Старец аристоклий афонский пророчества. Старец аристоклий афонский. У бога весы точные

Рассказ духовной дочери (монахиня Евфимия). Написан около 26 года XX столетия

Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса! (Пс. 76, 14, 15).
Действительно, только Бог сотворил и устроил чудесным образом, что я вдруг изменила всю свою жизнь.
В 1910 году, в конце июля, я задумала отслужить двенадцать молебнов Иверской иконе Божией Матери, чтобы Матерь Божия исполнила мое желание. Надо сказать, что я тогда была только по названию христианка, хотя и причащалась каждый Великий пост, но ни в уме, ни в сердце не было у меня ничего религиозного, о духовной жизни я не имела никакого представ­ления и молилась Богу просто по привычке с детства. У меня была няня, которая заставляла меня молиться, особенно на ночь, а когда я не хотела, она говорила: «Молись, молись, а то страшный сон приснится!..» И больше я ни от кого о Боге не слышала. Так и жила, полная грехов и всякой нечистоты, когда задумала ходить в Иверскую часовню к вечерним молебнам.

Отслужив двенадцатый молебен, я возвращалась домой от Иверских ворот по Пятницкой улице. Настроение было нерадостное, какая-то тоска, предчувствие наполняли мою душу, и я, даже не замечая, где иду, вдруг повернула с Пятницкой не на Кузнецкую улицу, как обычно, а в противоположную сторону и очутилась на Полянке. Опомнилась, когда увидела на другой стороне улицы икону святого Пантелеймона с горящей перед ней лампадой. «Где же это я, - думаю, - и зачем я тут?»

Потом сообразила: это же Афонское подворье Пантелеймонова монастыря. Моя мамаша как-то рассказывала, что когда я была еще ребенком, она была здесь в часовне, и там был монах Аристоклий, который ей очень верно сказал о ее жизни.
Перешла на ту сторону, где была икона с лампадкой. Подошли две женщины. Я остановилась, не помню, для чего. Кажется, там было что-то наклеено, и я хотела прочитать. Вдруг женщины мне говорят:
- Вы тоже к старцу? Вы звонили?
- К какому старцу? Куда звонить?.. - не поняла я. - Они, не дожидаясь моего ответа, дали звонок. Вышел отец …, буду­щий отец X…, и говорит:
- Старец устал, и вы его не беспокойте. Он принимал до четырех часов, а теперь уже семь, приходите завтра!
Женщины ухватились за дверь и просят:
- Мы приезжие, мы никак не можем прийти завтра, а нам непременно надо видеть отца Аристоклия.

Тут, как молния, пролетела во мне мысль: «Ах, вот они к какому старцу. Это, наверное, тот, у которого моя мамаша была. Во что бы то ни стало, хоть умру тут в сенях, не уйду, пока не пустят меня к нему», - и, не помня себя, говорю:
- И мне нужно, обязательно нужно!
- Нет, нет. Вы приходите завтра, - говорит он.
- Не уйду, - заявляю я, - ни за что не уйду, мне необходимо, нужно его видеть.

Видно, он заметил мое необыкновенное состояние и впустил меня. Я ничего не соображала: зачем я пришла, и что буду говорить. Только ощущала, что умру, если не увижу старца. А скажи мне кто-нибудь хоть за десять минут, что я пойду к старцу, и так желать буду видеть его, я бы не поверила. Я даже была настроена против каких бы то ни было старцев или прозорливых, никогда сроду к ним не ходила. А тут - точно сила какая повлекла меня. Вхожу. Навстречу идет старичок, довольно полный, небольшого роста, с добрыми проницательными глазами.

Он серьезно сказал мне: «Идите, садитесь». Сам сел к столу. Помолчав немного и не спрашивая, что мне нужно, он взглянул на образ Божией Матери, висевший против стола, и, все время глядя на него, как бы спрашивая у него что-то, начал мне говорить. Я слушала молча и вдруг осознала, что он рассказывает мне всю мою жизнь, все мои поступки, даже - зачем я ходила к Иверской и о чем просила. У меня мурашки пошли по телу от ужаса, спазмы сдавили горло, вырвался какой-то хрип, рыдания душили, я не могла более сдерживаться, и слезы полились неудержимо. Я наплакалась вволю. Старец дождался, когда я успокоюсь, потом благословил меня иконочкой Божией Матери «Скоропослушницы» - и ласково сказал: - Ну, теперь всегда ходи ко мне. Будешь?
Я сквозь слезы ответила утвердительно и, не переставая плакать, вышла.

Не помню, как дошла домой, всю дорогу проплакала. Мамаша удивленно меня встретила: «Что ты?» Я сказала, что была у того монаха, к которому она когда-то ходила. С этого времени отец Аристоклий неотлучно был в моих мыслях. С нетерпением дожидалась я того дня, когда можно будет опять к нему пойти.

Прихожу. Народу - и не пройдешь. И в передней, и в большой комнате. Кто сидит, кто стоит. Душно. В соседнюю комнату дверь закрыта, батюшка там принимает отдельно. Потом он вышел для общего благословения. Некоторые после благословения уходили, а кому нужно было, оставались на отдельный прием. Много было больных и с детьми. К детям батюшка был особенно внимателен: всех помазывал маслом и давал просфорочки. Подошла и моя очередь.

Ну что, пришла? - обратился он ко мне и велел идти за ним в его келлию.
Там он собрал из разных мест понемногу денег, завернул их и дал мне:
- Это тебе в благословение.

Я ушла, и с этих пор переменились все мои мысли, все прежние интересы стали для меня чуждыми, совершенно ненужными. Образ старца, его добрые глаза, его любовь, особенно его нежная любовь к детям, а по временам строгие отеческие обличения, как бы выговоры, - все это поражало меня. И все это соединялось у него с такой сострадательностью и такой горестью о заблуждающихся…
Я не поняла сначала, для чего батюшка дал мне денег, ведь я служу и не нуждаюсь вообще. И только после уразумела значение этого, когда вскоре должна была начать работать дома, и, верю, по благословению батюшки ни работа, ни деньги у меня не оскудевали, и даже долг, который я не надеялась получить, был мне выплачен совершенно неожиданно.
Прихожу я раз - много народу, ждать пришлось долго. Стала прислушиваться к разговорам. Слышу: «Надо спросить старца, как он благословит». Или - одна другую звала к себе, а та отвечает: «Я не знаю, как старец благословит. Позволит ли он мне идти к вам». Наслушавшись таких разговоров, я подумала: «Что ж это они, неужели на всякие пустяки у батюшки спрашивают благословения?» Спрашиваю у одной барышни:

Вы так на все и спрашиваете благословения у батюшки, и разве всем нужно так делать?
- Можно и всем, - с улыбкой сказала она, - но духовные дети обязательно должны на все спрашивать у старца благословения, старец не любит самочиния.
- И я должна спрашивать?
- А вы не духовная его дочь?
- Нет, я никогда у батюшки не исповедовалась.
- Ну вот, если бы вы были духовной жизни и батюшкина духовная дочь, то обязательно нужно, без этого нельзя в духовной жизни.
- Мне тоже хочется.
- А вы скажите батюшке. Только он не всех принимает на духовное окормление.

