История персонажа. Значение фразеологизма «двуликий Янус Кто такой янус в древнем риме

Достаточно вспомнить упоминание Плутарха, что ворота храма бога Януса в Риме, которые открывались, когда Римская империя вела какую-либо войну, не закрывались со времен царя Нумы Помпилия (второй царь после легендарного основателя Рима Ромула, VIII в. до Р.Х.) до времен цезаря Августа Октавиана (63 г.до Р.Х.-14 г.), то есть в течение 700 лет, практически весь период существования Римской империи. Военные обозы отправлялись от священного Храма врат (Janus geminus) на римском Форуме. 12 января 29 до н.э. по решению римского сената закрываются двери храма Януса в Риме в знак окончания продолжавшихся почти сто лет гражданских войн. Храм Януса находился на римском Форуме и представлял собой две большие крытые бонзой арки, соединенные поперечными стенами и опиравшимися на колонны, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Он был воздвигнут по преданию царем Нумой Помпилием. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны (одно - в прошлое, другое - в будущее)и имел два входа. Когда принималось решение объявить войну какому-либо государству, главное в государстве лицо, будь то царь или консул, отпирал ключом двойные двери храма и перед ликами Януса под арками проходили вооруженные воины, отправлявшиеся в поход, а также юноши, впервые взявшиеся за оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда же заключался мир, то вооруженные войска вновь проходили перед статуей бога, возвращаясь из победоносного похода, и тяжелые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, вновь запирались на ключ. На удивление современникам и потомкам врата его были закрыты на протяжении 43 лет. Праздник Януса, агонии, справлялся 9 января в жилище самого царя. Жрецом Януса был заместитель царя по этим вопросам, возглавлявший всех римских жрецов. Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того, чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний. Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены законом, чтобы не омрачить ими доброжелательное отношение Януса, который, разгневавшись, мог ниспослать дурной год для всех. В этот знаменательный день жрецы приносили Янусу в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц и возносили молитвы о благополучии римского государства.

Изображение Януса (Диануса) часто использовалось на монетах в эпоху Республики, но в период Империи встречается очень редко. Двуликий Янус встречается на аверсах всех римских ассов со времени появления римских медных монет до начала 1 в. до н.э.

Двуликий Янус - бог порога, входа и выхода, дверей и всякого начала. Все ворота считались находящимися под его священным началом, так же как и начало любого деяния и прохождения всех входов. Среди божеств древних римлян считался одним из самых всеведущих и был наиболее популярен. В греческом пантеоне соответствия не имеет. Одно его лицо обращено в прошлое, другое - в будущее. Он охраняет дом, отпугивает чужаков и демонов и приглашает приятных гостей. В календаре его именем назван первый месяц года, его открывающий, – январь. Январь посвящался Янусу, богу небесного свода, покровителю путешественников и моряков. Он сопутствовал и счастью и бедам. При обращении к богам имя Януса призывалось первым. По преданию, Янус был первым царем Лация. Он научил людей земледелию, кораблестроению и покровительствовал морякам. Янус считался также богом договоров и союзов. государственного благоустройства, золотого века. Две головы означают его способность предвидеть будущее и помнить прошедшее. Две короны - управление двумя царствами (мог видеть оба пути одновременно). Посох обозначает то, что он первый ввел правильные дороги и рассчитал расстояние. Ключ - знак того, что он ввел устройство дверей и запоров, а также отпирал им небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число300 (латинские цифры = CCC), а на левой - 365 (латинские цифры - LXV), что означало число дней в году. Его голова венчалась античным римским "термином" (terminus - предел, граница) - колонной, отмечающей границы собственности. Как божество врат, вступления (лат. Janua) он считался также стражем входа в дом и изображался с жезлом привратника и ключом в качестве атрибутов. Он обозначал посредника в познаниях по агрономии и упорядоченному ведению жизни.

Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место, владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное - владыки всех начал и начинаний во времени. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле еще до Сатурна и всем навыкам обработки земли, знаниям ремесел и исчислению времени люди обязаны этому благожелательному и справедливому божеству. Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, а сын их Фонс почитался как бог фонтанов и бьющих из-под земли родников. В честь Фонса в октябре устраивались празднества - фонтиналии. Колодцы окружали гирляндами цветов, а в источники бросали венки. Потому и Янусу, отцу Фонса, приписывали создание всех рек и ручьев. В своей книге «Золотая ветвь» Дж.Фрейзер узнает в Янусе прообраз бога леса и вегетации. Под именем Дианус его чтили в дубровах рощах Неми. Ему служил жрец, который был приравнен к королевскому достоинству. Жрец должен был днем и ночью охранять посвященный его культу дуб - ведь тот, кому удавалось отломить ветку дуба, приобретал право убить жреца и занять его место. Согласно древней италийской мифологии, однажды имело место святое обручение Диануса и Дианы - богини леса и плодородия. Поскольку Янусу, как и Юпитеру, посвящен дуб, Фрейзер полагает, что эти боги идентичны, как идентичные женские богини Юнона и Диана. Нет ничего удивительного, что патриархальный Рим представлял Януса почти всегда с лицом мужчины, ведь отец семейства был безраздельным хозяином дома. В то же время народы, жившие на полуострове Италия, в мифологии которых говорилось об обручении Диануса и Дианы, видели в этом боге как мужское, так и женское начало. В искусном художественном изображении удается представить оба полюса в их единстве, и тогда голова двуполого Диануса оказывается символом такого социального и психического состояния, которое уже не связано только с матриархальной или только с патриархальной формой сознания общества. И в то же время изображение не лишено, подчеркнуто характерных черт мужчины и женщины, пластика представляет собой поле вибрации, где разделение сливается в единство, чтобы затем вновь отъединиться друг от друга. Эта двуполость напоминает божество нового Зона, о котором говорит Кроули в "Книге Тота", а в картах Тарот так рисуют дурака. Лицо Януса не имеет демонических черт, как у многих других стражей ворот, оно выражает, с одной стороны, силу и решительность, с другой - дружелюбие и мудрость. Его значение как стража ворот и его двойной лик известны и в других культурах, особенно в африканских. Можно видеть параллель ему в двухголовом божестве, которого бушмены Суринама всегда ставят при въезде в деревню. Ритуальное убийство жреца этого бога в Неми и его почитание как бога природы включают это божество в длинную череду культов вегетации, главная идея которых - победа юного бога весны над зимой. Здесь же и основа многочисленных мистерий, культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. Согласно Фрейзеру, это общее выражение религиозной магии превращения природы, которое заключается в смерти и приходящего ей на смену воскресения. Совершенно независимо от этого романского символа в Центральной Африке встречаются накладные маски из дерева со сдвоенными обличьями, из которых одно черное (негроидное), а другое - белое.

В эпоху Ренессанса Янус превратился в символ прошлого и будущего (ср. благоразумие) - в аллегориях Времени. В этом смысле представлен Пуссеном как граница. В начале пространной аллегории человеческой жизни, передаёт Мойрам горсть шерсти (Джордано, палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция). Его атрибут - змея, свернувшаяся кольцом, - античный символ вечности. У.Шекспир в «Венецианском купце» называет Януса двуличным, тем самым давая ему отрицательную оценку.

Изображение бога с двумя головами позволяет трактовать этого бога самым различным образом. Он становится символом любого противоречия: внешнее и внутреннее, душа и тело, миф и разум, правое и левое, консервативное и прогрессивное, материя и антиматерия, одним словом, вся диалектика находит в этом боге свое пластическое синтезированное воплощение. Выражение "двуликий Янус" символизирует сегодня все двузначное, двусмысленное, двойственное, амбивалентное - позитивный и негативный аспекты одного и того же действия или вещи.

Янус - самая загадочная фигура бога Древнего Рима. Его называют созидателем, богом богов, предтечей всего божественного ареопага. Янус бог богов" в древних гимнах Салии (большой Сатурн), от которого якобы берут начало все остальные боги заявляет следующее: "древность зовет меня Хаос" В мифах о Янусе прослеживаются истоки древнейших верований, где Янус представал как первобытный Хаос, из которого возник весь мир. «Ты, из богов древнейший, скажи, прошу тебя, Янус» (Ювенал, Сатира шестая, 394). В этом процессе становления Янус превращается в бога-блюстителя мирового порядка, вращающего ось мира. Это напоминает нам индийского бога Вайю, которого также при перечислении называют первым, и иранского Ваю, которого представляют в виде двойной фигуры - Добра и Зла. Как богу начала и конца ему приписывали большое мистическое значение, ведь для римлян первый шаг имел решающее значение для успеха всего задуманного, первый шаг определял все остальные. Если человек начинает что-то новое, он проходит в ворота и попадает в другое пространство. Это касается как перемещения человека во времени и пространстве, так и перемещения душ. По одной из версий, одно из имен ветхозаветного бога- Янус.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю). Это правило было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. В Древнем Риме этот день был посвящён Янусу.
Двуликий Янус, или Януарий, был богом всех начал, входов и выходов. В честь бога Януса первый месяц года получил свое название «январь». При обращении к богам имя Януса призывалось первым, ему был посвящен первый день каждого месяца и начало каждого дня. У Януса было два лица: молодое и старое. Одно из них смотрело на восток, в будущее, а другое было обращено на запад, в прошлое. А сам Янус находился, как и месяц январь, на стыке прошлого и будущего.
Янус считался древнейшим италийским царем, который принял у себя свергнутого Сатурна и разделил с ним власть, ведя счет дням, поэтому изображался с 365 пальцами по числу дней в году. Алтарей в храме Януса в Риме было двенадцать.
По одной из легенд Сатурн даровал Янусу способность видеть прошлое и будущее.
В первый день января в храме Януса ему приносили в жертву белого быка, медовые пироги, вино, плоды. Люди желали друг другу счастья и дарили вкусные вещи, чтобы наступивший год оказался «сладким», счастливым.
Янус считался также богом договоров, союзов, мира и войны, космического и земного порядка. Атрибутами его служили ключ и оружие привратника— палка, отгоняющая непрошеных гостей.

