Казанская семинария: выслушаем и другую сторону. Анастасий (грибановский) Митрополит анастасий казанский уходит на покой

Нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия его новая паства в Ульяновске встретила отнюдь не по-христиански. Пресловутый гей-скандал 2013 года, который разгорелся в Казани, аукнулся новому владыке сегодня, но уже в нашем городе. Когда священнослужитель направлялся в Спасо-Вознесенский собор, чтобы провести там первую на ульяновской земле службу, верующие под предводительством двух местных священников, не пожелавших принять решение Синода РПЦ, начали кричать новому митрополиту «анаксиос», что в переводе с греческого значит «недостоин».

Зачатки скандала

Ровно неделю назад стало известно о том, что митрополит Феофан, приехавший в Ульяновск буквально в мае прошлого года, оставляет наш город и переезжает в Казань, чтобы стать там митрополитом Казанским и Татарстанским. В свою очередь глава Казанской епархии - владыка Анастасий должен был переехать в Ульяновск, чтобы занять место Феофана. Таково было решение Священного Синода русской православной церкви.

Однако среди ульяновского духовенства нашлись такие, кто (хочется верить) из благих побуждений позволил себе не согласиться с мнением руководства РПЦ и патриарха Кирилла. Ими оказались местные протоиерей Иоанн Косых и иерей Георгий Рощупкин, которые крайне болезненно восприняли тот самый скандал.

История из прошлого

Напомним, тогда владыка Анастасий был ректором духовной семинарии. В ноябре в нее внезапно нагрянули с проверкой представители РПЦ, которым от семинаристов поступила информация, что проректор по воспитательной работе семинарии, а по совместительству и пресс-секретарь владыки Анастасия игумен Кирилл якобы приставал к мальчикам. Подлил масла в огонь знаменитый диакон Андрей Кураев, который обнародовал стенограмму того «разноса», который устроил Анастасий учащимся за «донос».

Закончилась эта история тем, что наш новый владыка пост ректора семинарии покинул, однако архипастырем быть не перестал. И руководство РПЦ этому не противилось.

Что сегодня?

Хотя история эта осталась в прошлом, осадок остался. И видимо, больше всего этого осадка оказалось в душах двух ульяновских священников, которые нашли сторонников в рядах верующих. Основные их аргументы сводятся к тому, что Анастасий после нашумевшего скандала «на обелился». Согласно законам православной церкви, он должен был доказать свою непричастность содомскому греху.

Свое мнение они решили отстаивать весьма экстравагантным способом. Сегодня нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия в Спасо-Вознесенский собор в буквальном смысле не хотели пускать, чтобы тот не смог отслужить здесь свою первую службу.

По словам сразу нескольких очевидцев, достаточно большая толпа хором скандировала обидное для священнослужителя греческое слово «анаксио», которое переводится как «недостоин», и мешала старцу пройти в храм. Митрополита в свою очередь окружили другие священники и казаки, которые не давали агрессивной пастве подходить к нему близко. При этом сам владыка нес в руках икону, которая должна была его защитить. Очевидцы утверждают, что драки в буквальном смысле чудом удалось избежать.

Пугающая ситуация закончилась, к счастью, благополучно. Анастасий все-таки попал в храм, и его первая служба все-таки состоялась. Уже после нее он взял слово. По словам очевидцев, она растрогала сердца тех, кто все-таки остался до конца. Тем не менее, как будут в дальнейшем складываться взаимоотношения архипастыря и его паствы, пока не ясно.

Валерий Васнецов

Видео с Youyube (пользователь Марина Коротина) и "Вконтакте" (пользователь Иришка Брехова)

О гомосексуализме в Казанской епархии говорили уже давно. Например, за год до скандала, в октябре 2012 г. публично высказалась монахиня Евфросиния (Мухамедзянова) в газете «Звезда Поволжья»: ()

13.12.2013. Комиссия Учебного комитета РПЦ во главе с М.Козловым провела внеплановую инспекцию в Казанской семинарии. Причина - жалобы семинаристов на сексуальные домогательства проректора Кирилла Илюхина. Большинство студентов подтвердили истинность обвинений. По результатам проверки Илюхин был снят с должности и изгнан из епархии.

…Глубокой ночью священник друг отца Кирилла ушел спать с понамарем храма в другой корпус. Я лег на раскладной диван, а отец Кирилл не смотря на то, что в комнате были еще раскладные кресла лег со мной не смотря на мои возражения. Около 7 00 утра я проснулся от боли. Отец Кирилл применял ко мне действия сексуального характера. Я выбежал из дома в одних штанах на улице было холодно. Я боялся возвращаться. Иных средств доехать до Казани не было. Когда, замерзнув, я вернулся в дом, отец Кирилл не спал, ждал меня и повез меня в семинарию. Подобное в нашей семинарии происходило не только со мной. Нередки случаи, когда помошник отца Кирилла будит среди ночи одного из семинаристов или же отец Кирилл сам звонит (часто зовет певца из хора, чтобы он пел). Он возвращается утром пьянный и ничего о произошедшем ночью не расказывает.

…Все ребята быстро разбежались и я тоже собирался уходить, но игумен К. начал останавливать меня просил меня чтобы я остался с ним, я сказал что мне тоже нужно уходить, но он обнял меня и повел меня комнату и толкнул на кровать, я быстро поняв что происходит хотел уйти, но он опять меня схватил и начал обнимать и домогаться близости. Я был в шоке, я вырвался из его рук и обувшись быстро сбежал из его кельи. На следующий день Игумен Кирилл вел себя как ни в чем не бывало.

Описание инспекции №1 (из ЖЖ Кураева, Казанские проверки , 27.01.14) ()
Описание инспекции №2 (Kazan Week , 15.12.13) ()

01.02.2014. Митрополит Анастасий принял участие в юбилейной службе в храме Христа Спасителя, посвященной 5-летию интронизации патриарха Кирилла.

Скрипт дедулькина kalakazo Радуйся, Симония добытчице - 2 () и его же Достойный ответ предателям в рясах...

04.02.2014. "То, что общецерковный суд молчит по упомянутому вопросу, вовсе не значит, что дело не расследуется", - заявил замглавы управления делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

07.03.2014. Роман Степанов, студент 4 курса КазДС, отчислен за «неоднократный обман представителей администрации, вступление с ними в открытый конфликт, нераскаянность в своих действиях и поступках, клевету на священноначалие, администрацию и воспитанников Семинарии». Приказ об отчислении 10.03 опубликовал в своем блоге А.Кураев. Он заявил, что по его сведениям из КазДС было отчислено шесть студентов, но иер. Филарет сказал , что только два.

Дата рождения:

Дата хиротонии:

Дата пострига:

День ангела:

Биография:

Родился 27 августа 1944 г. в д. Столбово Кимрского р-на Калининской обл. После окончания школы служил иподиаконом в Успенском храме с. Щелкова.

В 1963 г. окончил строительное училище, работал на машиностроительном заводе в г. Кимры.

С 1967 г. служил псаломщиком в храмах Казанской епархии.

5 сентября 1976 г. пострижен в монашество и возведен в сан игумена. В этом же году назначен настоятелем Никольского кафедрального собора г. Казани и секретарем Казанского епархиального управления.

В 1985 г. возведен в сан архимандрита.

В 1975 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, в 1983 г. — Московскую духовную академию.

11 декабря 1988 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы хиротонисан во епископа Казанского и Марийского.

С 11 июля 1993 г., после выделения из состава Казанской епархии Йошкар-Олинской и Марийской епархии, — Казанский и Татарстанский.

С 1998 г. — ректор Казанской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 15) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Богородицкого мужского монастыря г. Казани и Раифского Богородицкого мужского монастыря (пос. Раифа Зеленодольского р-на Республики Татарстан).

Решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. (журнал № 46) назначен главой новообразованной Татарстанской митрополии.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 22) освобожден от должности ректора Казанской духовной семинарии.

С июня 2012 г. по май 2015 г. временно управлял Чистопольской епархией.

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 44) назначен Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии.

Образование:

1975 г. — Московская духовная семинария (заочно).

1983 г. — Московская духовная академия.

Место работы: Симбирская митрополия (Глава митрополии)

Епархия: Симбирская епархия (Правящий архиерей)

Награды:

Церковные:

  • 2013 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2008 г. — орден свт. Алексия Московского;
  • орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден прп. Серафима Саровского II ст.

Светские:

  • государственный орден «Знак Почета»;
  • «Медаль за вклад в наследие народов России»;
  • медаль 1000-летия Казани.

День памяти:
9/22.05 – день кончины (1965 г.)

Митрополит Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич) родился 6 августа 1873 года в день праздника Преображения Господня, в селе Братках Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где его дед по матери (Кармазиной), а потом отец, были священниками. Отца его звали Алексием, а мать – Анною.
Смерть рано похитила, в детском возрасте, всех братьев и старших сестер Саши, угрожала и ему. Но Господь сохранил ему жизнь среди многих детских болезней, через которые ему пришлось пройти вместе с ними.
О родителях своих позже вспоминал Владыка как о добрых, рассудительных и любящих, ничего не жалевших для его образования.

В ранние годы вразумил Господь Александра познать суету мира сего. Душа его с юности часто тосковала в этом мире, и он нередко оставался одиноким среди «юношей безумных», с упоением предававшихся жизненным наслаждениям.
Будучи пятнадцати лет от роду, он особенно глубоко почувствовал ничтожество всего земного, стал уклоняться от людей, сделался задумчив и охладел не только ко всем радостям жизни, но и к самой жизни, считая, что все ничтожно перед вечностью. Он был готов оставить школу и уйти в монастырь. Родителям стоило большого труда убедить его отложить исполнение такого решения до более зрелого возраста.

Александр окончил Тамбовское Духовное училище.
В 1893 году – Тамбовскую Духовную семинарию.

В 1897 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия.
В то время ректором академии был архимандрит Антоний (Храповицкий), будущий Первоиерарх Русской Церкви Заграницей. Здесь же молодой Александр познакомился и с архимандритом Сергием (Страгородским), инспектором академии.

В апреле 1898 года Тамбовским епископом Александром (Богдановым) в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре был пострижен с именем Анастасий, в честь преподобного Анастасия Синаита.
23 апреля владыкой Александром рукоположен во иеродиакона.
Вскоре затем – во иеромонаха.

В августе 1898 года ректором Московской Духовной академии архимандритом Арсением (Стадницким) отец Анастасий был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в которой оставался два года.

В 1900 году назначен инспектором Вифанской Духовной семинарии.

С июля 1901 года состоял в должности ректора Московской Духовной семинарии в сане архимандрита, после посвящения в сан епископа его предшественника архимандрита Трифона (князя Туркестанова).
Свое педагогическое служение в те годы отец Анастасий проходил под руководством своего дяди, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика.

29 июня 1906 года в Московском Успенском соборе отец Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, с местопребыванием в Свято-Данииловом монастыре.
В своем слове при наречении во епископа в порыве прозрения он предрек, что: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были, как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами».
С 1906 по 1914 год он – настоятель Свято-Даниилова монастыря, следующий после епископа Никона (Рождественского), бывшего даниловским настоятелем в 1904-06 годах.
Долговременное пребывание в Москве (около восьми лет в должности викария Московской епархии и настоятеля обители благоверного и преподобного князя Даниила, а считая годы учения – свыше двадцати) дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его духовный облик сложился под влиянием славных московских святынь и великого иерарха Российской Церкви Московского митрополита Филарета (Дроздова).
Он был близок к таким философам как Е.Н. и С.Н. Трубецкие, к потомкам славянофилов Д.А. Хомякову, Ф.Д. и А.Д. Самариным. Его глубоко уважала мученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий Богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту.
Владыке Анастасию поручалось руководство торжественным прославлением святителя Гермогена, церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

14 мая 1914 года он был переведен на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру.
Уже бушевала Первая мировая война, вскоре распространившаяся и на территории Холмской епархии. Был момент, когда Владыка один оставался в Холме, уже покинутом военными и гражданскими властями. На плечи епископа легла забота о беженцах, он отдал свой дом под лазарет для раненых. Он также посещал передовые позиции, ободряя войска действующей армии Юго-Западного фронта, совершал молебны и панихиды. Его патриотические проповеди отличались искренним вдохновением и красноречием.
За свои труды Владыка был награжден орденом святого Владимира 2-й степени.

В 1915 году получил необычную для духовного лица награду – орден святого благоверного Великого князя Александра Невского с мечами «во внимание, – как говорилось в Высочайшем рескрипте, – к отлично усердному служению Церкви Божией и самоотверженной и доблестной деятельности во время военных действий».

Когда наступил роковой 1917 год и многие даже в среде духовенства были охвачены революционным угаром, архиепископ Анастасий не поддался веянию времени и твердо встал на защиту Церкви Христовой от всяких посягательств как на чистоту веры, так и на ее канонический строй.

Участвовал в делах Всероссийского Поместного Собора 1917-18 годов, возглавлял Отдел церковного имущества и хозяйства, возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации новоизбранного Патриарха.
Решительно выступил против записки 32-х противников патриаршества. Свое выступление закончил так: «Церковь становится воинствующей, она должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратии. А если это так, то Церкви нужен вождь».
После избрания Патриархом святителя Тихона (Белавина) владыка Анастасий как знаток древних уставов возглавил соборную комиссию, создавшую чин настолования (интронизации) Первосвятителя. На него же была возложена и организация торжеств при интронизации.
Он приобрел репутацию одного из лучших проповедников, достигнув этого не только природным дарованием, но и усердным трудом. Именно ему было поручено проповедовать при интронизации патриарха Тихона.
Архиепископ Анастасий был избран членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
После настолования и молебствия с крестным ходом внутри Московского Кремля, разоренного и поруганного, Святейший Патриарх Тихон, по древнему обычаю, совершил объезд Кремля. Он выехал из Кремля в открытом экипаже, выбрав спутниками своими архиепископа Анастасия (Грибановского) и епископа Пахомия (Кедрова), следовавших за ним в отдельной коляске.

В марте 1918 года владыка Анастасий был награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке.

Как член Синода и один из самых доверенных сотрудников патриарха Тихона, он оставался еще несколько месяцев в Москве, участвовал в составлении актов об анафематствовании коммунистических безбожников и составил протест Патриарха против захвата Кишиневской епархии румынами. Румынская церковные и гражданские власти потребовали от архиепископа Анастасия выйти из канонического подчинения Русской Церкви и войти, вместе с Кишиневской епархией, в состав Церкви Румынской, но ни он, ни его викарии не согласились. Последние были насильно высланы из епархии, а владыка Анастасий, попытавшись проехать в свою епархию в октябре 1918 года, не был пропущен через румынскую границу, и вынужденно остановился в Одессе.

В 1919 году архиепископ Анастасий уехал в Константинополь и пребывал в Галате, в подворье русского Пантелеимонова монастыря.
15 октября 1920 года Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока России, возглавляемым митрополитом Антонием (Храповицким), был назначен на правах епархиального архиерея управляющим русскими приходами Константинопольского округа, число которых быстро росло.
22 ноября 1920 года он был включен в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония.
Владыка Анастасий возглавил Русский Комитет в Константинополе, объединявший до 35 организаций, организовывал общины, распределял прибывшее духовенство, находил помощь для нуждающихся и развил среди русских беженцев, числом до ста семидесяти пяти тысяч, плодотворную и многостороннюю пастырскую деятельность. Неоднократно приглашали его служить и в греческих храмах. Он оставался в Константинополе до 1924 года.

Архиепископ Анастасий являлся одним из заместителей председателя «Общего собрания представителей Русской Заграничной Церкви», позже переименовавшего себя в Русский Всезаграничный Церковный Собор 21 ноября – 2 декабря 1921 года в Сремских Карловцах в Сербии. Он возглавлял на Соборе отдел духовного возрождения России. Как председатель этого отдела выступил с докладом по вопросу о восстановлении Монархии в России. После длительного обсуждения Собор принял обращение к эмигрантской пастве с призывом молиться о восстановлении в России Монархии и Царствующего Дома Романовых.

С 13 сентября 1922 года владыка Анастасий вошел в созданный Архиерейским Собором в Сремских Карловцах временный Архиерейский Синод (вне юрисдикции Московского Патриархата), который стал правопреемником ВЦУЗ.

В 1923 году присутствовал в качестве представителя Русской Церкви на так называемом «Всеправославном Конгрессе», созванном патриархом Мелетием в Константинополе. Архиепископ мужественно возвысил голос против всех предложенных здесь новшеств, противоречащих священным канонам, веками освященным благочестивым традициям и обычаям. Архиепископ Анастасий явился главным оппонентом этого воплощения обновленчества, в то время как митрополит Антоний (Храповицкий) протестовал против него в переписке с православными патриархами. Благодаря их противодействию обновленчество на Православном Востоке не развилось многим далее насаждаемого из Константинопольского Патриархата «нового» календаря.

Вскоре после «Конгресса» последовал неблагоприятный поворот в отношениях Вселенского Патриаршего престола к Русской Церкви и патриарху Тихону, имя которого Константинопольский Патриарх запретил возносить в русских приходах в Константинополе, также не позволяя сноситься с Русским Архиерейским Синодом Заграницей.
В 1924 году Константинопольская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу русских архиереев, которые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению русской паствы. Результатом стало запрещение в служении нескольких русских архиереев, в том числе владыки Анастасия, который был вынужден после Пасхи 1924 года покинуть Царьград и выехать через Францию в Болгарию. Там он принял участие в освящении Александро-Невского собора в Софии.

В течение десяти лет пребывал владыка Анастасий в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор.
Привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. И англичане, и греки уважали Владыку и считались с ним.

Указом Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года, в числе прочих «карловацких епископов», владыка Анастасий был запрещен в священнослужении.

10 сентября 1934 года Архиерейский Собор в Сремских Карловцах особым постановлением отверг указ митрополита Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года о запрещении в священнослужении карловацких епископов. Под соборным постановлением стоит и подпись владыки Анастасия.

В 1935 году Сербским Патриархом Варнавой владыка Анастасий был возведен в сан митрополита и оставлен на постоянное пребывание в Сремских Карловцах в качестве помощника находившегося в болезненном состоянии Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого).