Пока мы разговаривали, дошла очередь до меня. Помню, какая-то дрожь была по всему телу, ноги тряслись. Как вошла в келлию, упала ему в ножки и говорю:
- Батюшка, примите меня и научите духовной жизни, я во всем буду слушаться вас и все спрашивать.
Он молча встал, взял икону Божией Матери «Скоропослушницы», подписал ее, накрыл меня всю епитрахилью. Я чувствовала, как он меня всю благословил, прижимая икону ко мне, и говорит:
- Вот, тебе Матерь Божия отселе будет во всем помощница. Слушай все, что я тебе буду говорить, и мне все говори, а больше никому.

И батюшка отпустил меня с такой лаской и благословением, всю помазав маслом. С тех пор я стала чаще видеть старца, то в храме за обедней, то ухитрялась дома, в келии. Я просила привратника, и меня пускали с черного хода прямо к старцу, потому что мне нужно было поспешать на службу. Задумала я раз пойти пешком к преподобному Сергию с отцом … С ним много народу собиралось идти. Пошла к старцу за благословением. Он с улыбкой благословил меня и говорит:

Ведь тебе очень трудно будет идти.
- Батюшка, - отвечаю, - хоть я никоща не ходила пешком, но вы благословите, я с вашим благословением и пойду.
- Ну, если хочешь, иди. Только тебе очень трудно будет идти.
Я все-таки отправилась, не понимая силы его слов. Собралась, сделала сумочку через плечо. У мамы были совсем новые суконные башмаки, и она мне говорит:
-Ты надень мои башмаки, а то у тебя ноги опухнут, тогда они тебе в самый раз будут, а теперь стельки положи. А в своих ты не дойдешь.

Собрались мы в Кадашевском храме и после литургии и молебна пошли к Крестовской заставе. Погода испортилась, стал моросить дождь. И вдруг я, пройдя немного Мещанскую улицу, так оступилась, что на правом башмаке отвалилась подметка и висела только на каблуке. Что тут делать? Домой идти очень не хотелось, я привязала подметку к башмаку и так пошла. От ненормального движения ноги до того опухли, что не поднимались, и я ими шмыгала, а не шагала, и даже через маленькую лужицу должна была сперва одну ногу, поддерживая руками, переставить, а потом другую.

Так я дошла до Хотькова монастыря, там мне подметку как-то прибили, но ноги совсем отказались идти, и на оставшиеся двенадцать верст пришлось нанять телегу. Тогда только я вспомнила слова старца, но не раскаивалась, что пошла. И помню, впервые в жизни я так молилась, прося преподобного Сергия помочь мне в духовной жизни. Пока не пришли наши, я все время была у мощей преподобного. Ночевали мы там две ночи и уехали обратно на поезде.

Первого числа каждого месяца батюшка служил молебен с водосвятием. Народу бывало столько, что во всей квартире не найти свободного места. Стояли, сидели на полу, лежали. Многие с детьми… И батюшка в полном облачении, торжественный такой, служил с иеродиаконом и певчими. После молебна он помазывал маслом, раздавал иконочки; некоторые спрашивали совета, и он, несмотря на усталость и болезненность свою, с любовью и таким радушием всех удовлетворял, особенно посетителей с детьми. Удивительно он любил детей, разговаривать с ними начнет…
И всегда- всегда его окружали дети, были такие приверженные к нему, что никак не хотели уходить от своего батюшки. Бывало, старец идет из келлии двором, а уж народ его ожидает, он всех благословит, затем ему подадут ящик небольшой с кормом для голубей, и батюшка с молитвой им насыплет и благословит. И так каждое утро, а голуби - где только не усядутся, дожидаясь его. Потом старец входил черным ходом, и дети его уже ждали вместе со старшими, с парадного же впускались только взрослые. Сперва он принимал всех с детьми, а потом шел в большую комнату, всю заставленную иконами, наподобие часовни, для общего благословения. Батюшка изнемогал от народа, бывали дни, когда он принимал не одну тысячу человек.

Служба
преподобному отцу нашему
Аристоклию
старцу Афонскому
и чудотворцу Московскому

На малой вечерни
На Господи воззвах: стихиры на 4, глас 2.

Мира земнаго красоту отринув,* славу, яже едино от Бога, взыскуя,* стопы направил еси ко святей горе Афонстей* и милостию Богородицы Владычицы* достигл еси сего пристанища спасения,* в радости славя Бога Благодетеля,* хотящим всем спастися и в разум истины приити.
Песнею церковною прославляюще в радовании,* восхвалим, верные людие,* преблаженнаго старца Афонскаго* и чудотворца Московскаго Аристоклия,* Божия избранника и возлюбленнаго чада Богородицы,* той бо имея дерзновение ко Господу,* молится о спасении душ наших.
В поте трудов твоих удручил еси* плоть ветхаго человека в себе,* душу же укрепил еси в подвизех веры и любве,* якоже древния отцы в делех благочестия, преподобне Аристоклие,* моли Христа Бога* спастися душам нашим.
Слава, глас 6:
Егда достигл еси меру возраста духовнаго,* послаша тя старцы обители Афонския,* во град первопрестольный Москву* да подымеши труды устроения подвория и утвердиши веру православных людей,* многия обдержимых напастьми.

Богородице, Ты еси Лоза истинная, возрастившая нам плод живота, Тебе молимся, молися, Владычице, со святыми апостолы, помиловати души наша.

