Феномен ностальгии в постсоветской культуре. Плюралистическая демократия: концепция, принципы, ценности Смотреть что такое "плюрализм" в других словарях

Запомните значения следующих слов:

1. Аббревиатура - образованноею начальных букв или слогов слово.

2. Абитуриент - поступающий в вуз.

3. Абонемент - документ, дающий право на неоднократное посещение чего-либо (театра).

4. Абориген - коренной житель страны, местности.

5. Абсентеизм - уклонение от участия в выборах и других формах общественной жизни.

6. Абсолютный - безусловный, взятый вне сравнения с чем-либо; совершенный, полный.

7. Абстракция - мысленное отвлечение, отвлеченное понятие.

8. Авангард - передовая часть общества, класса.

9. Авангардный - передовой.

10. Аванс - сумма средств, выдаваемая вперед в счет предстоящих платежей.

11. Авансцена - часть сцены перед занавесом.

12. Авантюра - рискованное начинание с расчетом на случайный успех.

13. Аврал - срочная (по тревоге) работа на судне; спешная работа.

16. Агрессивный - захватнический; враждебный, вызывающий, наглый.

17. Адаптация - приспособление к изменяющимся условиям.

18. Адъютант - офицер, состоящий при начальнике для различных поручений.

19. Акселерация - ускоренное формирование, развитие детей и подростков.

20. Актуальный - важный, значительный, злободневный.

21. Альманах - непериодический сборник литературных произведений разных авторов.

22. Альтернатива - необходимость выбора из двух возможностей, исключающих друг друга.

23. Альянс - союз, объединение (например государств) на основе договорных обязательств.


24. Амбиция - обостренное самолюбие, самомнение, спесь.

25. Аморфный - бесформенный, расплывчатый, лишенный определенности.

26. Аналогичный - сходный, подобный.

27. Анархия - безвластие, безначалие.

100. Галерея - место для постоянной выставки картин; коридор, соединяющий части здания; ряд, вереница .

101. Гарантия - ручательство, условие, обеспечивающее что-либо.

102. Гармония - согласованность, стройность в сочетании чего-либо.

103. Генетика - наука о законах наследственности и изменчивости организмов.

104. Гениальный - обладающий высшей степенью творческой одаренности, таланта.

105. Гипербола - образное преувеличение.

106. Гипотеза - предположение, требующее подтверждения.

107. Глобальный - всеобъемлющий, всемирный.

121. Демагогия - пустая болтовня; использование лживых обещаний для достижения к.-л. цели.

122. Демография - наука о народонаселении.

123. Демократия - народовластие.

124. Депрессия - подавленное, угнетенное состояние.

125. Депутат - выборный представитель.

126. Деспотизм - самовластие и произвол по отношению к окружающим.

127. Деструктивный - разрушительный.

128. Диалект - местная разновидность общенародного языка.

129. Диалог - разговор между двумя лицами.

130. Диаметральный - делящий пополам; совершенно противоположный.

131. Диапазон - область изменения какой-либо величины.

132. Диггер - знаток подземной географии города.

133. Дизайнер - художник-конструктор, специалист по оформлению.

134. Дилер - посредник при купле-продаже, заключающий сделки за свой счет.

135. Дилетант - любитель, занимающийся каким-л. делом без специальной подготовки.

136. Династия - ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство.

137. Дипломат - должностное лицо, имеющее полномочия на переговоры с иностранными

государствами; человек, добивающийся своей цели тонким и умелым отношением с людьми.

138. Дискотека - танцевально-развлекательное мероприятие для молодежи с музыкой.

139. Дискредитация - подрыв доверия, умаление авторитета , значения кого/чего-либо.

140. Дискриминация - ограничение или лишение прав по каким-либо убеждениям.

141. Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати.

142. Диспут - публичный спор на научную, литературную и т. п. темы.

143. Диссидент - инакомыслящий.

144. Дистрибьютор - агент или торговая фирма, занимающиеся распределением товара между.

145. Дифирамб - преувеличенная, неумеренно восторженная похвала.

146. Догма - положение, принимаемое за непреложную истину.

147. Доктринер - человек, слепо следующий какой-л. теории, системе.

148. Доминировать - господствовать, преобладать, возвышаться.

168. Интерпретация - истолкование, объяснение.

169. Интуиция - способность постижения истины без обоснования, доказательств.

170. Инфляция - обесценивание бумажных денег, вызванное увеличением их выпуска.

171. Инцидент -случай, происшествие.

172. Ирония - тонкая, скрытая насмешка.

173. Ирригация - орошение.

174. Истеблишмент - правящие и элитарные группы общества; система власти и управления.

175. Кадр - отдельный снимок.

176. Казуистика - ловкость, изворотливость в спорах, в защите ч.-л. сомнительного или ложного.

177. Казус - случай, обычно сложный, запутанный или необычный, смешной.

178. Каламбур - игра слов, основанная на двусмысленности.

239. Мегаполис - гигантский город, образовавшийся в результате слияния городов.

240. Медальон - ювелирное украшение (в виде овальной плоской коробочки с цепочкой).

241. Медитация - состояние полного сосредоточения, отрешенность от внешнего мира,

242. Мелиорация - улучшение плодородия земель путем их осушения, орошения и т. п.

243. Меморандум - дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по.

244. Менеджер - руководитель компании, предприятия, банка.

245. Метаморфоза - полная, совершенная перемена, превращение.

246. Метафора - скрытое уподобление, сближение слов на базе их переносного значения.

247. Меценат - богатый покровитель наук и искусства.

248. Миграция - переселение людей, связанное с изменением места жительства.

249. Мизантроп - человек, испытывающий ненависть к людям, отчуждение от них.

250. Милитаризм - система различных средств, используемых для наращивания военной мощи.

251. Мимикрия - приспособление к окружающей обстановке; защитная способность животных.

252. Минимум - наименьшая величина, наименьшее количество.

253. Миссия - ответственное задание, роль, поручение; высокое предназначение кого/чего-либо.

