмах увидимся ли мы там со своими родными, уже ушедшими в тот мир до нас? Да, конечно же, мы встретимся там со всеми нашими родными и любимыми! Вспомните, что в Мире Желаний работают 2 закона - закон притяжения и отталкивания. Первый присущ высшим слоям этого Мира, а второй - его низшим, т.е. Чистилищу.

В случае со свиданием своих родных и любимых, конечно, работает закон притяжения. И как правило они там знают когда подходит время его родному здесь умереть и приходят его встречать. Также они каким-то образом знают если это время пришло или нет. То есть бывает человек окажется в состоянии клинической смерти, встретится там с кем-то и тот, уже умерший для нас, скажет ему, что это еще не его время, его час еще не пришел и что ему нужно вернуться назад.

Но вернемся снова к тем двум законам. Так как закон притяжения свойственен для высших слоев, а умерший до них еще должен дойти путем вначале прохождения своего времени в Чистилище, то те близкие и родные не могут с ним оставаться долгое время. Они придут поприветствовать его, что-то рассказать, но долго находиться с ним не могут. Закон отталкивания начнет работать и им придется расстаться. Но не потому что этот закон отталкивает все что не попадя. Нет, этот закон работает только в случае с отриц. явлениями, таким путем у нас идет постепенное очищение и мы постепенно освобождаемся от своих плохих черт и таким образом очищаемся.

В случае с родными, если они были любимыми и желанными увидеть их, закон отталкивания не работает (это, наоборот, притяжение). Но им нужно будет расстаться на какое-то время. Если те родные сами еще проходят время в Чистилище, то они будут чаще видеться, а, если они уже прошли Чистилище и уже на Первом Небе, то тогда только что умершему придется подождать того времени, пока он сам не дойдет до того слоя - там все только хорошее и там они уже встретятся и надолго!

Вопрос из книги М.Генделя:

Встречаем ли мы наших любимых после смерти, если они были другого вероисповедания или даже атеистами?

Ответ М.Генделя:

Да, мы конечно же с ними встречаемся и мы узнаем их ведь в смерти нет никакой власти преобразования. Человек перейдет в те миры точно таким же, каким он был здесь, потому что он представляет себя точно в таких же формах, как он выглядел здесь при жизни, а вот место , где мы встречаемся, конечно зависит от нескольких вещей .

Во-первых, если мы жили глубоко религиозной жизнью и соблюдали Законы Божьи, то время нашего пребывания в Чистилище будет необычайно коротким, а затем и время на Первом Небе будет тоже недолгим, потому как у таких людей мало того, что их бы держало в Мире Желаний, а также в течение своей жизни они пытались прочувствовать не только боль других (и поэтому сейчас будут освобождены от Чистилища), но также и радость других людей, т.е. они уже здесь при жизни выполнили назначение Мира Желаний и поэтому так быстро смогут перейти в следующий Мир Мысли. Их стремление состоит в том, чтобы попасть на Второе Небо в Мир Мысли, где они с большим наслаждением будут постигать глубины божественного бытия.

Но если же любимый такого человека был другой натуры и имел иные интересы, которые могут задержать его надолго в Мире Желаний, то их встреча может задержаться довольно надолго, пока этот второй любимый не завершит свое время-пребывание в Мире Желаний и не перейдет в Мир Мысли, где они и смогут наконец встретиться.

Если бы так случилось, что мы умерли вскоре вслед за таким нашим другом, то наша с ним встреча на Небе не состоялась бы в течение, возможно, двадцати лет (напоминаю мы имеем ввиду человека, который вел высоко-духовную жизнь и поэтому он не задержится в Чистилище, когда же его другу-атеисту, не соблюдавшему Законы природы при жизни, придется задержаться на довольно долгое время в этом месте ); но в тоже время нужно не забывать, что в тех мирах время вообще не имеет значения и 20 лет могут пройти практически незамеченными.

Друг-материалист, проживший хорошую жизнь с высокими моральными принципами, как мы часто находим в случае с такими людьми, находились бы в четвертом регионе Мира Желания определенное количество лет, согласно отрезку времени его прожитой жизни, и только затем пройдет на Вторые Небеса, хотя и нужно заметить, что его пребывание здесь не будет столь же полным и столь же прекрасным, как у человека с высокими религиозными и духовными ценностями.