На стиховне стихиры, глас 6.
Подобен: Тридневен:
Преблаженне отче Аристоклие,* пространный путь мирские суеты оставил еси,* всего себе предав еси воле Божественней,* избрал еси не обинуяся* стезю монашескаго многотруднаго жития,* во дни и нощи Господеви работал еси неленостно* и унаследовал еси Царствие Небесное,* идеже есть всех веселящихся жилище.
Стих: Честна пред Господем* смерть преподобных его.
Днесь торжествует святая гора Афонская* и радуется страна Московская,* празднуя честную память преподобнаго Аристоклия,* той бо дерзновенно молится пред престолом Бога Вышняго* о спасении душ наших.
Стих: Блажен муж, бояйся Господа,* в заповедех Его восхощет зело.
Преподобне отче Аристоклие,* прими моление наше,* да избавимся от бури бед и искушений,* и всяких напастей вражиих,* ты бо имаши дерзновение ко Владыце Христу,* спасающему род человеческий.
Слава и ныне, глас 8:
Владычице, прими молитвы раб Твоих* и избави нас* от всякия нужды и печали.
На велицей вечерни.
Блажен муж: 1-й антифон:
На Господи воззвах: стихиры на 8, глас 2.
Преподобне отче Аристоклие,* издетска прилежал еси Богу в любви,* и познал еси чудодействующу силу благодати,* еюже со одра тяжкия болезни* восстал еси в здравии* и в радости воспел еси:* Слава Тебе, Господи, благодеявшему ми.
Преблаженне отче Аристоклие,* измлада верою душу свою утвердив,* материю твоею научен был еси* изрядно молитися великому угоднику Божию* Николаю Чудотворцу:* того бо ходатайством Господь воздвиг тя* от недуга сурова и многоболезненна.
Мира сего славу возненавидя,* душу твою горе простирая,* Единаго Бога вожделел еси зрети* и Тому Единому служити поревновал еси* и тако даровал Господь тебе по сердцу твоему* зрети высоту небесную* и благодатию просвети тя яве,* яко верного слугу Своего,* сего ради ублажаем тя,* угодниче Божий Аристоклие.
Ныне славит тя земля оренбургская,* идеже ты родился, избранниче Божий,* и в благочестии своею материю воспитан был еси,* в страсе Божием восходя в меру мужа совершенна,* и познав суету многомятежнаго мира,* возжаждал еси жития иноческаго,* имже вошел еси в чертог славы Небесныя.
Глас 8.
Преподобне отче Аристоклие,* прият тя святая гора Афонская,* яже есть удел Пречистыя Богородицы,* там бо сподоби тя Господь монашеского образа,* сего великаго ангельскаго чина* и нача в подвизех восходити от силы в силу,* побеждая демонския полки,* и тако прослави тя Христос Бог наш,* Его же с лики горних чинов присно воспеваеши.
Радуйся, священная главо,* преподобне отче Аристоклие,* иноков изрядне наставниче,* красотою духовною обитель свою озаряеши* и лукавых духов силою молитв сокрушаеши,* дерзновение имеяй к Человеколюбцу Христу,* Егоже моли о спасении душ наших,* чающих избавления от всякия беды* и напасти вражия.
Преславне отче Аристоклие,* ублажает тя земля Московская,* в нюже вселился еси,* исполняя послушание старцев святогорских,* тамо преспел еси в устроении подворья Афонскаго,* наипаче же в устроении душ человеческих,* в лютых бедах сущих* многия бо привел еси ко спасению и наследию Царствия небесных благ.
Воспоим благодарне, братие,* подвиги преподобнаго отца нашего Аристоклия,* пречестнаго старца Афонскаго* и прехвальнаго чудотворца Московскаго,* той бо во многих трудех попечения* о душах страждующих и от демонов мучимых* присно молится о спасении Христу Богу,* не хотящему смерти грешника,* но еже обратитися и живу быти ему.
Слава, глас 6:
Бог, прославляемый в совете святых,* ныне достоин есть пет быти гласы преподобными* вкупе же и твоим гласом радования воспеваемый,* яко цевницею духовною твоих добродетелей,* преподобне отче Аристоклие,* ими же украшен еси, яко древо райское,* насажденное во исходище вод* благодати Божия.
И ныне, Богородичнен, глас тойже:
Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево?* Кто ли не воспоет Твоего пречистаго Рождества?* Безлетно бо от Отца воссиявый Сын Единородный,* Тойже от Тебя, Чистая, пройде,* неизреченно воплощься,* естеством Бог сый* и естеством быв человек нас ради,* не во двою лицу разделяемый,* но во двою естеству неслитно познаваемый.* Того моли, Чистая Всеблаженная,* помиловатися душам нашим.
На литии стихиры, глас 2:
Подобен: Егда от древа.
Радуйся, священная главо,* преподобне отче Аристоклие,* горних чинов собеседниче,* монахов богомудре наставниче,* скорбящих утешение,* недугующих исцелителю,* заблудших вразумление* и всех хотящих спасения* скорый помощниче.
Слава, глас 6
На земли пожил еси* яко ангел во плоти,* Духа Всесвятаго* стяжав в души твоей* и обрел еси покой неокрадомый,* восходя от силы в силу* и прослави тя Христос Бог,* яко верного слугу Своего,* и введе тя в чертог славы вечныя.
И ныне, глас той же
Творец и избавителю мой, Пречистая,* Христос Господь, из Твоих ложесн прошед,* в мя оболкийся, первыя клятвы Адама свободи.* Темже Ти, Всечистая,* яко Божии Матери же и Деве,* воистину вопием немолчно:* радуйся ангельски, радуйся, Владычице,* предстательство, и покрове* и спасение душ наших.
На стиховне стихиры, глас 2:
Приидите, возрадуемся, людие,* празднующе память добропобеднаго мужа,* преподобнаго отца нашего Аристоклия,* той бо пройде многотрудный путь земнаго странствия,* во бранех посрамив злые козни вражия,* силою смирения, терпения и послушания,* егоже увенчал славою Человеколюбец Господь.
Стих: Праведник, яко финикс процветет* и яко кедр иже в Ливане умножится.
Отче святый Аристоклие,* настави нас на путь правый,* имже сласл еси душу свою,* стяжав велия добродетели,* сии суть вера, надежда и любовь,* имиже восшел еси на лествицу духовную* и вниди враты райскими в Небесный чертог,* уготованный Господом всем любящим Его.
Стих: Честна пред Господем* смерть преподобных Его.
Славит тя, преподобне отче Аристоклие,* земля Московская и святая гора Афонская,* ты бо нелицемерно подъял еси* подвиги монашескаго жития* и исполнил еси вся повеленная от Господа,* Его же моли спастися душам нашим.
Слава, глас 1.
Кто возможет изрещи твоя труды,* многоскорбнаго иноческаго жития,* преподобне старче Аристоклие?* Кто познает твои брани с похотию плоти,* с похотию очес и гордостью житейскою?* Кто испытает твой крест неустанного попечения* о спасении всех чад твоих духовных?* Ты бо яко пастырь добрый душу свою* полагал еси за овец своих.* Ныне же восхваляем тя* яко небеснаго молитвенника* о чтущих с любовию святую память твою.
И ныне, Богородичен, глас тойже:
Се исполнися Исаиино проречение:* Дево бо родила еси* и по рождестве яко прежде рождества пребыла еси,* Бог бо бе рождейся,* темже и естества новопресече.* Но, о Богомати,* моления Твоих рабов, в Твоем храме приносимая Тебе, не презри,* но яко благоутробнаго Твоима рукама носящи,* на Твои рабы умилосердися* и моли спастися душам нашим.
Тропарь, глас 4.
Процвел еси яко финикс, на святей горе Афонстей* и яко кедр на земли русстей умножился еси,* Духа Святаго стяжав чистотою богоугоднаго жития* и мир Христов воцарися в души твоей,* предодобне отче Аристоклие,* моли Христа Бога* спастися душам нашим.

На утрени
По 1-м стихословии седален, глас 8.
Мира сего суету презрев, нетленных Небесных благ возжелал еси ревностно, Христу Подвигоположнику невозвратно последовал еси, богоносне отче Аристоклие, и Царствие Божие внутри себе обрел еси, добродетельми многими украсив душу твою и тако прославил еси Живоначальную Троицу, Ейже молися о спасении душ наших.

Яко Всенепорочная Невесто Творца,* яко Неискусомужная Мати Избавителя,* Приятелище яко суще Утешителя, Всепетая,* беззакония мя суща скверно жилище* и демонов игралище в разуме бывша,* потщися и сих злодействия мя избавити,* светло жилище добродетельми соделавши.* Светодательная и нетленная,* разжени облак страстей и Вышняго причастия сподоби* и Света невечерняго молитвами Твоими.
На 2-м стихословии седален, глас 3.
Взем иго Христово на рамо свое, научился еси от Божественнаго Пастыреначальника смирению и кротости и в терпении стяжал еси душу свою, темже вшел еси в радость Господа и наследовал еси жилище вечных благ, уготованных верным чадам Божиим от сложения мира. Сего ради поем ти, отче преблаженне Аристоклие, радуйся и веселися, яко мзда твоя многа на Небесех.
Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.
Яко невозделанна, Дево, лоза,* прекрасный Грозд, Христа, возрастила еси,* источающа нам вино спасительное, всех веселящее души и телеса.* Темже яко виновна Тя добрых ублажающе,* присно со Ангелом вопием Ти,* радуйся Обрадованная.
По полиелеи, седален, глас 8.
Славит тя угодниче Божий Аристоклие, первопрестольный град Москва, в радости велией обретшая твоя цельбоносныя мощи в лето прославления твоего в сонме святых. Обаче не забуди убогих твоих до конца, чтущих твою святую память, но присно поминай стадо словесных овец, верных чад твоих, да твоими молитвами Человеколюбец Христос спасет души наша.
Слава, и ныне, Богородичен:
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,* ангельский собор и человеческий род,* освященный храме и раю словесный,* девственная похвало, из Нея же Бог воплотися,* и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш,* ложестна бо Твоя престол сотвори* чрево Твое пространнее небес содела.* О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.
Прокимен, глас 4: Честна пред Господем* смерть преподобных Его.
Стих: Что воздам Господеви овсех, яже воздаде ми?
Всякое дыхание: Евангелие от Матфея, зачало 43.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Вожделев града Небеснаго,* отреклся еси прелестнаго мира сего,* во зле страстей лежащаго,* и в радости вселился еси* во Уделе Пресвятыя Богородицы,* Еяже Покровом все стрелы вражия угасил еси* и яко крин сельный процвел еси* в преподобстве и правде.

Канон Богородицы, глас 4
И канон преподобнаго Аристоклия, глас 8.

Песнь 1
Отверзу уста моя* и наполнятся Духа,* и слово отрыгну Царице Матери,* и явлюся, светло торжествуя,* и воспою, радуяся, Тоя чудеса.
Мати Присносущнаго Света и Отчия Премудрости,* умудри неразумие мое* и просвети мя светом разума Сына Твоего и Бога нашего.
Обретши сокровище, радуются,* темже и мы, имуще Тя, Всецарице,* милосердия сокровище Небесное и неиждиваемое,* воспеваем, радующееся, Твоя чудеса.
Лицу Твоему, - предрече Давид, - помолятся богатии людстии,* исполняющуся сему, вкупе с богатыми мы, добродетельми убозии,* молимся Тебе, Дево, пред ликом Твоим.
Якоже очи раб в руку господий своих,* тако очи наши устремлены суть к Тебе* и к лику Твоему, Всеблагая Владычице,* доднеже ущедриши рабы Твоя.
Ин. Песнь 1
Колесницегонителя фараоня погрузи* чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив* и разделив море,* Израиля же беглеца, пешеходца спасе,* песнь Богови воспевающа.
Богоблаженне отче Аристоклие, вся претерпел еси скорбныя обстояния, измлада Христа возлюбив, Егоже непрестанно ныне славословиши на небесех с лики ангельских сил.
Познал еси телесне зело тяжелоносную болезнь в отрочестве и молитвами матере твоея пред иконою святителя Николая получил еси исцеление. Егдаже сподобися чина монашескаго, милосердовав по дару Христа, нача целити недуги немощствующих.
Вселився в вертоград святыя горы Афонския, всего себе покорил еси воли старцев обители, плоть распяв со страстьми и похотьми, и тем созижде Господь сердце свое чисто и непоколебимо.
Богородичен: Чудес Твоих Божественных множество благохвалити предпринимая,* Тя, молю, Дево, от сердца,* благодать подаждь ми.
Песнь 3
Твои песноловцы, Богородице,* живый и независтный Источниче,* лик себе совокупльшия, духовно утверди,* в Божественней Твоей славе* венцев славы сподоби.
Воззри Твоими очесы, Марие,* и виждь благоутробно пред Тобою предстоящих и Тя с верою призывающих,* и услыши сих, Богорадованная.
Крепость даруй нам, Чистая,* да творим волю Сына Твоего со страхом и любовию,* укрепляеши бо рабы Твоя яко Матерь Всесильнаго Бога нашего.
Страстьми боримии и невидимыми сеятелями зол,* присно нуждаемся в Твоей, Владычице, необоримой помощи,* еяже не лиши нас Богоблагодатная.
Спасительный щит подаждь нам, Госпоже,* Твое державное заступление, имже началозлобнаго побеждающе коварства,* венцев славы сподобимся.

Ин. Песнь 3
Утверждей в начале Небеса разумом* и землю на водах основавый,* на камени меня, Христе, заповедей Твоих утверди,* яко несть свят паче Тебе,* Едине Человеколюбче.
Преспел еси в подвизех монашескаго жития, вся козни демонския посрамив силою веры и упованием на Христа, Победителя ада, Имже венчан был еси вечною славою.
В послушании богомудрым отцам стяжал еси сладость жития во Христе, Егоже иго легце понеся в радости, отонюдуже став яко столп непоколебим в брани с духами злобы поднебесными.
Гора святая Афонская торжествует и земля Московская проповедует твоя великие подвиги, имиже вся злокозненная искушения препобедил еси, яко доблий воин Христов.
Богородичен: Неизреченна зачала еси Господа и Спаса, Богоневесто,* избавляющаго ны от лютых, Тя с верою призывающия.
По 3-й песни седален.
Имже образом желает елень на источники водныя, сице возжада душа твоя, преподобне отче Аристоклие, к Богу Жизнодавцу, вся красная земнаго мира сего презрев, вышняя блага избрал еси и в поте лица потрудился еси на благословенней горе Афонстей и паки в стране Российстей, яко древний патриарх Иаков, две жене сочеташеся, и тако угодил еси Господу Богу содействующу.
Слава, и ныне, Богородичен:
Владычицу Тя мира вемы, Марие Всепетая,* яко родила еси нам всех Творца, Спасителя мира,* Иже и прославил Тебе, Пречистую Матерь Свою,* подая Тобою благодать и милость чтущим Тя* и молящимся Тебе, Богородице.
Песнь 4
Седяй в славе на Престоле Божества* во облаце легце,* прииде Иисус Пребожественный* нетленною дланию и и спасе зовущия:* слава, Христе, силе Твоей.
Припадая ко святей иконе Твоей, Дево,* вопию Ти от сердца сокрушена:* не попусти ми погибнути, Всемилостивая Госпоже,* житие мое во гресех иждившему.
Грехолюбив сый, удалихся, Владычице, Сына Твоего,* и лишен есмь дерзновения к Нему.* Темже к покаянию мя направи* и сподоби получити, иже погубих.
Богоизбранная Отроковице, в руне орошенном предвиденная,* ороси росою благодати изсохшую землю сердца моего* и благоплодну соделай душу мою.
Радуйся, Богоневесто, добродетельми, яко рясны златыми, преукрашенная,* радуйся, сосуде мира, имже врачуются зовущии:* слава, Христе, силе Твоей.
Ин. Песнь 4
Ты моя крепость, Господи,* Ты моя и сила,* Ты мой Бог, Ты мое радование,* не оставль недра Отча* и нашу нищету посетив.* Тем с пророком Аввакумом зову Ти:* силе Твоей слава, Человеколюбче.
Всего себе покорив всеблагой воли Божией, исполнил еси вся повеленая отцев духовных и возврашся в землю Российскую, подъял еси многоскорбный труд пастырскаго душепопечения.
Многими болезньми, душевными и телесными, одержимии, притекаше к тебе, отче святый, людие, просяще скорыя помощи и исцеляхуся.
Никогоже от себе изгоняя, силою, данной свыше тебе благодати из нездравия в здравие приводил еси болезнующих и тии отхождаху, славяще Многомилостиваго Бога.
Богородичен: Не имамы раби Твои инаго, разве Тебе, Предстательства и покрова.* Темже, Чистая, от сердца вопием:* всякие беды свободи стадо Твое* и верных, к Тебе прибегающих.

Песнь 5
Ужасошася всяческая* о Божественней славе Твоей:* Ты бо, Неискусобрачная Дево,* имела еси в утробе над всеми Бога* и родила еси Безлетнаго Сына,* всем воспевающим Тя* мир подавающая.
Несть, Всемилостивая Госпоже, таковаго,* иже бо лишися щедрот Твоих, прибег с верою к Твоему благоутробию.* Темже прилежно молим Тя:* сподоби и нас грешных милости Твоея.
Умистовление о всем мире сущая,* умоли, Дево, Сына Твоего, всех Судию,* да не помянет грехов наших,* и да избавимся Тобою всякого прещения Его,* находящаго на люди согрешившия.
Примерителя всяческих рождшая,* всемощным предстательством Твоим, Владычице, умиротвори нас к Нему,* к ближним и к себе самим, яко воспевающим Тя мир подавающая.
Умервщленную мою душу страстьми мерзкими, Всенепорочная, оживи,* жизни Хранителя рождшая,* и к стезе вечней и блаженней жизни управи.
Ин. Песнь 5
Всякую мя отринул еси* от лица Твоего, Свете незаходимый,* и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго?* Но обрати мя и к свету заповедей Твоих* пути мои направи, молюся.
Многи скорби претерпел еси, егда сопостат диавол людей оглаголати ти в неправде, обаче смирением препобедил вся козни лукаваго и вознесе тя Господь паче бывшаго.
Егда уверишася в твоей невинности, паки послаху тя старцы Афонстии во град Москву на прежде бывшее твое послушание и тамо зело преспел еси в добродетелех.
Недугующия течаху к тебе, святый отче, и никтоже тощь отхождаше, чудесем, тобою сотворенным тии дивляхуся, Бога дивнаго во святых Своих славяще.
Богородичен: Повелению Твоему, Владычице, повинуются вся стихии,* от нихже вреда да избавляеши Тя призывающих.

Песнь 6
Божественное сие и всечестное* совершающе праздненство,* Богомудрии, Богоматере,* придите, руками восплещим:* от Нея рождшагося Бога славим.
Ты – рабов Твоих утешение, Всеблаженная,* Ты – свет, удобрение и надежда спасения.* Ты убо промышлением Твоим всякия нужды и скорби избави нас.
Ведущи немощи наша, Богородительнице,* восполняй духовную и вещественную скудость нашу,* да Подающаго нам Тобою вся благая Бога славим.
Не остави нас, Всещедрая, внегда оскудевати крепости нашей,* не отступи от уповающих на Тя во исходе* и по исходе яви нам благости Твоея силу.
Преблагословенная Марие, книга Божия запечатленная,* в книзе живота вечнаго написатися нам сподоби,* да от Тебе рождшагося Бога славим.
Ин. Песнь 6
Очисти мя, Спасе,* многа бо беззакония моя,* и из глубины зол возведи, молюся,* к Тебе бо возопих, и услыши мя,* Боже спасения моего.
Христовою любовию уязвися, отче преподобне, оставил еси вся, яже в мире сем, ум вперив горе, точию Небесная помышлял еси.
Во граде Москве положил еси многия труды, подворие святыя горы Афонстия устрояя, да многоплодно послужит братия народу стаждущему и в нуждах сущему.
Возлюбленное чадо Пречистыя Богородицы был еси, денно и нощно моляся пред Ея святою иконою Скоропослушницею и церковь в Ея честь воздвигл еси, да присно славится Ея Всесвятое имя.
Богородичен: Купино неопалимая, радуйся юже Моисей виде на Синаи, и лествица, юже Иаков виде, преблагословенная Богородице Приснодево.
Кондак, глас 8
Новою звездою на небеси церковнем возсиял еси,* прошед путь многотруднаго монашескаго жития,* подвигами добродетелей венцы нетленныя обрел еси,* и поприще послушания во граде Москве мужественне скончал еси.* Темже и Христос Бог даром чудес обогати тя.* Преподобне отче Аристоклие,* Афонская похвало и земли российския украшение,* помянай нас, чтущих память твою.
Икос:
В страсе Божием соделывыя спасения путь, утвердился еси словом апостольским, яко любы мира сего вражда Богу есть; иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает, и вся блага земная в уметы вменив, возложь руку свою на рало, отнюдь не зрел еси вспять, но прямо стопы своя направил по словеси Господни и тако обрел еси мир и покой в души твоей, темже и Бог тя прослави яко вернаго раба Своего и увенча тя яко добропобеднаго воина Царя Небеснаго.

Песнь 7
Не послужиша твари Богомудрии* паче Создавшаго,* но огненное прещение мужески поправше,* радовахуся, поюще:* препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.
Наставнице ко спасению рабов Твоих,* душе тричастное, Госпоже, исправи,* да благодати безстрастия сподобльшеся, поем:* препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.
Желательную силу души к Божественному рачению направи,* да тою Бога всецело возлюбим* и к Нему присно стремимся,* яко всеблаженному желаний краю.
Яростную силу души* помози нам, Дево, обращати на невидимыя враги спасения нашего и спасительныя любве исполни сердца наша к ближним и к Богу.
Словесное души к Богоугодному созерцанию воскрыли, Владычице,* богопротивных помышлений избавляющи,* и всех нас благое мыслити, глаголати и творити укрепи.
Ин. Песнь 7
Божия снисхождения* огнь устыдеся в Вавилоне иногда,* сего ради отроцы в пещи, радованною ногою,* яко во цветнице, ликующе, пояху:* благословен еси, Боже отец наших.
В годину шатания страны Российския был еси яко свеща горящая, мрак неверия прогоняя, немощные укрепляя, малодушная утверждая и унывающих к Богу подвигая.
Яко адамант веру Христову исповедуя, бурю от богопротивник воздвизаемую утишая, всех притекающих к тебе в уповании на Бога Промыслителя утверждал еси и тем Церкви послужил еси.
Добрый пастырь явился еси, отче преблаженне, душу свою за овцы полагая и до последнего воздыхания стадо, еже собрал еси, окормлял еси, от сетей вражиих его избавляя.
Богородичен: Сына Отча единороднаго, безматерняя первее* и из Тебе рождена, уведевше безотча,* Божию Матерь исповедуем Тя, безстрастно рождшую* и Деву пребывшу паче слова, Марие Богоневесто.

Песнь 8
Отроки благочестивые в пещи* Рождество Богородичо спасло есть,* тогда убо образуемое,* ныне же действуемое,* вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте дела и превозносите Его во вся веки.
Пажить плодоносну обретает стадо под Твоим, Богомати, управлением,* и душетлении волцы не мощны расхитити словесных овец,* хранимых благодатию Сына твоего и Бога.
Блажен человек, емуже есть заступление от Тебе, Богоневесто,* присно полагает таковый восхождения в сердце своем,* дондеже узрит себе спасенна и воспоет:* Господа пойте дела и превозносите Его во вся веки.
Седмисвещный светильниче, седмию дарами Духа светящий,* сподоби и нам украситися духовными плодами,* да, ущедреннии чрез Тебе Богом, поем:* Господа пойте дела и превозносите Его во вся веки.
Горо Божия, в Нейже благоволи жити Бог,* молися к Нему о нас, да помощию Его благое творяще,* сподобимся узрети премирные горы и тамо пети:* Господа пойте дела и превозносите Его во вся веки.
Ин. Песнь 8
Седмерицею пещь* халдейский мучитель* богочестивым неистово разжже,* силою же лучшею спасены сия видев,* Творцу и Избавителю вопияше:* отроцы, благословите,* священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Со ангелы вселися душа твоя, отче святый, идеже несть печаль, болезнь и воздыхание, и тамо предстательствуй пред Престолом Бога живаго о чтущих память твою.
Исполнив закон Христов, веру соблюл еси, Царствие Небесное наследовал еси, не забуди убогих чад твоих до конца, но молися за ны Богу Всемилостивому, да спасет души наша.
Пронесл еси в терпении крест своего земнаго жития, отвергнув себе, и не обинуяся последовал еси Христу, всего себе покорив воли Бога, премудро спасающего род человеческий.
Богородичен: Чудес больше всех, Всенепорочная,* в Тебе новосодеявшееся чудо показася явственно:* Бога бо родила еси телесне,* земным за милосердие соединившася в неслитнем соединении, Богоневесто.