Описания бога Януса ярко перекликаются с описанием Гермеса. Гермес - покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Гермес изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей, был вхож во все миры, будучи Тотом в Египте, подобно Янусу, держал ключ знаний Анкх.

Так как греческое имя Меркурия - Гермес, образы Близнецов и Януса явно взаимосвязаны. Янус был первым богом света и солнца, который открывал врата неба на восходе в утренние часы и закрывал их вечером. Меркурий, и вечерний, и утренний, так же неотступно следует за Солнцем, являясь самой близкой к нему планетой.
И тот, и другой представляют две половины года и олицетворяют благие для людей божественные силы.

Храм Януса в Риме
Римляне верили, что Янус влияет и на их военные успехи — ведь каждая война имеет начало и конец, и для ее благополучного завершения милость двуликого бога очень важна. В храме Януса было двое ворот: одни против других. Когда римляне объявляли войну, «двери войны» отпирались и под арками храма мимо статуи бога Януса проходили выступавшие в поход воины. В течение всей войны храм стоял открытым, а когда война заканчивалась, и войска с победой возвращались из похода, вновь проходя перед статуей бога — и тяжелые дубовые двери храма закрывались за ними на ключ. Считается, что триумфальные «арки», как символы «перехода», портала, научил людей строить Янус.
Праздник в честь Януса справлялся 9 января в жилище самого царя. Царь Нума Помпилий посвятил ему двойную арку на форуме.

Янус ассоциировался с ходьбой и плаванием, поэтому он стал покровителем путников, мореходов.
В шумерской мифологии считалось, что мир начался с воды; богом водной стихии являлся Энки,он так же был богом мудрости и плодородия, который «установил на земле свой порядок». У шумеров был свой двуликий бог по имени Исимуд, - это «посланник» Энки, его «ангел». Об этом говорит многорогий «шлем», который шумеры изображали исключительно у высшего ранга богов на глиняных табличках. Исимуд с двумя лицами - крайний справа от Энки.
Символика созвездия Рыбокозленка (Козерога) связана с одним из образов бога Энки: рыба символизировала недоступные глубины премудрости, а козленок — пророчество о грядущей судьбе человечества.

Около 235 г. до н. э. появилась монета с двуликим богом Янусом на квадриге, из-за чего эту новинку назвали квадригатом.
Квадригат (дидрахма с изображением квадриги). 235-217гг. до н.э.

  • В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу » Янус превратился в загадочную фигуру Януса Полуэктовича Невструева, директора института, единого в двух лицах. Янус Полуэктович - один человек, но в одном лице он живёт, как и все остальные люди, из прошлого в будущее, а «второе лицо» возникло после того, как в будущем он поставил удачный эсперимент по достижению контрамоции и начал жить из будущего в прошлое.
  • В книге Эдварда Радзинского «Александр II. Жизнь и смерть», царь Александр автором называется двуликим Янусом из-за его склонности как к реформам, так и к жестоким самодержавным методам правления, так свойственным его отцу Николаю I.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Янус (бог)" в других словарях:

    - (Janus) один из древнейших римских богов индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестою, выдающееся место в римском ритуале. О сущности религиозного представления, которое воплощалось в Я., уже в древности высказывались различные мнения.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Janus). Древнее латинское божество, первоначально бог солнца и начала, поэтому первый месяц года называется его именем (Januarius). Он считался богом дверей и ворот, привратником Неба, посредником в каждом человеческом деле. Янус призывался при… … Энциклопедия мифологии

    - (миф.) у древних римлян бог первоначально солнца, впоследствии всякого начинания, входов и выходов, ворот и дверей. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположн. стороны, также со скипетром и ключом. Словарь иностранных слов, вошедших… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аллах, Иегова, Саваоф, Небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, Предвечный, Создатель, Творец. (Зевес, Юпитер, Нептун, Аполлон, Меркурий и др.) (ж. р. богиня); божество, небожитель. См. идол, любимец.. в бозе почивший, воссылать молитву к богу,… … Словарь синонимов

    - (Janus) один из древнейших римских богов индигетов,занимавший, вместе с богиней очага Вестой, выдающееся место в римскомритуале. О сущности религиозного представления, которое воплощалось вЯ., уже в древности высказывались различные мнения. Так,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    В мифах древних римлян бог входов и выходов, дверей и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека). Изображался с ключами, 365 пальцами (по числу дней в году, который он начинал) и с двумя смотрящими в… … Исторический словарь

    Янус (лат. Janus, от janus ‒ крытый проход и janua ‒ дверь), в древнеримской религии и мифологии бог входов и выходов, дверей и всех начал. Храм Я. (перекрытые сводом ворота с двумя створками) находился на Форуме, в мирное время его ворота были… … Большая советская энциклопедия

    Январский Словарь русских синонимов. янус сущ., кол во синонимов: 4 бог (375) божество (… Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Янус (значения). Янус (лат. Ianus, от … Википедия

Происхождение выражения «Двуликий Янус» связывают с именем древнеримского двуликого бога всех дверей, входов и выходов, Янусом, в переводе с латинского означающий «аркада» или «крытый проход».

Согласно легендам Янус был чуть ли не первым правителем прародины Древнего Рима царства Лациум. Свою двуликость Янус приобрел благодаря одному из древнейших богов Сатурну, который отождествлялся в древнегреческой мифологии с титаном и верховным божеством Кроносом. Когда благодаря стараниям бога неба, грозы и дневного света Юпитера (аналог Зевса в Древней Греции) Сатурн потерял свой трон, он на корабле доплыл до царства Лациус. Здесь его с почестями встретил царь Янус и устроил торжественный прием. За это Сатурн наделил Януса волшебным даром - умением видеть прошлое и будущее. Именно за эту способность Януса стали изображать с двумя лицами, обращенными в противоположными стороны. Одно лицо было лицом молодого человека, смотрящего в будущее, а другое лицо изображало лицо умудренного опытом взрослого мужчины, взгляд которого был направлен в прошлое.

А еще его называли «отпирающим» и «закрывающим» богом. Поэтому неотъемлемым атрибутом в изображении Януса являлись ключи. Ведь он считался покровителем всех начинаний, начала и конца. Прежде чем начать какое-либо дело древние римляне взывали к Янусу и просили у него помощь и покровительство.

В годы своего правления Древним Римом царь Нума Помпилий учредил праздник в честь Януса, названный Агоналиями или праздником агонии. Проходил он 9-го января и сопровождался широкими гуляньями. Основным действом празднества было приношению в жертву Янусу белого быка, а центральной и главной фигурой на время праздника становился жрец Януса, которого называли «царем жрецов». В этот день были запрещены всякого рода ссоры и раздоры, чтобы Янус не прогневался и ниспослал неурожайный год.

Считается, что именно Янус научил древних римлян земледелию, выращиванию овощей и фруктов, разным ремеслам. Его почитали путешественники и моряки, считавшие Януса «шефов» всех дорог и основоположником кораблестроения.

Еще Янус вел счет дням, месяцам и годам, заложил основы исчисления и календаря. На пальцах его правой руки можно увидеть изображение числа «ССС» (300), а на левой — «LXV»(65). Сумма этих чисел соответствует числу дней в году. Оказывается, в честь Януса назван месяц януарий (январь).

Кроме того Янус считался покровителем всех военных начинаний и походов. В честь этого второй царь Древнего Рима Нума Помпилий велел установить символичную двойную арку перед храмом Януса, расположенного на римском форуме. Арка представляла собой крытое бронзой сооружение, опирающееся на колонны и имеющее две массивные дубовые двери, которые, когда начиналась война, открывались. Римские воины, покидавшие город, проходили сквозь арку и, смотря на лики Януса, просили о победе и удаче в сражениях с врагами. На протяжении военных действий ворота арки оставались открытыми. Закрывались они только когда воины возвращались домой и проходили под аркой, благодаря Януса за то, что победили и остались живы. В мирное время, когда ворота были закрыты, к арке Януса приносили вино, фрукты и медовые пироги в знак благодарности за мир. Правда, такое в те далекие времена случалось очень редко. Хватит пальцев на одной руке, чтобы сосчитать сколько раз ворота закрывались в течение 1000 лет. Но тогда это было естественно.

На этом заслуги Януса не заканчиваются. До появления на Олимпе самого могущественного бога Римской мифологии Юпитера, именно Янус следил за ходом времени. Он открывал и закрывал врата небес, через которые солнце утром начинало свое восхождение на небосклоне, а вечером опускалось и исчезало, уступая свое место луне. Также Янус курировал все двери домов и храмов во всех городах. В дальнейшем его заменил Юпитер, а Янус стал отвечать за все начинания на земле.

Интересно, что Янус является единственным древнеримским богом, не имеющим своего аналогичного подобия в мифологии Древней Греции.

К сожалению, мы забыли обо всех достоинствах Януса, его многогранности и многоликости, а осталось только выражение «Двуликий Янус», значение которого не имеет ничего общего с, пусть и мифической, личностью Януса.

Значение выражения «Двуликий Янус»

В настоящее время фразеологизм «Двуликий Янус» применим к не самым лучшим качествам человека как лицемерие, двуличность и неискренность. Хотя непонятно, почему Янус удостоился такой участи, а его имя ассоциируется с этими качествами. Ведь Янус, судя по легендам, принес людям большую пользу и был почитаем ими даже больше, чем Юпитер. Скорее всего, это связано с его образом в искусстве, где он изображался с двумя лицами, которым со временем стали приписывать противоположные качества человека в одном лице. А именно, добро и зло, честность и ложь, «хороший» и «плохой». Однако изначальный смысл был совсем иной - взгляд в прошлое и будущее. Если бы Янус узнал, с каким выражением стали связывать его имя, наверно сильно бы удивился и оскорбился.

Двуликий Янус в искусстве

Бюсты и статуи двуликого Януса разных авторов находятся во многих музеях мира, в том числе и в Ватикане.

В Риме на Бычьем форуме до сих пор сохранилась арка Януса, обрамляющем церковь Сан-Джорджио-ин-Велабро.

На картине французского художника Николы Пуссена (1594-1665 гг.) «Танец человеческой жизни» (1638-1640гг.) изображен праздник Агоналии в честь бога Януса.

В Шенбрунн саду в городе Вене находится скульптура «Янус и Беллона» работы немецкого мастера Иоганна Вильгейма Байера (1725-1796 гг.)

Двуликий Янус

Двуликий Янус
С латинского: Janus bifrons (янус бифронс).
Имя бога времени в Древнем Риме, поэтому изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое - лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества происходит от латинского слова janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» - производное от этого же слова.
Иносказательно: неискренний, двуличный, лицемерный человек (неодобр.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Двуликий Янус" в других словарях:

    Смотри в статье Янус … Современная энциклопедия

    См. в ст. Янус … Большой Энциклопедический словарь

    См. в статье Янус … Исторический словарь

    ДВУЛИКИЙ, ая, ое; ик (книжн.). То же, что двуличный [первонач. заключающий в себе два противоречивых свойства]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 лицемер (32) притворщик (23) ханжа (21) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    См. в статье Янус … Энциклопедический словарь

    Книжн. Неискренний, двуличный человек. ШЗФ 2001, 62; БТС, 242; Янин 2003, 95. /i> В римской мифологии бог времени Янус изображался с двумя лицами. ФСРЯ, 542; БМС 1998, 652 … Большой словарь русских поговорок

    Двуликий Янус - Книжн. Презр. Двуличный, ненадёжный человек. Так «двуликим Янусом» личность и «пребудет в веках», если не поймёт, не почувствует, что путь к внутренней свободе и гармонии лежит сквозь и через разрушение всего, во что она тайно или явно верует,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    двуликий Янус - книжн. неискренний, двуличный человек. В римской мифологии Янус – бог времени, а также всякого начала и конца. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым вперед, старым – назад, в прошлое … Справочник по фразеологии

    ДВУЛИКИЙ ЯНУС - 1) В римской мифологии Янус божество дверей, входа и выхода, всякого начала изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. 2) (Перен.) неискренний, двуличный, лицемерный человек с противоречивыми взглядами … Словарь политических терминов

Книги

  • Двуликий Янус. Он же Иосиф Джугашвили, Сосо, Коба, Сталин , Мурох Валерий Иванович. Валерий Иванович Мурох, доктор медицинских наук, профессор, член Московской организации Союза писателей России. Родился в Минске в 1939 году, живет и работает в Москве. Автор широко известных…
  • Двуликий янус , Е. Я. Басин. Главная цель книги - обратить внимание на развитие таких мало исследованных творческих способностей, как эмпатия, художественная энергия и таких нравственных стимулов творчества, как вера,…