Здесь мы бы виделись с ним, узнавали бы его при встрече и были связаны в течение многих столетий в работе над нашей будущей окружающей средой, и здесь, на Втором Небе, он бы уже не был бы материалистом вообще. Здесь каждый из нас знает и ощущает себя как духовное существо и имеет память об этой земной жизни только как о каком-то дурном сне. Поэтому какой бы веры ни был человек и каким атеистом он бы ни был при жизни, после своей смерти, восходя по духовным мирам, он в конце-концов в любом случае придет к осознанию его собственной истинной божественной природы.

Еще немного об этой теме. Вы упомянули про миллиарды умерших и, наверное, думаете, что мы там все перемешаны. Нет, вообщем люди из одной и той же страны попадают в такой же мир, похожий, что был на земле, то есть русские с русскими, англичане с англичанами и т.п. Это происходит опять же по закону притяжения. Нас тянет в область нам наиболее понятную. Также по вере наши Миры вообщем-то разделены, но при желании вы можете попасть в другой мир - мир мусульман, например. Повидать там кого-то, но через какое-то время вам обязательно захочется вернуться в мир вашей религии.

Но есть еще одна неожиданная, может быть, новость для вас! В определенное время мы там сможем увидеть , при нашем опять же желании, все наши предыдущие жизни и нам откроется память всех тех происшествий и переживаний. И поэтому, кроме людей нам близких в этой жизни, мы встретим также многих наших любимых из прошедших жизней! Многие из них нас там уже ждут!

После определенного пребывания в высших мирах и после того, как мы научимся изучать наши прошлые жизни, при желании мы сможем узнать сколько раз мы любили и кого любили. И, если наши любимые из прошлых жизней в тот момент будут находиться в одном с нами Мире (т.е. Мире Желаний или Мире Мысли - что наиболее вероятно), то мы с ними со всеми сможем встретиться и это нас совершенно не будет конфузить. Каким-то образом мы сможем любить их всех сразу... И потом нужно помнить, что любовь в высших мирах не имеет физического притяжения. То чувство вы оставите далеко позади в Чистилище, т.к. оно является низшим чувством любви. А вот все высшее вы заберете с собой и именно оно позволит вам вспомнить ваших любимых из разных жизней.

Вопрос из книги М.Генделя:

Узнаем ли мы своих любимых, которые перейдут через ворота смерти? ( Думаю, здесь имеется ввиду, когда оба эти человека умрут и смогут ли они узнать друг друга в том мире? )

Ответ М.Генделя :

Да, мы конечно же узнаем там своих любимых. Когда человек навсегда покидает свое плотное тело, внешне он остается точно таким же, как был на момент смерти. Единственное отличие состоит лишь в том, что он больше не имеет физического тела, но он видит себя в Мире Желания таким же, как и в этой жизни, поскольку в его сознании сохраняются картины не только всей его прожитой жизни, но также и картины того, как он здесь выглядел. И как только он перейдет в Мир Желания эти картины его сознания сразу же приобретут соответствующую форму, так, что любой, кто знал его в земной жизни, также узнает его и там.

Кроме того, хорошо бы добавить, что в смерти нет никакой власти преобразования ,что человек остается мысленно и нравственно точно таким же, как и до момента смерти. Мы часто слышим в нашей жизни как люди, которые любили кого-то, говорят об ушедшем от них человеке, чуть ли не как об ангеле, даже если он и был на самом деле при жизни настоящим дьяволом. Но они обычно думают это непочтительно к памяти ушедшего обращаться к нему также, как он того заслуживал при жизни.

Однако, факт остается фактом и тот, кто был был хорошим человеком - будет хорошим и после своей смерти, а тот, кто имел ужасный характер, перейдет в мир иной ничуть не изменившись.

У меня также сохранился мой ответ к Владимиру, но к сожалению без оригинала его вопросов, которые были очень интересными, но думаю, что по ходу описания вы сможете сами их определить.