Песнь 9
Всяк земнородный* да взыграется, Духом просвещаемь,* да торжествует же Безплотых умов естество,* почитающе священное торжество Богоматере,* и да вопиет:* радуйся, Всеблаженная* Богородице, Чистая Приснодево.
Помяни, Госпоже, рабы Твоя, любовию славящия Тя,* услыши молящихся к Тебе* и молитвами Твоими благоуветлива нам соделай Сына Твоего и Бога* зде и на Страшном Суде Его,* Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.
Радости Ангелов и человеков, свободны нас печалей житейских сотвори* и ходатайством Твоим некончаемых мук избави,* да временных и вечных бед Тобою избывше, вопием:* радуйся Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.
Видимо пред образом Твоим предстояще,* невидимо же к Тебе, одесную Сына Твоего стоящей,* ум возводяще, молим Ти ся прилежно:* сподобитися нам райскаго блаженства умоли,* Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.
Благаго Царя Благая Мати,* осени ны необоримым покровом Твоим,* Всеблаженная Богородице, Чистая Принодево.
Ин. Песнь 9
Ужасеся о сем Небо,* и земли удивишася концы,* яко Бог явися человеком плотски* и чрево Твое бысть пространнейшее Небес.* Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.
Радуется Небо, сретая душу твою, отче святый, Сам Христос десницею вводит тя в райския врата в завершении твоего восхождения по лествице духовней.
Новое чудо яви нам твоими молитвами Господь, даровав обрести цельбоносныя твоя мощи во утешение всех чтущих твою святую память, благодарящих Бога, дивнаго во святых Своих.
Славит тя, богоблаженне отче Аристоклие, Церковь Божия в сонме всех святых, на святей горе Афонстей просиявших, и всех святых, на земли Московстей подвизавшихся, да твоим предстательством спасет души наша.
Рака мощей твоих святых, отче досточудне, источает милости всем, к тебе яко к скорому помощнику притекающим, иже и воспевают твое предивное дерзновение пред Владыкою Христом о спасении душ погибающих.
Богородичен: Яко иное Небо, перваго, Владычице, явльшися вышшее, Тя славим,* Солнце нам правды возсиявшее* и глубокую неведения тьму отгнавшее.
Светилен:
В вертограде Пречистыя Владычицы, святыя горы Афонския, делатель был еси, духовне подвизаяся, и тамо братию обители ко спасению приводил еси яко наставник изрядный, на земли Российстей скончал свое богоугодное житие и ныне с высоты Небесныя посылаеши помощь чтущим твою святую память, отче святый Аристоклие.
Богородичен:
Тя Заступницу имамы, грешнии, о Пресвятая Дево!* Ты благоуветлива нам соделай Сына Твоего* матерними Твоими мольбами.
На хвалитех стихиры на 4, глас 2.
Приидите днесь память праведнаго* и богоноснаго отца нашего Аристоклия* доброславнаго угодника Божия,* Афонскаго древа жизни благая отрасль,* и Российския земли цвет благоуханный.* Воспоим, людие, с верою зовуще:* спасай нас отче от всякаго зла и напасти вражия.
Измлада милость Божию познав*, исцелившую тя от тяжкаго недуга, прилепился еси всею душею Господу Творцу всяческих* и прииде в меру возраста духовнаго* оставил еси красная и лестная мира сего,* направил еси стопы своя к горе святей Афонстей* и тако обрел еси сладость жития во Христе.
Послушания быв рачителю,* никакоже прекословил еси отцем духовным* и стяжал еси в души своей Духа Святаго,* имже и добродетели утвердил еси в себе,* вся козни диавола препрев,* и восходя от силы в силу,* обрел еси мир и покой души своей.
Избранниче Пресвятыя Богородицы* небесныя Игумении возлюбленное чадо,* насельниче святыя горы Афонския,* преподобне отче Аристоклие* терпением и самоуничижением смирил себе* яко раб неключимый,* тем тя Христос Бог превознесе* яко наследника Царства Небеснаго* от сложения мира.
Слава, глас 8:
Новую звезду небесе Церковнаго прославим,* отцы горы Афонския и людие земли Российския,* се бо лучами любве и сердца милующаго* просвещает с высоты горния* души в скорбех и нуждах сущих* преподобный Аристоклий,* старец всехвальный,* Удела Богородицы светило изрядное* и града Москвы столпе благочестия.
И ныне, глас 6, Богородичен:
Богородице, Ты еси Лоза истинная,* возрастившая нам плод живота,* Тебе молимся, молися, Владычице,* со святыми апостолы,* помиловати души наша.
Славословие великое, Ектении и отпуст.
На Литургии
Блаженны от канона Святаго, песни 3-я и 6-я.
Прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных Его:
Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?
Апостол к Галлатам, зачало 213.
Аллилуия, глас 6.Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.
Стих: Сильно на земли будет семя его.
Евангелие от Луки, зачало 24.
Причастен: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.

Отмечается день памяти местночтимого святого — преподобного Аристоклия Афонского (1846-1918).

Старец Аристоклий (в миру — Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в Оренбурге в благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца.

В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея Матрона слёзно молила святителя Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить сына Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь.

В день празднования святителя Николая 6 декабря Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь.

В 1876 году, сразу после смерти жены, Алексей Амвросиев отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. 11 марта 1880 он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского.

2 декабря 1884 года монах Аристоклий был рукоположен во иеродиакона, а 12 декабря того же года — во иеромонаха. 12 февраля 1886 года иеромонах Аристоклий пострижен в схиму без перемены имени.

В 1887 году отец Аристоклий привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона Целителя. С 1891 по 1894 настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В те годы подворье размещалось в небольшой городской усадьбе на Большой Полянке — ее в сентябре 1879 года подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова.

Несколько лет отец Аристоклий возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи. Многочисленные пожертвования верующих старец раздавал страждущим, оплачивал обучение детей из бедных семей.

Стараниями отца Аристоклия с 1888 года на подворье начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», который рассказывал о жизни русских монахов на Святой Горе, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам. Благодаря изданию журнала русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми послушниками, на щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров монастырские постройки, возводились новые храмы.

В 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон.

В 1909 году собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем Афонского подворья, и с 29 ноября 1909 года старец пребывает в Москве. По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить на подворье.

С 1909 по 1918 на подворье были построены два трехэтажных здания. В одном из них разместилась библиотека. Другое было отдано под богоугодные заведения, а на третьем этаже, в одной из угловых комнат, батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушница». Храм был освящен уже после смерти старца — 30 сентября 1918 года чин освящения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

Отпевали иеросхимонаха Аристоклия три московских владыки: епископ Арсений, епископ Трифон (Туркестанов) и епископ Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского.

Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви — ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий. Поэтому духовные чада старца приняли решение о его перезахоронении, и в 1923 году иеросхимонах Аристоклий был перезахоронен на Даниловском кладбище Москвы.

В 2001 году Русской Православной Церкви, изучив поступившие материалы, сделала заключение, что препятствий для прославления старца иеросхимонаха Аристоклия в лике преподобных как местночтимого московского святого нет.

Летом 2004 на Даниловском кладбище были обретены святые мощи старца.

6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и . На Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в в сослужении , московский старец был причислен к лику преподобных.

За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)».

13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из на Афонское подворье Москвы.

Сейчас мощи преподобного пребывают в храме святого великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы.

«Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)»:

В поисках смысла жизни человек многократно обращается к Милосердному Господу с мольбой вразумить его и помочь избежать зла, неудержимо переполняющего суетный мир. Но лишь немногим избранным Господом Богом и истинно Его любящим выпадает труд и счастье возлюбить весь страдающий мир как своего ближнего и как себя самого. Направляемый Промыслом Божиим и сознающий свое предназначение, человек свободно и без понуждения уходит в монастырь ради спасения своей души, а вместе с тем для того, чтобы с теплой молитвою и живою верою в Господа Бога просить Его заступничества за всех страждущих.

С этими чувствами будущий старец Аристоклий прибыл на Святую Гору Афон и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Это было время духовного подъема и расцвета русского монашества на Афоне. Пройдя нелегкий послушнический искус под руководством знаменитых афонских старцев игумена Макария (Сушкова) и иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева), он принял великий ангельский образ.

Неразрывны узы духовного родства между Святой Афонской Горой и Православной Россией. Войдя в меру возраста духовного, иеросхимонах Аристоклий собором старцев направляется из Удела Божией Матери в Первопрестольный град Москву в качестве настоятеля Афонского подворья, где и воспринял подвиг старчества. Тысячи людей, жаждущих духовного совета, из разных уголков России, самого разнообразного общественного положения, начиная с крестьянина или мещанина и кончая столичным чиновником, устремлялись к старцу, желая видеть живой образ святости, получить ответ на вопрос о том, как спастись.

После блаженной кончины иеросхимонаха Аристоклия, последовавшей в 1918 году, в трудные годы революции, войн и гонений, на его могилу на Даниловском кладбище в большом количестве стекались люди, надеясь на молитвенную помощь угодника Божия в решении различных вопросов и житейских обстоятельств.

И в наше время многие верующие приходили на почитаемую могилу. Нельзя не растрогаться при виде этой веры, надежды, любви и сокрушения. На могиле старца, как и при его жизни, совершались различные чудеса и исцеления.

Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия иеросхимонаха Аристоклия, не нашла препятствий к прославлению его в лике местночтимых святых.

Настоящим определяем:

1. Причислить к лику преподобных для местного церковного почитания в городе Москве и Московской епархии иеросхимонаха Аристоклия, старца Московского.

2. Честные останки преподобного Аристоклия, старца Московского, отныне именовать святыми мощами и воздавать им должное поклонение.

3. Память преподобного Аристоклия, старца Московского, совершать в день его представления — 24 августа ст.ст./6 сентября н.ст.

4. Службу новопрославленному преподобному Аристоклию, старцу Московскому, составить особую, а до времени составления таковой отправлять общую по чину преподобного.

5. Писать новопрославленному преподобному Аристоклию, старцу Московскому, икону для поклонения, согласно Определению VII Вселенского Собора.

6. Напечатать Житие преподобного Аристоклия, старца Московского, для назидания в благочестии чад церковных.

7. Настоящее Определение Наше довести до сведения клириков и верующих православных приходов и обителей города Москвы и Московской епархии.

+Алексий, Патриарх Московский и всея Руси

(Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846, Оренбург - 24.08.1918, Москва), иеросхим, прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых). Из мещан, был женат, жена умерла в 1876 г. В этом же году Амвросиев прибыл на Афон и поступил в Пантелеимона вмч. рус. мон-рь под духовное руководство игум. схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева) . 11 марта 1880 г. пострижен в мантию с именем в честь сщмч. Аристоклия Саламинского, 2 дек. 1884 г. рукоположен во иеродиакона, 12 дек.- во иеромонаха, 12 февр. 1886 г. пострижен в схиму с тем же именем. Трудился в иконной мастерской. В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова мон-ря на Афонском подворье (ул. Б. Полянка, д. 38). 19 дек. 1889 г. награжден набедренником. В 1891-1894 гг. настоятель часовни во имя вмч. Пантелеимона на Никольской ул. В часовню на молебны Божией Матери и вмч. Пантелеимону стекалось множество людей со всей России. По благословению, данному ранее свт. Филаретом (Дроздовым) , А. А. приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. А. А. способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке правосл. лит-ры. А. А. совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом мон-рях , храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. мон-ря Московского у., где на средства благотворительницы Афонского подворья А. А. Смирновой был построен больничный корпус с храмом. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 90-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г. В мае 1893 г. А. А. был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода.

В 1895 г. А. А. вернулся на Афон и 20 дек. на большом соборе в Пантелеимоновом мон-ре был избран одним из казначеев. 15 апр. следующего года А. А. был отправлен в Москву в составе депутации от мон-ря для поздравления мч. имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В февр. 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. согласно уставу Пантелеимонова мон-ря назначался кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но избран не был.

29 нояб. 1909 г. А. А. вновь был назначен настоятелем московской Пантелеимоновской часовни и заведующим московским Афонским подворьем. В 1912 г. начал строительство нового комплекса зданий подворья на участке, соседствовавшем с усадьбой на Полянке, к-рый был ранее приобретен для Пантелеимонова мон-ря тульским купцом И. И. Сушкиным, братом схиархим. Макария. Комплекс включал в себя главное каменное трехэтажное здание (д. 3 по 1-му Петропавловскому пер.), в полуподвале к-рого разместились трапезная и братские кельи, на 1-м этаже - книжная лавка и Николаевский приют, на 2-м этаже - кельи, на 3-м - кельи и домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (освящена 30 сент. 1918 г. свт. Тихоном , Патриархом Московским и всея России), а также трехэтажное здание, служившее складом для книг, издаваемых мон-рем, и др. хозяйственные постройки.

Главным в деятельности А. А. в этот период стало старчество . Несмотря на тяжелый недуг (бо́льшую часть жизни А. А. страдал водянкой и болезнью ног), он духовно окормлял множество людей, иногда принимая в день более тысячи чел. Особо почитали старца свт. Тихон и еп. Трифон (Туркестанов) . А. А. прославился дарами прозорливости (предвидел Октябрьскую революцию 1917 г. и Великую Отечественную войну), исцеления, изгнания бесов. В тяжелое революционное время по молитвам старца люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря А. А. мн. неверующие обратились к Богу.

А. А. был погребен в усыпальнице, устроенной под храмом в подвале главного дома Афонского подворья; старца отпевали еп. Трифон, еп. Арсений (Жадановский) и Можайский архиеп. Иоасаф (Каллистов) , викарий Московской епархии. В нояб. 1922 г. домовый храм Афонского подворья и усыпальница были ликвидированы, на подворье разместилось общежитие студентов Горной академии. В 1923 г. духовные дети А. А. и братия перезахоронили останки А. А. на Даниловском кладбище, близ Никольской часовни, как предсказал старец; по свидетельству очевидцев, тело его было нетленно.

Летом 2004 г. на Даниловском кладбище были обретены мощи А.

6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митр. Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия, Орехово-Зуевского Алексия, еп. Дмитровского Александра, московский старец был причислен к лику преподобных.

За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)».

13 ноября 2004 года святые мощи прл. Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм вмч. Никиты на Афонском подворье Москвы.

Лит.: Удивительный московский подвижник и целитель старец Аристоклий. М., 1997; [Миропия, схим. ]. Старец иеросхимонах Аристоклий. М., 1998; Тимкина В. А. Иеросхимонах Аристоклий: Мат-лы к житию // К Свету. 2000. Вып. 18. С. 129-171; Житие прп. Аристоклия Афонского, старца Московского. М., 2006.

Игум. Петр (Пиголь), игум. Андроник (Трубачёв)

Наш рассказ посвящен Московскому подворью Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и святому старцу Аристоклию, жизнь которого тесно связана и с афонским монастырем, и с его московским подворьем.

В Священной Истории Святая Гора Афон известна как земной удел Пресвятой Богородицы. Афон, одно из главных святых мест для всего православного мира, расположен на одноименном полуострове в провинции Македония, в северо-восточной Греции. В настоящее время здесь действуют 20 монастырей, один из которых русский – монастырь святого Пантелеимона.

Подворье в Москве

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне имеет подворья в Москве и Санкт-Петербурге. Афонское подворье в Москве – это своеобразное связующее звено между Святой Горой Афон в Греции и столицей Российского государства. Несмотря на глубокую духовную связь русского православия со Святой Горой, официальные представительства Афона в крупных городах и обеих столицах России стали открываться только во второй половине XIX в. Афонское подворье в Москве было учреждено в сентябре 1879 г. на частные пожертвования. Размещалось оно в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке, ее подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова. В 1918 г. подворье было закрыто. В его судьбе не было ничего уникального, такая же участь постигла многие другие православные храмы и монастыри, как в Москве, так и по всей России. Здания, находящиеся на территории подворья, были отданы под жилье.
Прошли годы, и в августе 1991 г. постановлением правительства Москвы в пользование подворья Пантелеимонова монастыря был передан комплекс одного из старейших московских храмов – вмч. Никиты. Здесь, теперь уже по новому адресу (где пребывает и поныне), подворье возобновило свою деятельность.

Преподобный старец Аристоклий (1846–1918)

Св. Аристоклий (в миру – Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в Оренбурге в благочестивой мещанской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца. В десятилетнем возрасте после тяжелой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея, Матрона, слезно молила св. Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить его Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь. В день празднования памяти свт. Николая, 6 декабря (ст. ст.), Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона выполнила обет и ушла в монастырь. В 1876 г. Алексей прибыл на Афон и поступил в русский Свято-Пантелеимонов монастырь под духовное руководство игумена Иеронима (Соломенцева) и старца-духовника Макария (Сушкина). 11 марта 1880 г. он был пострижен в монашество с именем Аристоклий, в честь священномученика Аристоклия Саламинского, позже рукоположен в иеродиакона, затем во иеромонаха. Трудился в иконописной мастерской.

В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова монастыря на Афонском подворье. В 1891–1894гг. – настоятель часовни во имя вмч. Пантелеимона на Никольской улице. На молебны Божией Матери и целителю Пантелеимону, где происходили чудесные исцеления, стекалось множество людей. Многочисленные пожертвования верующих о. Аристоклий раздавал страждущим, оплачивал обучение детей из бедных семей. В 1894 г. после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон. Здесь в декабре на большом соборе в Пантелеимоновом монастыре он был избран одним из казначеев, в начале 1900-х гг. был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В 1909 г. вновь назначен настоятелем московской часовни святого Пантелеимона и настоятелем Московского Афонского подворья.

Служение прп. Аристоклия оставило значимый след в русской духовной жизни. Через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеимоновым монастырем на Святой Горе Афон. Он собирал пожертвования на поддержание русских православных монастырей в Греческой Македонии и направлял туда новых послушников. Трудами Аристоклия Афонского развивалась книго-издательская деятельность подворья, рассылка православной литературы. При жизни стараниями прп. Аристоклия на территории подворья были построены два трехэтажных здания, в которых разместились богоугодные заведения, домовая церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушница» и библиотека духовной литературы.

Но главным в деятельности св. Аристоклия в этот период стало старчество. Несмотря на тяжелый недуг (он страдал водянкой и болезнью ног), преподобный Аристоклий был неутомимым тружеником на поприще духовного окормления людей. «Тысячи людей, жаждущих духовного совета, из разных уголков России, самого разнообразного общественного положения, начиная с крестьянина или мещанина и кончая столичным чиновником, устремлялись к старцу, желая видеть живой образ святости, получить ответ на вопрос о том, как спастись» /из Определения о канонизации… прп. Аристоклия (Амвросиева), старца Московского/. До последних дней земной жизни он служил делу спасения страждущих, немощных, обремененных разными тяготами людей. За жертвенную любовь к ближним, за святость Господь дал преподобному дар прозорливости, чудотворения, изгнания бесов. В тяжелое революционное время по молитвам его люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря св. Аристоклию многие неверующие обратились к Богу. Старца почитали святейший Патриарх Тихон (Беллавин) и епископ Трифон (Туркестанов).
24 августа/6 сентября 1918 г. земной путь прп. Аристоклия Афонского завершился. Отпевали его три владыки: епископы Трифон (Туркестанов), Арсений (Жадановский) и архиепископ Иоасаф (Каллистов).

Первоначально старец Аристоклий был похоронен в усыпальнице подворья, находящейся под домовым храмом. После революции 1917 г. все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви – ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. Поэтому в 1923 г. духовные чада Аристоклия Афонского перезахоронили его останки на Даниловском кладбище Москвы, близ Никольской часовни, как и было предсказано старцем. По молитвам к св. Аристоклию на могиле его происходило множество чудотворений и исцелений.

Летом 2004 г. были обретены мощи св. старца. 6 сентября 2004 г. преподобный старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. 13 ноября этого же года св. мощи прп. Аристоклия перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье. Память святого совершается 6 сентября (н. ст.).

Подворье сегодня

В настоящее время обитель восстановлена и располагается на втором месте своего обитания, по адресу: Москва, ул. Гончарная, 6.

Главными святынями Афонского подворья в Москве являются мощи прп. Аристоклия, старца Московского, а также его келейная икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом преподобного, иконы с мощами вмч. Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, прп. Силуана Афонского.

Богослужение на подворье имеет особенности, характерные для афонского устава: все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30). Поздняя Божественная литургия по воскресным дням начинается в 9.00. В будние дни богослужения начинаются в 17.00. Литургия – ежедневно в 7.30 утра. По вечерам читаются акафисты: в воскресенье – вмч. Пантелеимону, в среду – прп. Аристоклию (у раки с мощами), в пятницу – Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Скоропослушница».

В монастыре предъявляются строгие требования к посетителям, более строгие, нежели во многих других православных церквах. Если на посетителя в неподобающей одежде (например, женщину в брюках) в другом месте могут не обратить внимания, то здесь – потребуют удалиться. Категорически запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. Редчайший случай не только для московских, но и для всех российских храмов и монастырей: рядом с его стенами не разрешается просить милостыню, о чем предупреждает надпись на стене у ворот. Для желающих помочь нуждающимся на этой же стене висит железный короб, куда можно опустить денежное подаяние.

Подготовила Ольга Урядова