254. Мистификация - намеренное введение кого-либо в заблуждение, в обман.

255. Миф - сказание, передающее представления древних народов; вымысел.

256. Мобилизация - призыв военнообязанных на действительную военную службу.

257. Мобильный - подвижный, способный к быстрому передвижению.

258. Моветон - дурной тон, невоспитанность.

259. Модификация - видоизменение, разновидность, вариант.

260. Мониторинг - слежение, наблюдение, сопоставление результатов.

261. Монолог - речь, обращенная к слушателям или к самому себе.

262. Мораль - нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей.

263. Мораторий - отсрочка, приостановка каких-л. действий, обязательств.

264. Натюрморт - в изобразительном искусстве изображение неодушевленных предметов.

265. Негативный - отрицательный.

266. Негоциант - оптовый купец, ведущий крупные торговые дела.

267. Нейтралитет - невмешательство в чужие споры, борьбу.

268. Неологизм - новое слово, языковое новшество.

269. Нивелировать - уравнивать, сглаживать различия, приводить к одному уровню.

270. Нигилизм - отрицание всяких норм, принципов, законов.

271. Номенклатура - совокупность наиболее высокопоставленных чиновников.

272. Нонсенс - бессмыслица, глупость, нелепость.

273. Ноосфера - сфера деятельности человеческого разума и техники.

274. Ностальгия - тоска по родине.

275. Нувориш - быстро разбогатевший на спекуляциях человек; богач-выскочка.

276. Нюанс - оттенок, тонкость, едва уловимое различие.

277. Обструкция - прием борьбы, направленный на срыв чего-либо.

278. Объективность - беспристрастность; независимое от воли человека существование мира.

279. Оказия - удобный случай для какого-н. дела, приключение.

280. Оккупация - занятие чужой территории военной силой.

281. Олигархия - правление в государстве небольшой группы лиц.

282. Оппозиция - противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов.

283. Оппонент - противник в опоре.

284. Оптимальный - наиболее благоприятный, наиболее соответствующий.

285. Оптимизм - жизнерадостность, бодрость, вера в будущее.

286. Ординарный - обычный.

287. Ортодоксальный - правоверный, следующий определенному учению, системе взглядов.

288. Остракизм - изгнание, неприятие, бойкот .

289. Охлократия - власть толпы.

290. Паб - бар, кабак.

291. Павильон - постройка, предназначенная для торговли, выставочной экспозиции, киносъемок.

292. Пакт - международный договор.

293. Палиндром - фраза, имеющая одинаковый смысл при чтении справа налево и наоборот.

294. Паллиативный - приносящий лишь временное облегчение, полумера.

295. Памфлет - произведение, осмеивающее в резкой форме какое-л лицо или явление.

296. Панацея - мнимое всеисцеляющее средство.

297. Панегирик - неумеренное восхваление кого/чего-либо.

298. Парадокс - мнение, расходящееся о общепринятым, противоречащее здравому.

299. Парировать - отражать нападки или доводы противника в споре, полемике.

300. Паритет - равноценность, равенство.

301. Парламент - высшее законодательное представительное собрание.

302. Пародия - шуточное или насмешливое подражание какому-либо произведению.

303. Партер - места в зрительном зале, расположенные рядами параллельно сцене.

304. Партнер - сотоварищ, участник в совместном деле.

305. Пасквиль - оскорбительное, клеветническое сочинение против кого-либо.

306. Пассивный - неактивный.

307. Патент - свидетельство, выдаваемое изобретателю.

308. Патология - ненормальность, отклонение от нормы.

309. Патриотизм - любовь к Родине, к Отечеству.

310. Пафос - воодушевление, подъем, энтузиазм.

311. Пацифизм - политическое течение, выступающее против всяких войн.

312. Педант - формалист.

313. Перманентный - непрерывно повторяющийся, постоянный.

314. Пессимизм - человек, склонный к мрачному взгляду на жизнь.

315. Пиетет - глубокое уважение, благоговение.

316. Плагиат - незаконное присвоение чужого авторства .

318. Плеяда - группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.

319. Плюрализм - множественность идей, мнений.

320. Полемика - спор в печати, на диспуте.

321. Превалировать - преобладать, иметь преимущество.

322. Презумпция - признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное.

323. Прерогатива - исключительное право.

324. Прессинг - давление, оказываемое на кого-либо.

325. Претензия - притязание, требование, жалоба, выражение неудовольствия.

326. Прецедент - случай, имевший ранее место, служащий примером или оправданием.

327. Приватный - частный, неофициальный.

328. Привилегия - преимущественное право.

329. Примитивный - простейший, неразвитый, ограниченный.

330. Приоритет - первенство в каком-либо открытии; преобладание, первенствующее значение.

331. Провокация - предательская деятельность, подстрекательство.

332. Прогресс - развитие нового, передового, движение вперед.

333. Продюсер - финансовый деятель в мире искусства.

334. Проект - план, замысел.

335. Проекция - изображение какого-либо предмета на плоскости.

336. Прожект - надуманный, неосуществимый проект, план.

337. Прожектерство - составление неосуществимых планов.

338. Прострация - состояние полной физической и нервно-психической расслабленности.

339. Протекция - покровительство.

340. Профанация - искажение, опошление, извращение чего-либо (идеи, учения).

341. Пьедестал - подножие, основание памятника, постамент.

342. Радикальный - коренной, основной, решительный; придерживающийся крайних взглядов.

343. Рандеву - свидание.

344. Раритет - редкость.

345. Ратификация - утверждение органами верховной государственной власти международного договора, уже заключенного уполномоченными договаривающихся сторон.

346. Раунд - тур трудных и длительных переговоров; в боксе трехминутная часть в поединке.

347. Раут - торжественный званый вечер, прием.

348. Реабилитация - восстановление доброго имени, восстановление в правах.

349. Реванш - отплата за поражение, вторичная борьба.

350. Регресс - переход от высоких форм развития к низшим, движение назад.

351. Резидент - дипломатический представитель; тайный уполномоченный иностранной разведки.

352. Резон - довод, разумное основание, смысл.

354. Ректор - руководитель университета.

355. Реликвия - вещь, свято хранимая, как память о прошлом.

356. Респондент - отвечающий на опросы анкеты; тот, у кого берут интервью.

357. Реставрация - восстановление в первоначальном виде произведений искусства.

358. Ретироваться - отступить, уйти, удалиться.

359. Ретроград - противник прогресса, человек с отсталыми взглядами.

361. Реформа - преобразование, перестройка, переустройство чего-либо.

362. Ротация - круговращение, смена, обновление состава (например в Думе).

363. Рэкет - незаконное вымогательство денег со стороны преступных элементов.

365. Серенада - песня, исполняющаяся на открытом воздухе, в честь возлюбленной.

366. Сибарит - изнеженный, праздный, избалованный роскошью человек.

367. Симметричный - расположенный в полном соответствии относительно средней линии.

368. Симпозиум - конференция (обычно международная) по какой-либо научной проблеме,

369. Симптом - характерное проявление, признак болезни.

370. Синонимы - слова, тождественные или близкие по значению.

371. Ситуация - положение, обстановка, совокупность обстоятельств.

372. Скептик - сомневающийся во всем, не доверяющий никому и ничему.

373. Скейтборд - доска на роликах; катание на доске с роликами.

374. Скептицизм - философское воззрение, не признающее существование критерия истины.

375. Скрупулезный - чрезвычайно тщательный, точный до мелочей.

376. Солидный - основательный, надежный.

377. Спикер - глава парламента.

378. Спонсор - финансирующее лицо или организация.

379. Стабилизация - приведение в устойчивое состояние, поддержание постоянства.

380. Стабильный - постоянный, неизменный, устойчивый.

381. Стагнация - застой в производстве, общественной жизни.

382. Сталкер - человек, хорошо ориентирующийся в запрещенных или малоизвестных местах.

383. Статист - актер, исполняющий роли без слов; участник массовых сцен.

384. Суррогат - заменитель, обладающий лишь некоторыми свойствами заменяемого продукта..

385. Тавтология - повторение того же самого другими словами.

386. Тактичный - деликатный.

387. Тезисы - кратко сформулированные основные положения лекции, доклада.

388. Тоталитарный - всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества.

389. Традиция - исторически сложившиеся обычаи, передающиеся из поколения в поколение.

390. Тривиальный - избитый, пошлый, лишенный свежести.

391. Трилогия - три художественных произведения одного автора, связанные общим замыслом.

392. Трюизм - общеизвестная, избитая истина (то же, что и банальность).

393. Турне - кратковременное путешествие; поездка на гастроли, соревнования.

394. Уик-энд - время отдыха с субботы до понедельника.

395. Ультиматум - требование, сопровождаемое какой-либо угрозой.

396. Универсальный - охватывающий все, многое, всеобъемлющий,

397. Уникальный - редкий, единственный в своем роде.

398. Унисон - в музыке: созвучие; согласованность каких-либо поступков.

399. Унитарный - единый, объединенный, составляющий единое целое.

400. Унифицировать - приводить что-либо к единообразию, к единой форме, системе.

401. Урбанизация - сосредоточение населения, экономической и культурной жизни в городе.

402. Утилизация - переработка.

403. Утилитарный - прикладной, проникнутый стремлением из всего извлечь выгоду.

404. Утопия - нереальный, неосуществимый на практике проект социальных преобразований.

405. Утрировать - преувеличивать.

406. Фабула - сюжетная основа художественного произведения.

407. Фаворит - любимец высокопоставленного лица; имеющий наибольшие шансы на первенство.

408. Фактор - движущая сила, причина процесса, существенное обстоятельство в к.-л. явлении.

409. Фальшь - неестественность, неверно взятая: нота.

410. Фанатизм - страстная преданность своим убеждениям, нетерпимая к чужим вер.

411. Фарс - комедия грубоватого содержания; грубая шутка, нечто лицемерное.

412. Фатализм - вера в неотвратимость судьбы, предопределение, рок.

413. Фаталист - мистически верящий в судьбу, в предопределение.

414. Фауна - животный мир.

415. Феномен - редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный человек.

416. Филантроп - покровитель нуждающихся; занимающийся благотворительностью.

417. Фимиам - восторженная похвала, лесть; благовонное вещество, ароматический дым.

418. Финансирование - снабжение денежными средствами .

419. Флора - растительный мир.

420. Фолиант - толстая книга большого формата.

421. Форсировать -увеличивать темп какой-л. деятельности, преодолевать препятствия.

422. Фортуна - богиня судьбы; судьба, счастливый случай.

423. Фрондировать -демонстративно выражать недовольство, находиться в оппозиции:

424. Футуризм - разрыв с традиционной культурой.

425. Хамелеон - ящер; беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды.

426. Хаос - полный беспорядок, неразбериха.

427. Хобби - увлечение, любимое занятие на досуге.

428. Хронология - последовательность исторических событий во времени.

429. Цейтнот - недостаток времени на обдумывание ходов при игре в шашки, шахматы.

430. Цивилизация - уровень общественного развития, современная мировая культура.

431. Цинизм - наглость, бесстыдство, вызывающая откровенность.

432. Циник - человек, пренебрегающий нравственными, этическими нормами поведения.

433. Чемпион - победитель в каком-л. соревновании за первенство.

434. Шаблон - образец, которому слепо подражают.

435. Шарж - изображение чего-л. в карикатурном виде.

436. Шарм - обаяние, очарование.

437. Шедевр - образцовое произведение, верх искусства.

438. Шлягер - модная, популярная песня с запоминающейся мелодией.

439. Шовинизм - политика преследования, травли, угнетения других народов.

440. Эволюция - процесс изменения, развития.

441. Эгоизм - себялюбие.

442. Эйфория - неоправданное реальной действительностью повышенно-радостное настроение.

443. Эквивалент - нечто равноценное или соответствующее чему-либо другому.

444. Экология - наука, изучающая взаимоотношения фауны и флоры с окружающей средой.

445. Экспансия - расширение сферы влияния, господства.

446. Экспертиза - исследование с предоставлением мотивированного заключения.

447. Экспонат - предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

448. Экспорт - вывоз за границу.

449. Экс-президент - бывший президент.

450. Экстаз - состояние крайней степени восторга, доходящего до исступления.

451. Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам.

452. Электорат - круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на выборах.

453. Элементарный - простейший, основной, необходимый.

454. Эмансипация - освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков.

455. Эмбарго - запрещение ввоза или вывоза золота, товаров, ценных бумаг .

456. Эмиграция - переселение из своего отечества в другую страну.

457. Энтузиазм - сильное воодушевление, душевный подъем.

458. Эпигон - последователь какого-л. направления, лишенный творческой оригинальности.

459. Эпиграмма - стихотворная острота, короткий сатирический выпад в стихах.

460. Эпитет - художественное определение.

461. Эпоха - период в развитии культуры, творчества науки.

462. Эра - период времени, начатый важным событием, с которого ведется отсчет лет, самая большая. единица времени в истории Земли (эры подразделяются на периоды).

463. Эрудиция - начитанность, глубокие познания в какой-либо области.

464. Эскиз - предварительный набросок к картине; рисунок, по которому создается что-нибудь.

465. Эскорт - военный конвой, охрана, прикрытие, сопровождение.

466. Эстакада - сооружение для транспорта, пешеходов над поверхностью земли.

467. Эстафета - прохождение определенного расстояния спортсменами, сменяющими друг друга в пути и предающими друг другу какой-либо предмет, также называемый эстафетой.

468. Эталон - образцовая мера.

469. Этикет - установленный порядок поведения.

470. Эфемерный - скоро проходящий, непрочный; мнимый, призрачный, нереальный.

472. Юниор - спортсмен возрастом до 18 лет, участвующий в соревновании.

Часто называют современную западную демократию плюралистической, потому что она позиционирует себя как разнообразие общественных интересов - социальных, экономических, религиозных, культурных, территориальных, групповых и так далее. То же самое разнообразие позиционируется на уровне форм выражения этих интересов - ассоциаций и объединений, политических партий, общественных движений и так далее. В данной статье будет рассмотрено, какие виды демократии существуют, чем они различаются.

Истоки

Современная так называемая плюралистическая демократия западных стран выросла из политической системы либеральной. Она наследует все ее главные принципы. Это разделение властей, конституционализм и тому подобное. От либералов же пришли и такие ценности, как права человека, индивидуальная свобода и прочее. Это характерно для всех ответвлений демократической идеологии. Однако несмотря на принципиальную общность, плюралистическая демократия от либеральной отличается очень сильно, потому что построена совсем иначе. И главное отличие в материале для строительства.

Плюралистическая демократия выстроена на различных формах, находящихся в синтезе в своей организации. Она занимает промежуток между либеральной (индивидуалистической) и коллективистской моделью построения общественных отношений. Последняя более свойственна системе народовластия, и это недостаточно приемлемо для идеологии плюрализма.

Идеи плюрализма

Предполагается, что теория плюралистической демократии состоит в том, что демократия должна иметь движителем вовсе не народ, не отдельную личность, а группу, которая будет преследовать главные цели. Эта общественная единица должна стимулировать многообразие, чтобы граждане объединялись, открыто выражая собственные интересы, находили компромиссы и стремились к равновесию, которое должно выражаться в политических решениях. То есть, плюралистам безразлично, какие виды демократии существуют, чем они различаются, какие идеи проповедуют. Главное - компромисс и равновесие.

Самыми видными представителями этой концепции являются Р. Даль, Д. Трумен, Г. Ласки. Плюралистическая концепция отвела главную роль группе потому, что индивид, по ее утверждению, является безжизненной абстракцией, и только в сообществе (профессиональном, семейном, религиозном, этническом, демографическом, региональном и тому подобных, а также и в отношениях между всеми объединениями) может сформироваться личность с определившимися интересами, ценностными ориентациями, мотивами в политической деятельности.

Разделение власти

В этом понимании демократия не является властью стабильного большинства, то есть народа. Большинство изменчиво, поскольку сложено из множества компромиссов между разными индивидами, группами, объединениями. Монополизировать власть ни одно из сообществ не может, также и не может принимать решения без поддержки остальных общественных партий.

Если такое случится, недовольные объединятся и блокируют те решения, которые не отражают общественные и личные интересы, то есть послужат тем самым социальным противовесом, сдерживающим монополизацию власти. Таким образом, демократия в данном случае позиционирует себя как форма правления, при которой многообразные общественные группы имеют возможность выражать собственные интересы свободно и в конкурентной борьбе находить компромиссные решения, отражающие этот баланс.

Основные черты

Прежде всего плюралистическую демократию характеризует наличие группы специальных интересов (заинтересованной), что является самым главным, центральным элементом такой политической системы. Результатом конфликтных отношений различных сообществ является общая воля, рожденная посредством компромиссов. Баланс и соперничество коллективных интересов - социальная основа демократии, обнаруживающаяся в динамике власти. Противовесы и сдержки распространены не только в сфере институтов, как это принято у либералов, но и в области социальной, где их представляют группы-соперники.

Генератором политики в плюралистической демократии является разумный эгоизм личностей и их объединений. Государство не стоит на страже, как предпочитают либералы. Оно отвечает за нормальную работу общественной системы в каждом ее секторе, поддерживает социальную справедливость и защиту прав человека. Власть должна распыляться между разными политическими институтами. Общество должно обрести консенсус в системе традиционных ценностей, то есть признавать и уважать политический процесс и основы существующего строя в государстве. Базисные группы должны иметь демократическую организацию, и это является условием адекватного представительства.

Минусы

Концепция плюралистической демократии признана и применяется во многих развитых странах, но существует множество критиков, которые подчеркивают ее довольно крупные недостатки. Их много, а потому будут выбраны лишь самые значимые. Например, в объединениях состоит далеко небольшая часть общества, даже если брать во внимание группы по интересам. Реально участвует в принятии и осуществлении их менее одной третьей части всего взрослого населения. И это только в высокоразвитых странах. В остальных гораздо меньше. И это очень важное упущение данной теории.

Но самый огромный недостаток находится в другом. Всегда и во всех странах группы значительно отличаются друг от друга по уровню влияния. У одних ресурсы мощные - знания, деньги, авторитет, доступ к средствам массовой информации и много что еще. Другие группы практически лишены каких бы то ни было рычагов влияния. Это пенсионеры, инвалиды, малообразованные люди, наемные рабочие низкой квалификации и тому подобные. Такое социальное неравенство не позволяет всем одинаково артикулировать собственные интересы.

Реальность

Однако приведенные выше возражения во внимание не берутся. На практике политическое существование современных стран высокого уровня развития выстраивается именно по такому типу, и примеры плюралистической демократии можно видеть на каждом шагу. Как шутят о серьезных вещах в германской сатирической передаче: приватизация, понижение налогов и уничтожение социального государства.Это - традиционные ценности.

Сильная группа приватизирует государственную собственность, она же снижает налоги на нее (эти деньги не получат слабые группы - пенсионеры, врачи, учителя, армия). Неравенство продолжит расширять пропасть между народом и элитой, а государство перестанет быть социальным. Защита собственности вместо защиты прав человека -это действительно главные ценности западного общества.

В России

В России сегодня таким же образом позиционируется демократическое государство, строящееся на плюралистических принципах. Проповедуется индивидуальная свобода человека. Тем не менее монополизация власти (здесь ближе термин узурпация) отдельными группами практически завершена.

Лучшие умы продолжают надеяться, что страна когда-нибудь даст своему населению равные жизненные шансы, сгладит социальные конфликты, а у народа появятся реальные возможности для защиты собственных интересов и для участия в политическом процессе.

Другие концепции

Народ как субъект власти имеет весьма сложный групповой состав, поэтому модель плюрализма отразить все аспекты не может и дополняет их целым рядом иных концепций. Теории, посвященные самому процессу осуществления власти, можно подразделить на категории: представительную (репрезентативную) и политического участия (партиципаторную). Это две разные концепции демократии.

Каждая из них иначе определяет границы государственной деятельности, которые необходимы, чтобы обеспечить свободы и права человека. Этот вопрос подробно разбирал Т. Гоббс, когда разрабатывал договорную концепцию государства. Он признавал, что суверенитет должен принадлежать гражданам, но они его делегируют избранникам. Защитить своих граждан может только социальное государство. Однако сильные группы не заинтересованы в поддержке слабых.

Другие теории

Либералы рассматривают демократию не как порядок, который позволяет гражданам участие в политической жизни, а как механизм, который защищает их от беззаконных действий и произвола властей. Радикалы видят этот режим как суверенитет не личности, а народа. Они разделение властей игнорируют и отдают предпочтение демократии непосредственной, а не представительной.

Социолог Ш. Эйзенштадт писал, что основными различиями в политическом дискурсе современности обладают плюралистические и интегралистские (тоталитаристские) концепции. Плюралистическая видит индивида потенциально ответственным гражданином и исходит из того, что он активно участвует в институциональных областях, хотя это не совсем соответствует реальному положению дел.

Марксизм

Тоталитарные концепции, в том числе и тоталитарно-демократические их интерпретации, отрицают формирование гражданственности через открытые процессы. Тем не менее с плюралистической концепцией у тоталитарной есть много общего. Прежде всего это идеологическое понимание строения мирового сообщества, где коллективизм преобладает над остальными формами общественного устройства. Суть концепции К. Маркса в том, что в ней заключена вера в возможность посредством политического действия тотального свойства преобразовать мир.

Такой режим еще продолжают называть марксистским, социалистическим, народным. Сюда относятся очень многие и очень разные модели демократии, которые были рождены традициями марксизма. Это общество равенства, которое выстроено на обобществленной собственности. Есть еще демократия политическая, с первого взгляда похожая, но которую следует от марксистской отличать, поскольку она лишь фасад равенства, далее в ней привилегии и обман.

Социалистическая демократия

Наиболее ярко социальный аспект выражен в социалистической теории. Этот вид демократии исходит из однородной воли гегемона - рабочего класса, поскольку это наиболее прогрессивная, организованная и единая часть общества. Первый этап выстраивания социалистической демократии - диктатура пролетариата, постепенно отмирающая, поскольку общество приобретает однородность, интересы разных классов, групп и прослоек сливаются и становятся единой волей народа.

Народная власть реализуется через советы, где представлены рабочие и крестьяне. У советов в руках полная власть над общественной, политической, хозяйственной жизнью страны, и они обязаны выполнять волю народа, которая выражается на народных собраниях и в наказах избирателей. Частная собственность отрицается, автономии личности не существует. ("Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества...") Поскольку при социалистической демократии оппозиция существовать не может (ей просто не найдется места), эта система отличается однопартийностью.

Либеральная демократия

Эта модель основана на других идеологических концепциях. Сущность в том, что она признает приоритет интересов личности при полном отделении их от интересов государственных. Либералы растут как грибы на необъятно раскинувшихся просторах рыночных отношений, они выступают за изъятие из обихода идеологической и политической составляющих и за становление национального государства.

Народ в либеральной теории выступает субъектом общественных отношений и отождествляется с собственниками, а источник власти - безусловно отдельная личность, права которой ставятся выше законов государства. Они закреплены в конституции, защищаются судом, который тоже не зависит от государства (право у либералов только прецедентное). Свободой для них является не участие в политике, а жизнь без принуждений и ограничений, без вмешательства со стороны государства, где гаранты - общественные институты. В итоге - государственный механизм не имеет эффективности, социальной справедливости нет.

Ситуация «перехода», сформировавшаяся после распада Советского Союза, поставила вопрос о коллективной идентичности и ценностях российского общества. Незавершенность этого перехода, отмечаемая в современных исследованиях, выявляет значительное число смыслов и символов, принадлежащих к советскому прошлому, но, при этом являющихся составными частями новой, находящейся в становлении культуры. Наличие подобных «универсалий», к которым удобно обращаться, порождает феномен ностальгии.

Ностальгия , которая может проявляться, как и настойчивое требование возвращения утраченного, так и приятное «наслаждение временем» связывающее прошлое и настоящее, является характерным признаком переходного периода. Конец советской эпохи обозначил начало новой вехи отечественной истории, однако он не смог принципиально изменить форму и содержание советской/российской культуры, что и породило проблему «постсоветского».

Данная проблема на уровне этики может быть выражена, прежде всего, как отсутствие исторического контекста, в котором ценности, сформированные в советский период могут быть правильно прочитаны. Таким образом, «советское» становится формой без содержания, а точнее формой, содержание которой помещено в пространство коллективной памяти. Одной из стратегий «наполнения» формы новым содержанием может быть приспособление их к новому контексту (как в случае с ремейками советских фильмов «на новый лад»), что должно служить сокращению разрыва между поколениями, характерного для ситуации переходного периода.

Таким образом создается «общее место», в котором ценности советской культуры так же аутентичны, как и в то время, когда они изначально возникли. Также в случае внешнеполитического кризиса обращение к «исконному», «своему», которое противопоставляется «чужому» играет на руку властным структурам, стремящимся к максимальной консолидации общества. Таким образом, ностальгия раскрывает свое наиболее характерное свойство – создавать «общее место» в памяти культуры.

Будучи воображенным событием, ностальгическое воспоминание не способно иметь отрицательных черт, его признаки – это универсальные ценности, которые понимаются (как минимум в рамках одной культуры) как «разумное, доброе, вечное». Переход индивидуального, личного переживания события в культурную память, согласно Алейде Ассман, укладывается в трехчастную схему. В контексте этой схемы выделяется три этапа, которые проходит память: индивидуальная память, социальная память и культурная память.

В процессе коммуникации с другими членами группы индивид увеличивает объем собственного опыта, за счет воспоминаний других, в результате чего образуется определенный набор практик, обозначаемых как «символические медиаторы». Символические медиаторы, будучи извлеченными из временного и пространственного контекста, обретают способность воспроизводить себя, создавая культурную память.

Однако, в случае ностальгии , тому, кто не переживал событие (или лишь частично коснулся его) предоставляется символический медиатор, который уже имеет свое место в культурной памяти, но, тем не менее, благодаря своему притягательному образу, сформированному апелляцией к универсальным ценностям, может стать частью индивидуального опыта. Тем самым, событие ностальгии проходит обратный путь из культурной памяти в личное переживание, создавая определенный(положительный) образ прошлого, который становится «схемой» для формирования настоящего, требующей быть воплощенной в жизнь.

Подобное происходило, например, в Германии времен Веймарской республики, где очарование молодого поколения «величественным прошлым» породило спрос на праворадикальные идеи. Подводя итог, можно сказать, что этика ностальгии это, прежде всего, основание для апелляции к определенному образу прошлого, который «очищен» от негативных коннотаций, и поэтому так притягателен во времена кризисов, в том числе и для тех, кто не связан непосредственным опытом с этим прошлым, а также весьма удобен властным структурам для их деятельности по политической мобилизации.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ПЛЮРАЛИЗМ

(от лат. pluralis - множественный) , филоо. позиция, согласно которой существует несколько или независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии) , оснований и форм знания (П. в гносеологии) . Термин «П.» был предложен нем. философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму.

Понимание действительности до возникновения точного естествознания было связано с выдвижением разнородных начал («четырёх стихий» - земли, воды, воздуха и огня, и т. п.) . Наука и философия нового времени, стремившиеся выявить внутр. связи явлений, снести качеств. многообразие явлений к единым основаниям, в принципе отвергли П.

Развитие идеалистич. философии в кон. 19-20 вв. характеризуется усилением тенденций к П. При этом гносеологич. основой нлюралистич. концепций выступает . П. находит своё прежде всего в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни, прагматизме (У. Джемс) , экзистенциализме, «критич.» онтологии Н. Гартмана.

Превращение П. в осознанную , позицию характерно для таких направлений бурж. философии науки, как, напр. , конвенционализм А. Пуанкаре, «критич. рационализма», предложенная К. Погшером и его учениками и наз. ими «теоретич. П.». П. в гносеологии и методологии науки, отстаивая о множественности истин, абсолютизирует одну из черт науки 20 в. - кон-курирующих друг с другом концепций, многовариантность развития совр. теоретич. знания.

В совр. бурж. социологии П. как методология, ориентация представлен в ряде концепций: в т. н. теории факторов, теории политич. П., трактующей политич. власти как противоборство и равновесие обществ. групп. Ряд идеологов правого и «левого» ревизионизма утверждает, что П. допустим внутри марксизма, выражающийся в различных его интерпретациях (сциентистской, антропологической и пр.) , в существовании множества «моделей» социализма. Политич. П. проявляется также в абсолютизации и универсализации социально-политич. структур бурж. «плюра-листич.» демократии, противопоставляемых реальному социализму.

Утверждая принципиальное науя. знания, предполагающее многообразие науч. подходов и , методы обсуждения и решения конкретных проблем познания и обществ. жизни, марксизм-ленинизм решительно отвергает филос. и полития. П.

Джемс В., Вселенная с плюралистич. точки зрения, иер. с англ. , М., 1911 ; Цехмистpо И. З., Диалектика множественного и единого, М., 1972 ; Федосеев П. Н., Философия и мирововзренч. проблемы совр. науки, «ВФ», 1978 , № 12; 1979 , № 1; Jakowenkо В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928 ; Der Methoden und Theorienpluralismus in den Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПЛЮРАЛИЗМ

(от лат. pluralis множественный)

философская (метафизическая) , согласно которой состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюрализмом являются атомизм (понимаемый в абсолютном смысле) и . Само выражение «плюрализм» ведет свое происхождение от Хр. Вольфа. Современная философия, отклоняющая всякий , плюралистична в своей основе. Она признает множество самостоятельных, часто отдельных существований (см. Персонализм), детерминированных сущностей и «слоев бытия». В особенно яркой форме плюрализм представлен у Уильяма Джемса, в философии жизни и неотомизме.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ПЛЮРАЛИЗМ

(от лат. pluralis – множественный) – концепция, согласно которой существует несколько или множество не зависимых друг от друга субстанциальных начал или видов бытия. П. противостоит монизму. По своей сущности П. – идеалистич. направление, он исторически возникал либо как трансформация дуализма, либо как попытка эклектич. разрешения противоречий идеалистич. монизма.

Классич. примером П. была Лейбница, по к-рой состоит из бесчисленного множества духовных субстанций. В последующих системах идеализма П. в ряде случаев приобретал форму тезиса о том, что мир состоит из отдельных существ (личностей). П. получил широкое распространение с сер. 19 в. начиная с Прудона, Ренувье и Бутру и кончая Ройсом, Расселом и Витгенштейном. Концепции П. проникли в большинство идеалистич. филос. построений. П. свойствен филос. учениям Гербарта, Лотце, Яковенко и др. Наиболее типичным видом П. в 20 в. является философия персонализма (Боун , Брайтмен и др.). К онтологич. П. тяготеет Н. Гартмана и Александера с их учениями о качественной разнородности "слоев", или "уровней", бытия, а также критич. Сантаяны с его концепцией четырех "царств" бытия. Сторонники П. пытаются изобразить свое учение как якобы возвышающееся над противоположностью материализма и идеализма.

В совр. бурж. философии нередко употребляют "П." в широком значении. В агностич. и релятивистских теориях познания возникла своя гносеологическая разновидность П. – в виде утверждения об отсутствии объективной истины. Гносеологич. П., отрицающий объективную истину, характерен для прагматизма, философии жизни, экзистенциализма и неопозитивизма. За мнимой апологией активности человека в теориях этого рода кроется пессимистич. неверие в познават. возможности человечества. К выводам в духе П. пришел конвенционализм, ложно истолковывавший множества изоморфных интерпретаций для теоретич. построений. Термин "П." получил распространение и в бурж. социологич. лит-ре, где используется для обозначения различных концепций множественности факторов. Эклектич. методологич. основу этих концепций подвергли критике с позиций историч. материализма Маркс, Энгельс, Ленин. Маркс, в частности, подверг критике П. представителей вульгарной политэкономии. Бурж. теоретики развивают концепции различных "возможных путей" развития человечества, также характеризуя их как социологич. П. В ряде случаев П. стал выражением углубляющегося распада бурж. сознания и потери перспектив историч. развития. "...Единственное, что есть у вещей общего, – это то, что у них нет никакой взаимосвязи" (Sсhrеу H. H., Weltbild und Glaube im 20. Jahrhundert, Gött., 1956, S. 6).

Несостоятельными являются утверждения, будто П. органически присущ раннему или, наоборот, более развитому материализму. Эта т. зр. ошибочно истолковывает историч. роль наивных материалистич. концепций Ван Чуна, чарваков, Эмпедокла, Чжоу Яня и др., учивших о двух, четырех, пяти и более материальных началах бытия, а также подводит под рубрику П. все историч. виды материалистич. атомистики, замалчивая материалистов о единстве мира и односторонне трактуя их положения о дискретности материи, многообразии способов и форм ее существования. Поскольку домарксистским материализмом не была выявлена материи и сознания, его представители не всегда достаточно последовательно могли провести монистич. т. зр. Если они и проводили ее, то упрощенно, иногда примитивно, вульгарно. Однако это не превращало их в плюралистов. В указанных утверждениях софистически интерпретирован также признания диалектич. материализмом специфичности сознания и социальных явлений, отнюдь не означающей, что таковые сами по себе являются "разновидностью" материи.

Совр. П. софистически истолковывает все более открывающуюся человеч. познанию дналектич. неисчерпаемость многообразия свойств и явлений действительности, изображая ее как переплетение, а иногда как разнородных событий, фактов, состояний сознания и т.п. По своей сущности это метафизич. концепция, враждебная диалектич. и историч. материализму.

Лит.: Джемс В., Вселенная с плюралистической точки зрения, М., 1911; Делограмматик M. H., Методология П. и совр. бурж. социальной теории, "ФН" (НДВШ), 1963, No 2; Laner P., Pluralismus oder Monismus, В., 1905; Marcus H., Die Philosophie des Monopluralismus, В., 1907; Wahl J., Les philosophies pluralistes d"Angleterre et d"Amérique, P., 1920 (Thèse); Jakowenko В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928.

И. Нарский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей. Плюрализм противоположен монизму. Термин “плюрализм” ввел X. Вольф в 1712.

Разновидностью плюрализма является , сводящий независимых первосущностей к двум. В истории философии последовательный плюрализм встречается не чаще, чем последовательный монизм. Классическим плюралистом, признающим более чем два независимых первоначала, считается Эмпедокл. Он учил, что мир образован четырьмя элементами - землей, водой, воздухом и огнем, которые вечны, неизменны и, следовательно, не влияют друг на друга и не переходят друг в друга. Все в мире объясняется их механическим смешением.

С гносеологической точки зрения плюрализм - это частный эклектики. Плюрализм - такой же неблагополучия теории, как и возникающие в ней парадоксы. Его начинают исповедовать, только когда, несмотря на все усилия, не удается последовательно провести монистическую интерпретацию исследуемых явлений.

От мировоззренческого отличают методологический плюрализм - стремление объяснить исследуемый взаимодействием множества независимых и не связанных между собой начал. Таков, напр., многофакгорный подход к исследованию человеческого общества. Ему противостоит однофакторный подход, объясняющий общества каким-то одним явлением - географической средой, экономикой и т. д.

Плюрализмом называют также социально-политическое учение, настаивающее на необходимости для нормального развития общества разнообразия политических, религиозных, экономических и др. взглядов.

Г.Д.Левин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЛЮРАЛИЗМ" в других словарях:

    - (pluralism) В буквальном смысле слова (лат. pluralis – множественный), вера в существование более чем одного вида бытия или тенденция к бытию, обладанию или деланию более чем одной вещи. Именно в этом смысле данный термин используется в… … Политология. Словарь.

    - (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм может относиться к:… … Википедия

    плюрализм - а, м. pluralisme m. <лат. pluralis множественный. 1. Дух общественности. Михельсон 1866. Мы говорили о синекуризме, о плюрализме, о незаслуженных пенсиях, вообще о расточительных тратах казенных денег. ОЗ 1879 11 1 197. 2. Антинаучное… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (ново лат., от pluralis множественный). 1) философское направление, допускающее не единое начало, а множество самостоятельных сущностей материальных (атомизм) или духовных («монады» Лейбница, «реальности» Гербарта и др.). 2) предоставление… … Словарь иностранных слов русского языка

    плюрализм - (социально психологический аспект) (от лат. pluralis множественность) проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П.… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от латинского pluralis множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин плюрализм введен Х. Вольфом (1712). Разновидность плюрализма дуализм… … Современная энциклопедия

    - (от лат. pluralis множественный) 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин плюрализм введен Х. Вольфом (1712).2) Характеристика демократической политической… … Большой Энциклопедический словарь

29Ноя

Плюрализм – это термин который характеризует концепцию наличия множества различных взглядов, позиций, идей, и интересов в одно и то же время. , слово «ПЛЮРАЛИЗМ» произошло от латинского «pluralis», что переводится как «Множество». Сам по себе, термин является весьма широким в применении, так он может использоваться в множестве тематик, но всегда передавать суть изначальной концепции. Довольно часто можно услышать его употребление в таких словосочетаниях как: «плюрализм мнений», «политический плюрализм» или «принцип правового плюрализма».

Что такое ПЛЮРАЛИЗМ простыми словами – понятие, определение кратко.

Простыми словами, Плюрализм – это концепция, которая подразумевает наличие нескольких точек зрения в отношении определенного вопроса. Другими словами, можно сказать, что плюрализм — это теория о том, что мир не является прямолинейным или имеет всего две грани. То есть, мир не делится только на черное и белое, на хорошее и плохое.

В качестве наглядного примера, можно привести религиозный плюрализм, который заключается в том, что одновременно могут существовать несколько религий и все они могут быть «истинными». В данном случаи суть плюрализма заключается в том, что нет нужды выяснять кто прав, а кто нет. Вместо этого, можно приять во внимание все религии одновременно, и рассматривать их как данность.

Принцип и признаки плюрализма.

Так как термин имеет весьма широкое распространение, то перечислить все конкретные аспекты и признаки в одном списке, не представляется возможным. Тем не менее, можно вынести на передний план основные признаки плюрализма и сформировать из них общий принцип.

  • В первую очередь, плюрализм – это не просто разнообразие мнений, а способ активного взаимодействия со всеми существующими точками зрения.
  • Во-вторых, плюрализм – это не только по отношению к различиям, но и активный поиск взаимопонимания в разных направлениях.
  • В-третьих, это работа с уже имеющимися обстоятельствами. Это значит, что вместо того чтобы изменять чью-то , всегда есть возможность принять ее как данность и постараться ужиться с ней.
  • В-четвертых, плюрализм основан на диалоге. Язык плюрализма — это диалог и встреча, компромисс и принятие, критика и самокритика.

Виды плюрализма.

Как уже неоднократно упоминалось ранее, термин имеет весьма широкое применение в различных областях жизнедеятельности человека. Именно поэтому мы рассмотрим только самые важные и актуальные виды плюрализма. Это:

Плюрализм мнений.

Плюрализм мнений заключается в принятии того, что у каждого человека может быть свое собственное мнение относительно того или иного вопроса. Используя именно эту концепцию, решая определенные вопросы, люди могут прийти к взаимопониманию учитывая все точки зрения. Простыми словами, можно сказать, что при разговоре с другим человеком, нужно понимать то, что и у него может быть свое мнение. И как бы оно на первый взгляд глупо не выглядело, с ним стоит считаться.

Религиозный плюрализм.

Религиозный плюрализм утверждает, что ни одна религия не может претендовать на абсолютную власть, чтобы преподавать абсолютную истину. Религиозные плюралисты отмечают, что почти все религиозные тексты представляют собой совокупность ассортимента человеческих наблюдений, задокументированных, например, как исторические рассказы, поэзии, лекции и морали. Поэтому религиозные тексты открыты для толкования, и никакая религия не может всесторонне захватывать и передавать всю правду. Хотя все религии пытаются захватить реальность, их попытки происходят в определенных культурных и исторических контекстах, которые влияют на точку зрения писателя.

Многие религиозные плюралисты утверждают, что члены других конфессий ищут одни и те же истины по-разному и что все религиозные знания ограничены человеческой ошибкой. Плюрализм не препятствует проведению собственных идей или участию в ритуалах или духовной жизни одной конкретной религии или сообщества, признавая справедливость множества других практик или интерпретаций.

Политический Плюрализм.

Политический плюрализм — одна из важнейших черт современной . В отличие от тоталитаризма, плюрализм признает разнообразие интересов граждан и считает необходимым, чтобы все члены общества учитывали потребности других, проводя добросовестные переговоры.

Именно исходя из данной концепции, демократия приветствует наличие большого числа политических партий, которые будут отстаивать интересы разных групп населения.