Итак, еще немного разъяснений о встречах на небесах :

На эти ваши вопросы я точно ответить не могу, а именно как в точности происходит встреча с родными и любимыми. Но по логике для этого им нужно, во-первых, их собственное желание вас встретить и повидать. Поэтому, если какие-то родные ушли из жизни человека, когда тот был младенцем, то, наверное, они не очень-то будут заинтересованы увидеться с ним, если только они полюбили того малыша и помнили его. Вообщем, тут все зависит от желания самих душ , во-первых, а, во-вторых, на это им еще нужно получить и разрешение от "вышестоящих" над нами там.

На счет сирот вы имеете ввиду их родителей? Ведь за свою жизнь они все-таки приобретут друзей и знакомых и те также с удовольствием придут их встретить. Но, если вы имеете ввиду мать и отца, то здесь снова все будет зависеть от желания тех родителей . В Мире Желания действует 2 закона, если вы помните, - закон притяжения и отталкивания . Последний действует в нижних слоях этого мира, а первый - в его верхних. И, конечно, повидать любимого - здесь будет действовать закон притяжения и он сам собой все осуществит для любимых, притянет их друг к другу.

Про тех, кто проходит Чистилище на данный момент. Помните в выпуске насколько сильна боль в Чистилище мы разбирали, что там существуют временные промежутки отдыха между отработками разных деяний - вот в этот период душа и может повидаться с любимыми или встретить вновь прибывшего, если нужно. Если же они будут сильно заняты отработкой на тот момент, то, я думаю, они смогут повидаться чуть позднее, когда закончат и пройдут определенный урок, хотя не совсем уверена в этом. Мне кажется, что они все-равно могут видеться с другими людьми во время отработки, наверное, тут будет зависеть от того, смотря какая отработка.

И маньяков тоже могут встретить родные, если они его любили. Мать, например, - ведь сердце матери не изменишь. Или его друзья-преступники.

А вот про тех, кто ушел из жизни преждевременно и внезапно, не всегда могут встретить и даже не всегда им помогают объяснить что с ними произошло. Совсем недавно мне написала письмо мать, потерявшая сына на 22 году жизни (он был наркоман), и она пишет, что после смерти сын часто приходил в ее сны, звал ее, не понимал где он находится и все спрашивал где он? Видите, ему, значит, никто там не объяснил что с ним произошло, ведь он даже не понимал, что уже умер! Кстати, о снах, в которых мы видим умерших: в них всегда показывается состояние того человека в высших мирах на момент сна, т.е. им определенно нужно верить!

А насчет панорамы точно могу вас уверить, что никто, кроме просматривающего ее человека не может ее увидеть ! Только он и больше никто способен просмотреть панораму его жизни. Так что никто там не может подглянуть на деяния других людей. Каким-то образом панорама становится видимой лишь для того, кому она принадлежит.

Подпишитесь на нашу новостную ленту и Вы получите возможность регулярно получать новости сайта с самыми интересными вопросами читателей и новостями, происходящими вокруг нас! Для этого отправьте письмо с пометкой "подписка" и вашим именем на ящик сайта .

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Родственные связи будут и в Раю, и на это есть прямые указания в Коране:
Говоря о правоверных, Всевышний Аллах сказал:

أُوْلَئِكَ لَهُمْ عُقْبَى الدَّارِ، جَنَّاتُ عَدْنٍ يَدْخُلُونَهَا وَمَنْ صَلَحَ مِنْ آبَائِهِمْ وَأَزْوَاجِهِمْ وَذُرِّيَّاتِهِمْ وَالمَلاَئِكَةُ يَدْخُلُونَ عَلَيْهِم مِّن كُلِّ بَابٍ

«Им уготована Последняя обитель – сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата» (ар-Ра’д 13: 22-23).

Всевышний Аллах также сказал, говоря о том, с какой мольбой ангелы обращаются к Нему для верующих:

رَبَّنَا وَأَدْخِلْهُمْ جَنَّاتِ عَدْنٍ الَّتِي وَعَدتَّهُم وَمَن صَلَحَ مِنْ آبَائِهِمْ وَأَزْوَاجِهِمْ وَذُرِّيَّاتِهِمْ إِنَّكَ أَنتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

«Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» (Гъафир 40: 8).