10 августа 1936 года, после кончины митрополита Антония (Храповицкого), владыка Анастасий как старейший по хиротонии архиерей и первый заместитель почившего был единодушно избран Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, председателем Архиерейского Собора и Синода.
Ежедневно владыка митрополит Анастасий, являвший всем пример строго иноческой жизни, посещал Божественную литургию в Троицкой церкви и до поздней ночи занимался церковными делами. Во все воскресные и праздничные дни он сам совершал Богослужение и неизменно сам же проповедовал. Проповеди его захватывали слушателей художественностью стиля, тонкой отделкой мысли и разносторонней содержательностью.

В 1938 году немецкими властями была оказана помощь в ремонте девятнадцати русских православных храмов в Германии и выделены деньги на сооружение собора в Берлине, был принят закон об имуществе РПЦЗ в Германии.
12 июня 1938 года митрополит Анастасий обратился к Гитлеру с благодарственным адресом, в котором говорилось: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду».

В августе 1938 года под председательством владыки Анастасия в Сремских Карловцах прошел II Всезарубежный Церковный Собор, который, среди прочего, осудил переход управляющего Зпадноевропейскими русскими приходами митрополита Евлогия (Георгиевского) в юрисдикцию Вселенского Патриарха, а также гонения на Церковь в СССР.

С перемещением Архиерейского Синода Зарубежной Церкви из Карловцев в Белград туда переехал и его председатель митрополит Анастасий, управлявший одновременно на правах епархиального архиерея русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь, неподалеку от русской Свято-Троицкой церкви, являвшейся фактически его кафедральным собором, он провел первые годы Второй мировой войны.
Будучи ценителем науки, владыка Анастасий объединил вокруг себя ученых и общественных деятелей и наиболее просвещенных служителей Церкви, собирая их периодически на совещания. При Архиерейском Синоде учредил особый Ученый комитет, возглавленный магистром Богословия архиепископом Тихоном (Лященко). Пример Владыки способствовал расцвету духовной жизни русских в Белграде.

Для Югославии Вторая мировая война началась 6 апреля 1941 года, когда немцы вторглись в страну и вскоре захватили ее. Неожиданная бомбардировка Белграда 6 апреля заставила большинство населения бежать, и русские остались почти одни в полуразрушенном городе. Несмотря на падавшие кругом бомбы, во время налета митрополит Анастасий оставался на своем архиерейском месте в алтаре, а чредное духовенство служило молебен перед чудотворной иконой Божией матери "Знамение" Курской-Коренной. И это несмотря на то, что в непосредственной близости от церкви упало целых пять бомб, сгорела соседняя сербская церковь святого Марка, а у самой церковной стены двое суток пылал гигантский костер из зажженного бомбой склада бревен.
На второй день, 7 апреля, в самый праздник Благовещения, когда происходила особенно сильная бомбардировка, владыка Митрополит присутствовал на Божественной литургии, которую совершал в подвале Русского дома один из священников для множества укрывавшихся там людей. Эта литургия, совершенная в обстановке, напоминавшей катакомбы древних христиан, на всю жизнь запечатлелась в памяти у тех, кто на ней был. Все присутствовавшие, до трехсот человек, по благословению владыки Митрополита причащались после общей исповеди, ввиду явно грозившей всем смертельной опасности.
Ровно через неделю, в Лазареву субботу, в совершенно разгромленный и опустошенный город вошли немцы, и начались тяжкие для русской эмиграции в Югославии годы. Вместе со своей белградской паствой Владыка благодушно переносил и голод, и холод, и всевозможные стеснения и лишения, разные неприятности со стороны оккупационных германских властей и выпады враждебного отношения со стороны известной части сербского населения, поддавшейся коммунистической пропаганде.

После начала войны Германии с СССР Владыка воздерживался от заявлений в поддержку Германии; но в своем пасхальном послании за 1942 год писал: «Настал день, ожидаемый им [русским народом], и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего».

21 октября 1943 года в Вене митрополит Анастасий возглавил Совещание восьми епископов РПЦЗ, которое свидетельствовало о неканоничности и недействительности состоявшегося 11 сентября того же года избрания митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси и невозможности вследствие этого признать митрополита Сергия законным Патриархом.

С Пасхи 1944 года начались почти ежедневные налеты на Белград англо-американских бомбардировщиков, уносившие множество жертв, но, несмотря на явную угрозу жизни, Митрополит ни в чем не изменял своего обычного образа жизни, вдобавок к прочему навещая раненых, хороня убитых и утешая обездоленных. По его благословению духовенство стало совершать обходы домов с чудотворной Курско-Коренной иконой, от которой стали происходить обильные чудотворения.
Будучи непримиримым к иноверческой и инородческой советской власти, владыка Анастасий благословлял тех, кто боролся с нею. Полную поддержку его встретил Русский Охранный Корпус в Югославии. Поддержал Владыка и начинание генерала Власова, с которым лично встречался в Карлбаде (ныне Карловы Вары), где он проживал, когда, вместе с основной массой русских, должен был покинуть Югославию, с приближением красных.

В сентябре 1944 года, когда советские войска уже приближались к Белграду, главная масса русских обитателей его устремилась в Вену, куда эвакуировался и Архиерейский Синод Зарубежной Церкви. И здесь митрополит Анастасий не переставал служить во время бомбежек.
Из Вены митрополит с Синодом переехали сначала в Карлсбад.
Летом 1945 года – в Мюнхен, который на время сделался крупным центром русской церковной и общественной жизни.

В этот период, в апреле 1945 года, патриарх Московский Алексий I обратился к клиру Русской Православной Церкви Заграницей с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви, но не был признан Синодом во главе с митрополитом Анастасием. Тогда же была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось об «установлении молений о помощи Божией для освобождения России от большевистско-коммунистического ига».

На Архиерейском Соборе в мае 1946 года в Мюнхене был воссоздан Архиерейский Синод РПЦЗ, в который влилась значительная группа русских архиереев, выехавших из контролировавшейся Германией территории СССР.
Собор постановил отметить пятидесятилетие священнослужения, сорокалетие епископства и десятилетие первоиераршества владыки Анастасия принятием им титула «Блаженнейшего», правом ношения двух панагий и преднесением креста, но Владыка категорически отверг эти почести и уклонился от участия в юбилейных празднествах.

С 1948 года шло массовое переселение русских в США, и многие стали упрашивать Митрополита переехать с Архиерейским Синодом туда же.
24 ноября 1950 года митрополит Анастасий переехал из Мюнхена в Нью-Йорк (США).
25 ноября отбыл в Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), где совершил освящение новопостроенного каменного храма в честь Святой Троицы. После того состоялся Архиерейский Собор, в котором приняли участие одиннадцать иерархов РПЦЗ.
Здесь же, впервые в истории РПЦЗ, Владыкой был совершен чин мироварения и освящения мира, которое прежде РПЦЗ получала от Сербской Церкви.
Новая волна русских беженцев, прибывавших из Азии и Европы, в большинстве предпочла остаться под омофором митрополита Анастасия и с их прибытием возникло около ста новых приходов. Митрополит, несмотря на преклонные годы, предпринимал частые поездки, выступал на торжествах и собраниях, и продолжал рукополагать новых архиереев: Антония (Синькевича) во епископа Лос-Анжелосского (19.VIII.1951); Аверкия (Таушева) во епископа Сиракузско-Троицкого (25.V.1953); Савву (Раевского) во епископа Мельбурнского (24.I.1954); Антония (Медведева) во епископа Мельбурнского (18.XI.1956); Савву (Сарачевича) во епископа Эдмонтонского (28.IX.1958); Нектария (Концевича) во епископа Сеатлийского (11.III.1962).
Уже в 1951 году владыка Анастасий совершил поездку через северо-американский материк – в Калифорнию и с тех пор проводил зиму в Нью-Йорке, а немалую часть лета – в полюбившейся Калифорнии. В Америке Митрополит совершал сам и благословлял частые обходы приходов и домов с Курско-Коренной иконой, названной «Одигитрией русского рассеяния».

В феврале 1952 года резиденция митрополита и Синода переместилась в Нью-Йорк.

Думая о приближавшемся в 1956 году 50-летнем юбилее архиерейского служения Владыки, паства снова хотела достойно отпраздновать это событие, но скромный архипастырь вновь уклонился от чествования.

Последние годы жизни Митрополита были омрачены смутой в связи с постройкой нового кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско, когда неразумные из клира и прихожан, вдохновляемые силами зла, воздвигли гонения на руководившего этой постройкой блаженного святителя Иоанна (Максимовича). Но вскоре молитвами и трудами архиепископа Иоанна все трудности постепенно были преодолены.
Митрополит же Анастасий стал все больше недомогать, был помещен в больницу на обследование, после чего уже едва мог ходить без посторонней помощи.

Чувствуя свою немощь, владыка Митрополит объявил архиереям, что решил уйти на покой, и предложил избрать ему преемника.
27 мая 1964 года на Архиерейском Соборе в день Преполовения Пятидесятницы новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский), а митрополит Анастасий ушел на покой, сохранив почетное председательство в Синоде и получив, по единодушному решению членов Собора, титул «Блаженнейшего» с правом ношения двух панагий и преднесения креста, от чего прежде столь решительно отказывался.
Большой радостью для Блаженнейшего владыки Анастасия было состоявшееся на этом же Соборе прославление святого праведного Иоанна, Кронштадтского чудотворца.

22 мая 1965 года вечером, в возрасте девяносто одного года, митрополит Анастасий (Грибановский) почил, окруженный почитателями, в своих покоях в новом Синодальном доме в Нью-Йорке. Разрешительную молитву прочел его многолетний духовник архиепископ Аверкий (Таушев). Облачение тела почившего в архиерейские одежды по чину было совершено присутствовавшим при кончине Преосвященным Нектарием (Концевичем), епископом Сеатлийским.
В лице митрополита Анастасия ушел из временной жизни последний в Зарубежье представитель архипастырского сонма дореволюционной Императорской России и в то же время последний остававшийся в живых член Священного Синода Российской Церкви, то есть последний носитель для всех бесспорно законной церковной власти, избранной на последнем свободно созванном Поместном Соборе Российской Православной Церкви в 1917 году. Он был последний на то время архиерей, к благословляющей деснице которого припадал смиренно Помазанник Божий Царь-Мученик Император Николай Второй, светлую память о котором он с любовью хранил всю жизнь.
23 мая в Синодальном соборе была совершена соборно архиерейским чином, с митрополитом Филаретом во главе, Божественная литургия, а затем в течение дня целый ряд панихид над гробом почившего. Заупокойная литургия последовала 24 мая, на которой служило одиннадцать архиереев и шестнадцать священников, затем отпевание, а затем, 25 мая – цикл погребальных служб и погребение под алтарем монастырского храма Святой Троицы в Джорданвилле, рядом с гробницей архиепископа Тихона (Троицкого).

Литература:
1. Церковные ведомости, 1906, № 24, 323, № 26, 335; 1909, № 36, 339; 1912, № 34, 332; 1914, № 21, 256.
2. Прибавления к Церковным ведомостям, 1915, № 44, 2248.
3. Изв. Каз. еп., 1914, № 3, 80; 1911, № 35, 1019-1022.
4. ЖМП, 1932, № 9-10, 5; 1946, № 3, 26-31; 1948, № 6, 36-38; 1953, № 7, 32-39; 1954, № 2, 47; 1958, № 11, 18-19.
5. Прав. Собес., 1908, январь, 53, ноябрь, 594.
6. Кормчий, 1915, № 29, 342.
7. Холмский народный календарь 1917 год, 55, 58, 59, 63, 64, 85, 111, 117-121.
8. Миссионер. Календарь, 1907, 128.
9. Сергий, еп., Несколько слов по поводу раскольничьей деятельности митрополита Анастасия. Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год, 166-167. Булгаков, 1406.
10. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.
11. Православная Русь, 1963, 15, 5.
12. Православная Русь, 1965, 10, 4.
13. Зернов, Н.М., сост., Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972, Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
14. Шкаровский, М.В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), Москва, Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 508.
15. Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни, Москва, Московский рабочий; ВПМД, 1994.
16. Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни, Москва, Свято-Владимирское братство, 2006, 548-585.
17. Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. Альбом издательства «Даниловский благовестник». М.,2000.
18. Аверкий, архиеп., Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия: http://www.holytrinitymission.org
19. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.
20. Н. Тальберг. Памяти митрополита Анастасия. Русская Православная Церковь Заграницей. В 2-х томах. 1968. Printed in the U.S.A. Т. 1, С. 274-287.
21. Завещание Блаженнейшего митрополита Анастасия. Русская Православная Церковь Заграницей. В 2-х томах. 1968. Printed in the U.S.A. Т. 1, С. 288-293.

Митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина) от должности ректора Казанской духовной семинарии "в связи с возросшей загруженностью делами по управлению Татарстанской митрополией. Синод постановил выразить освобожденному от должности архиерею "благодарность за многолетние труды".

Казалось бы, ничего особенного. Но это для тех, кто не знает, что такое Казанская семинария. Несколько бывших студентов этого учебного заведения тайно живут в Троице - Сергиевой лавре. Они не очень любят общение с прессой и боятся возвращаться в Казань... А сам казанский владыка пребывает в покое и благорастворении воздухов. Пока в нем заинтересованы власти Татарстана, его личность неприкосновенна.

Митрофорный оптимизатор

Лицом православного священника является приход его храма. Лицом епископа - епархия. В Татарстане на два миллиона этнических православных (русских, кряшен, чувашей, мордвы) приходится всего 225 культовых сооружений: храмов, часовен, молельных домов... Для сравнения - на полтора миллиона этнических мусульман - татар приходится 1524 мечети. Число мечетей в РТ имеет склонность к увеличению, а православных храмов - к уменьшению. Владыку Анастасия это не беспокоит. Он считает, что и имеющихся храмов для его паствы слишком много, и было бы неплохо эти храмы "оптимизировать".

Как выглядят православные храмы Татарстана? Храма Казанской Иконы Божьей Матери в Казанском кремле уже не существует: в нем располагается Музей истории и государственности татарского народа. Башенная Успенская церковь Казанского кремля превращена в развлекательный комплекс. Петропавловский собор Казани, куда ходит на Рождество и Пасху большинство верующих города, не сегодня - завтра обвалится от ветхости. Спасо - Преображенский собор Казани в 2011 году был продан епархией богатому грузину Георгию Пурелиани. Батоно Пурелиани первым делом соскреб со стен собора старинные фрески. С Благовещенского собора Казани убраны якорные кресты. Это случилось после того, как на епархию в конце 90-х "наехали" татарские националисты, которым показалось, что этот крест "символизирует оккупацию Казанского ханства Иваном Грозным". Лидер татарских националистов Рафис Кашапов тогда пригрозил епархии: "Не уберете ваши поганые кресты, мы подожжем ваш поганый храм". [...]

Молчун - орденоносец

А что же владыка Анастасий? Молчит. Когда он находится в Татарстане, он предпочитает не выпендриваться. Но стоит ему приехать в Москву и попасть в учреждения патриархии, так его будто подменяют.

"В Татарстане кошмар, что творится", - причитает владыка в Москве. "У нас ваххабиты, салафиты, "Хизб-ут-Тахрир", русские масово переходят в ислам. А я вынужден жить в этом кошмаре и контролировать его". Причитания архиерея вознаграждаются церковными орденами (в 2013 году ему присвоили орден Иннокентия Московского 2-й степени), и самым важным - гарантией неприкосновенности его архиерейства. Второе для Анастасия куда важнее. Если он даже обвешается всеми церковными регалиями, которые у него есть, в Москве он будет лишь одним из множества епархиальных архиереев. А в Татарстане он - особо важная фигура. [...]

Ваххабитский кошмар, которым владыка пугает Москву, его самого никак не касается. Казанский кремль никогда не давал Анастасия в обиду, и в случае чего, укроет его от любых ваххабитов.

Проще сказать: чем больше в Татарстане ваххабитов, тем для Анастасия лучше. Например, когда в декабре прошлого года джихадисты подожгли несколько кряшенских храмов, то муфтий Москвы Альбир Крганов выделил на помощь кряшенам миллион рублей. Деньги были перечислены на счета митрополии, но приходы сожженных храмов не увидели из них ни копейки. Почему? Попробуйте спросить у Анастасия. [...]

"Нетрадиционное" священство

До 19 марта 2014 года Анастасий руководил Казанской духовной семинарией (КазДС). В царское время это учебное заведение дало России многих выдающихся священников, ученых и просветителей. В советское время семинария была закрыта, и возобновила свою работу только в 1997 году. Поднимал духовную школу Александр Журавский - нынешний глава Департамента межнациональных отношений Минрегионразвития РФ, а в те годы работавший в Казанском епархиальном управлении и служивший алтарником в Варваринской церкви Казани. Александр Владимирович буквально "с нуля" возрождал академические традиции Казанской семинарии, мечтая сделать ее центром духовного возрождения Поволжья и противовесом ваххабитской экспансии. Журавский активно занимался духовным просвещением кряшен - тюркоязычного народа Татарстана, принявшего православие задолго до присоединения Среднего Поволжья к России. Увы, благие замыслы Журавского не вписывались ни в планы Казанского кремля, ни в расчеты архиерея. Анастасий в 2001 году "выжил" Журавского с поста ректора семинарии и вынудил его покинуть Татарстан, после чего сам водрузился в кресло ректора семинарии.

После ухода Журавского просветительское начало в семинарии было, мягко говоря, похерено, а взамен него воцарились Содом и Гоморра. В прямом смысле слова.

Механизм воспроизводства "нетрадиционного" священства был описан автором в статье "Голубая луна над Татарстанской митрополией" , опубликованной в январе 2014 года на портале Regnum.Ru. [...]

После "голубых" оргий "наставники" смотрели за состоянием своего "ученика". Если тот после "приключений" не мучился угрызениями совести, молчал и был послушен, он становился "своим". А если впоследствии сам предлагал "принять участие" - то навсегда рукопожатым. Такой "ученик" мог потом рассчитывать на успешное окончание учебы и выгодное трудоустройство. Пример - проректор семинарии иеромонах Филарет (Кузьмин). Он стал проректором в 19 лет, не успев проучиться в семинарии и пары учебных годов. В семинарии его называют "Филя" и "Кузя". Чуть позже отец Кузя получил из рук Анастасия высокую награду РПЦ - наперсный крест с бриллиантами. При этом, руководитель из Кузи из рук вон плохой, а священник - и того хуже.

Что происходит с теми, кто "идет в отказ"? Они, как свидетельствует очевидец, впадают в немилость и сами уходят из семинарии. "Таких больше половины ушедших. Нам запрещают вступать в отношения с девушками, а если у кого-то есть невеста, над ней смеются, унижают, и запрещают венчаться".

Социальный лифт для "нетитульных"

Про содомские дела в КазДС знал весь Татарстан. Почему же народная тропа туда и не думала зарастать? Еще один вопрос: почему никто из семинаристов до сих пор не вздумал обратиться в прокуратуру?

Ответ на первый вопрос: причин много. Кто - то ложился под начальство из карьерных соображений, а кто - то из соображений, что терять уже нечего. Не стоит забывать, что в этнократическом Татарстане нетатарское население лишено каких - либо социальных лифтов. Рассчитывать на карьеру "нетитульный" татарстанец может только в том случае, если примет ислам, породнится с каким - либо татарским влиятельным родом или же сможет понравиться правящей верхушке другим способом. Самый простой способ - это соучастие Казанскому кремлю в его неафишируемых делах, например в вытеснении нетатарского населения из республики. Но и в этой нише, увы, свободных мест уже нет. Желающие давно выстроились в очередь и подновляют номерочки на руках. Оставалась только Казанская духовная семинария.

Ответ на второй вопрос не менее многозначен. " Попытаюсь объяснить, почему студенты не бегут из КазДС и не заваливают прокуратуру исками о домогательствах", - рассказал автору материала бывший воспитанник КазДС. "Начнем с того, что из духовного учебного заведения крайне трудно перевестись. Что касается КазДС, то даже отчислившимся оттуда по собственному желанию не выдают никаких документов о пройденных курсах, ни академических справок: отчислился из КазДС, считай, что и не учился там. [...]

Вторая причина их удерживания в стенах КазДС - специфика самих студентов. [...] туда приходит немало ребят из набожных семей. "Очень многие имеют глубокую искреннюю веру", - вспоминает бывший студент КазДС. " Кто-то из них надеется на помощь Божию, кто-то боится, что глубоко верующие родители не поймут решения и уж точно не поверят, что причиной отчисления из семинарии их любимого сыночка стали грязные домогательства монахов-проректоров. Увы, наш простой верующий народ до сих пор верит в то, что "в Церкви все святые". Даже самый последний мерзавец в рясе воспринимается народом как святой".

Как итог, парни либо жалеют о годах учебы и терпят, либо терпят, потому что верят, либо терпят потому что боятся. В КазДС, благодаря Анастасию и его клевретам, установилась атмосфера страха, доносительства и мести. Ректорат семинарии во главе с Анастасием при любом удобном случае намекает студентам на свои связи в правоохранительных органах Татарстана и в Казанском кремле. Ребята понимают, что их начальство не блефует. Госномер личного автомобиля Анастасия имеет ту же серию, что и номера машин высших чиновников Татарстана. Архиерей на короткой ноге с самим Александром Терентьевым - замом руководителя аппарата президента Татарстана, лицом, особо приближенным к клану Шаймиева . Терентьев в Казанском кремле курирует все сугубо русские и православные вопросы. О результатах его работы можно судить по числу русских, которые обращаются в ислам, по джихадистам русской и кряшенской национальности и по ходу дел в Казанском митрополии. [...]

Что будет дальше?

К сожалению, в православной среде не все верят в то, что над КазДС более десяти лет сияет "голубая луна". Попытки рассказать об этом стоили автору охлаждением отношений с некоторыми православными знакомыми. Ряд этих знакомых занимают не последние должности в структурах Московской патриархии. Как многие помнят, попытки осветить положение вещей в КазДС не совсем хорошо закончились и для протодиакона Андрея Кураева.

Одного из героев скандалов, игумена Кирилла (Илюхина) еще в декабре его уволили из КазДС и перевели служить в Тверскую епархию. Перевели, что называется, с повышением: в Твери господин Илюхин заведует кафедрой в местной семинарии и является советником местного архиерея, митрополита Виктора (Олейника). Илюхин живет в доме тверского владыки и проводит вместе с ним архиерейские службы. От Твери до Москвы - рукой подать. Такое наказание сравнимо со ссылкой прожорливого кота в мясную лавку. Правда, в конце января прокуратура Татарстана начала в отношении Илюхина прокурорскую проверку по фактам совершения преступлений на сексуальной почве, но рясофорный насильник был уже далеко - в Казахстане. Узнав непонятно откуда, что его "прессуют" за казанские дела, он даже решил принять казахстанское гражданство. Опять же назревает вопрос: кто поведал Илюхину о том, что дело «пахнет шухером», кто помог ему уехать в Казахстан и кто оказал в самом Казахстане помощь?

В биографии отца Кирилла есть любопытный факт. В Татарию он попал из Херсонской семинарии. Об этом учебном заведении на Украине ходит слава рассадника «голубого синдрома». Также известно, что в стенах этой семинарии Илюхин подружился с небезызвестным Александром Драбинко - фактическим правителем УПЦ (МП) в последние годы жизни митрополита Киевского Владимира (Сабодана). Отцы дружат до сих пор, и, ежели что, прикрывают друг друга: ведь пребывание в высших сферах Церкви чаще напоминает прогулки по лезвию бритвы, чем благодатное «житие архиерейское». Логично сделать и другой вывод: владыка Александр (Драбинко) имеет своих людей не только на Украине, но и в России.

14 марта Казанская семинария была взбудоражена еще одной новостью : ректор Анастасий временно отстранен от должности "на основании прошения". 18 марта на КазДС словно бомба упала: в отставку подали помощник ректора Виктор Новиков, проректор по учебной работе Филарет (Кузьмин) и курсовой инспектор иеродиакон Владимир (Саливанов). Что из себя представляют первые "голубки", объяснять не надо. Саливанов - того же поля ягода. Кроме гомосексуальной похоти, этот человек страдает тяжелым психическим недугом, состоит на учете. 19 марта отставка всех членов "голубого" ректората была утверждена решением Святейшего Синода. На место Анастасия временно поставлен зампред Издательского совета РПЦ игумен Евфимий (Моисеев).

В Татарстане сейчас многие гадают, почему не только Анастасий покинул любимую им семинарию, но и потянул за собой весь свой ближний круг. Пока что нет ни одной более - менее объективной версии. Скептики советуют не радоваться преждевременно. "Голубой" архиерей ушел из ректоров КазДС, а не из митрополитов.

Впрочем, Анастасий тоже не собирался засиживаться в архиереях. Ему скоро будет 70 лет, а разгульная жизнь не лучшим образом сказалась на здоровье. Он давно искал себе преемника: человека, который предоставит экс - архиерею максимум материальных благ и неприкосновенность. Самое важное: преемник не должен менять положение вещей в епархии. [...]

"Анастасия будут держать на посту митрополита еще долго"

[...] «Сложилось определенное двоевластие в православной общине, когда из Москвы назначен новый ректор Казанской семинарии игумен Евфимий Моисеев, перед которым поставлена задача спасти репутацию учебного заведения, поскольку желание поступать в нее сейчас нет у православной молодежи (будем надеяться, что всё-таки набор на 1й курс будет), и сохранился на своем посту митрополита Анастасий (Меткин) вместе со своей компанией», - говорит татарстанский политолог Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии. [...]
«Что-то мне подсказывает, но Анастасия будут держать на посту митрополита еще долго», - говорит эксперт. «Человек, за которым такой грех, будет очень управляемым, им можно будет манипулировать, ведь если он будет непослушным, то правда о нем может оказаться обнародованной. Шантажируя таким образом, можно человека на должности держать "на крючке". Одно мне непонятно: назначает и снимает митрополитов патриархия или кто? Неужели там не осведомлены о наклонностях митрополита и его приближенных в Татарстане? А если осведомлены, то тогда вообще в голове не укладывается, зачем тогда сохраняют такой статус-кво, держать на посту местного архиерея такого человека? Ведь лучшей дискредитацией церкви не найти, чем сохранение на своем посту персонажа с такой подноготной. От себя могу сказать: в мусульманской среде все, я это специально подчеркиваю, абсолютно все от муфтия до рядовых прихожан мечетей знают о сексуальной ориентации руководства православной общины Татарстана. А на исламистских ресурсах в Интернете имя Анастасия (Меткина) употребляется чаще других из всех православных деятелей как доказательство превосходства ислама над православием: посмотрите, у православных геи ходят в митрополитах, а у нас в исламе, чтобы муфтий был гей - не реально! И знаете, мне, как жителю Татарстана, возразить-то на это нечего».

["Портал Credo.Ru", 29.08.2014, "Патриарх Кирилл (Гундяев) наградил за "усердные архипастырские труды" митрополита Анастасия Казанского, главного фигуранта "голубого скандала" в Казани" : Патриарх Кирилл (Гундяев) наградил 28 августа памятной панагией митрополита Анастасия Казанского и Татарстанского, главного фигуранта "голубого скандала" в Казани в декабре прошлого года, сообщает "Портал-Credo.Ru".
Награждение состоялось на праздник Успения в в Успенском соборе Московского Кремля, о чем сообщил официальный сайт РПЦ МП. Официальная формулировка награждения - "во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 70-летием со дня рождения".
Митрополит Анастасий (Меткин) является главным фигурантом скандала, связанного с разоблачением "голубого лобби" в руководстве РПЦ МП и начатого протодиаконом Андреем Кураевым в декабре минувшего года. - Врезка К.ру]

["Новая газета", 15.01.2014, "Каналы самоочищения у церкви замусорены" : Диакон РПЦ Андрей Кураев - об "епископах-мужеложниках" [...]
- Как вы думаете, почему патриарх Кирилл не реагирует на этот достаточно громкий скандал с Казанской семинарией?
- Я не осведомлен о мотивах действий патриарха. Может быть, там готовится прекрасный ответ, реальное постановление об исправлении дел в этой епархии и семинарии. Потому что лучший ответ на слова - это дела. [...]
- А «голубые» пристрастия таких епископов могут быть крючком для таких епископов в руках Кирилла?
- Не знаю. Я про мотивы патриарха не берусь судить. Но мне доводилось слышать от одного епископа, когда мы обсуждали с ним подобный сюжет, такие слова: «Мне не важно, что они делают в постели, мне важны их деловые качества».
- Но содомия - один из самых серьезных грехов?
- Ну видите, у этого «голубого лобби» есть такое оправдание для своей супертолерантной позиции. [...]
- А вы не боитесь, что вы называете имена…
- Имена я не называю, имена называют люди, которые мне пишут. И я эти их рассказы выношу в свои посты, только если: а) это совпадает с моим ощущением от этого человека и бэкграундом - то, что я про него слышал раньше; б) если есть другие свидетельства, подтверждающие это. То есть два свидетельства должно быть как минимум.
- У вас в ЖЖ были названы имена: «Митрополит Казанский и Татарский Анастасий, помощник митрополита - ректор Виктор Новиков, игумен Кирилл (Илюхин), иеродиакон Владимир, епископ Стефан». Вы не боитесь получить от них иски о клевете?
- Я знаю характер такого рода людей, которых называют «тетки»: они трусы.
- «Тетки»?
- «Тетками» их называют, да. Что очень оскорбляет мои религиозные и мужские чувства в этой истории - это то, что почти все епископы, о «голубизне» которых мне довелось слышать, предпочитали пассивную роль.
- То есть, если бы они были активные гомосексуалисты, это бы вас не так оскорбило?
- Тут просто радикальный разрыв ролей: публично предельная претензия владык на властность и такая пассивность в интимной жизни. Меня это поразило. А для церкви такой грех одинаково оценивается, независимо от позиции. Я не знаю, какие у них эксперименты бывают. Характер у этих людей обычно бывает своеобразный, надорванный, но неприятностей и огласки они очень и очень боятся. Поэтому, если они подадут на меня в суд, я в этот суд приведу своих свидетелей. Вряд ли они обрадуются, увидев там тех парней, в которых некогда были «влюблены». - Врезка К.ру]