Всевышний Аллах также сказал:

ادْخُلُوا الْجَنَّةَ أَنتُمْ وَأَزْوَاجُكُمْ تُحْبَرُونَ

«Войдите же в Рай радостными вместе со своими женами» (аз-Зухруф 43: 70).

Всевышний Аллах также сказал:

وَالَّذِينَ آمَنُوا وَاتَّبَعَتْهُمْ ذُرِّيَّتُهُم بِإِيمَانٍ أَلْحَقْنَا بِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَمَا أَلَتْنَاهُم مِّنْ عَمَلِهِم مِّن شَيْءٍ كُلُّ امْرِئٍ بِمَا كَسَبَ رَهِينٌ

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (ат-Тур 52: 21).

Таким образом, родственные связи будут и в Раю, НО конечно же при известном условии, что все они умерли мусульманами!

А что касается последнего аята и его понимания, будут ли родные вместе, даже если их степени в Раю были различны, как указывает на это внешний смысл аята, то ученые разошлись в этом вопросе. Кто-то посчитал, что если Аллах окажет эту милость, то Он может воссоединить всех членов семьи с родителями, чья степень в Раю была выше их степени. А кто-то считал, что речь в этом аяте идет о детях, которые умерли в раннем возрасте, не достигнув совершеннолетия.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) передал от пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Поистине, Аллах возведет степень потомков верующего до его степени в Раю, даже если они совершили меньше него благодеяний, чтобы он находил в них усладу глаз» . Затем он прочитал аят: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (ат-Тур 52: 21). аль-Баззар 3/70, ат-Тахауи в “Шарх мушкиль аль-асар” 2/14, аль-Джурджани в “аль-Амали” 141. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2490.

Однако ученые разногласили, принадлежат ли эти слова посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), или же это слова самого Ибн ‘Аббаса. Но шейх аль-Альбани сказал: “Можно сказать, что это сообщение от сподвижника, однако по положению подобно тому, что возводится к пророку (мир ему и благословение Аллаха), поскольку подобное не говорят, опираясь на свое мнение” . См. “ас-Сахиха” 5/647.

Хафиз Ибн Касир сказал: “Всевышний говорит: «Сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками» . Т.е.: Аллах воссоединит между ними и теми, кого они любили из числа отцов, жен и детей в садах Рая, кто был пригодным для вхождения в Рай из числа верующих, чтобы они находили усладу очей в них. Более того, человек может быть возвышен с низкой степени Рая до высокой, при этом, не уменьшая степени того, кто занимает высокую, по причине милости от Аллаха и блага, как сказал Всевышний: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» ”. См. “Тафсир Ибн Касир” 8/136.

Ин ша-Аллах, Аллах сделает так, что обитатели Рая не будут печалиться или вообще вовсе сделает так, что обитатели Рая забудут своих родственников из числа обитателей Ада. Не будет ведь в Раю печали!

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «В День воскрешения Ибрахим встретит своего отца Азара, лицо которого покроется пылью и потемнеет (от скорби), и скажет ему: “Не говорил ли я тебе, чтобы ты не противоречил мне?!” Его отец скажет: “Сегодня я подчинюсь тебе!” Тогда Ибрахим воскликнет: “О Господь мой! Поистине, Ты пообещал мне не позорить меня в тот День, когда (рабы Твои) будут воскрешены, но может ли быть что-либо позорнее удаления моего отца?!” Тогда Всевышний Аллах скажет: “Поистине, Я сделал Рай запретным для неверных!” А потом ему будет сказано: “О Ибрахим, что это у тебя под ногами?” И когда он посмотрит, то увидит забрызганную кровью гиену, которую схватят за ноги и бросят в Огонь» . аль-Бухари 3350.

В другой версии хадиса сказано, что после этого Всевышний Аллах спросит его: «О раб мой, это твой отец?» На что он ответит: «Нет, клянусь величием Твоим» . аль-Хаким 4/589. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 3631.

А в версии аль-Баззара сообщается, что он после этого скажет: «Я не знаю тебя» . Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков заслуживающими доверия. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/118.

Прошу Всевышнего Аллаха упокоить нас и наших родных на Исламе и Сунне, и воссоединить нас с ними в Раю!

И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров!