Монастырь святой екатерины. Синайский монастырь св. вмц. Екатерины Монастырь великомученицы екатерины на синае

Богатое историческое прошлое Египта – это не только Великая пирамида и храмы Карнака. Египет – страна древнейшего христианства. Здесь немало христианских памятников, а самая знаменитая христианская обитель находится на Синайском полуострове. Это монастырь Святой Екатерины, древнейший монастырь, постоянно действующий со дня своего основания.

Возникновение монастыря

Синай издревле служил местом уединения отшельников. В III веке христианские подвижники поселились на горе Синай, где Моисей получил Десять заповедей от Господа, обратившегося к нему из огня тернового куста.

Монахи жили порознь, а в праздники и воскресенья проводили литургии у Неопалимой Купины. В 324 году они попросили Елену, мать императора Константина, возвести здесь часовню. Через 6 лет строительство было завершено. Одновременно Константин возвёл башню, где монахи могли бы укрыться от нападений кочевников. После причисления Елены к лику святых часовня Неопалимой Купины имеет второе название - святой Елены.

Уже через полвека у часовни обитала многочисленная община. Известие о монастыре Неопалимой купины, который называли также монастырём Преображения, широко распространилось по Византии, и сюда стали приезжать паломники со всех концов империи.

В VI веке император Юстиниан велел возвести здесь новую церковь и окружить все монастырские постройки крепостной стеной. Работы были закончены в 527 году. Для защиты обители император прислал 200 семей военных поселенцев. После арабского завоевания потомки этих поселенцев приняли ислам и получили племенное имя джабалия, однако продолжали обслуживать монастырь, чем занимаются до сих пор.

Мученичество святой Екатерины

Екатерина, до крещения Доротея, происходила из знатной александрийской семьи. Она была очень умна и красива, получила отличное образования и обладала обширными познаниями в различных науках.

Новая жизнь Доротеи началась после встречи с неким старцем, поведавшим ей об учении Христа. После этого она была крещена и приняла новое имя - Екатерина.

В 305 году римский император Максимин прибыл в Александрию для участия в языческом празднестве. Во время принесения жертв 18-летняя Екатерина подошла к Максимину и призвала его отказаться от язычества и принять христианство. Впечатлённый её красотой император попытался убедить Екатерину вернуться к старым богам. Для этого он пригласил многих философов, которые были побеждены девушкой в богословском споре.

Максимин приказал заключить Екатерину в темницу и подвергнуть пыткам. Взглянуть на твёрдую духом христианку пришли жена императора с одним из его полководцев. После долгой беседы Екатерине удалось склонить посетителей к принятию христианства.

Разгневанный император приказал казнить императрицу и сопровождавшего её военачальника вместе со всей свитой, после чего ещё раз попытался уговорить Екатерину свершить жертвоприношение языческим богам, а затем стать его женой. Девушка отказалась и была казнена.

По легенде, ангелы унесли тело мученицы. Останки святой были найдены через двести лет в могиле на горе Синай и опознаны по серебряному кольцу. Его, по христианскому преданию, Екатерина получила от Иисуса Христа, явившегося ей после крещения. Мощи перенесли в монастырь Преображения. В XI веке почитание святой Екатерины широко распространилось среди христиан, и монастырь принял её имя.

Под властью мусульман

В VII веке Синай был захвачен арабами, однако ни разу за много веков существования под властью представителей иной веры монастырь не был разрушен или разграблен. В 625 году монастырь получил грамоту, собственноручно заверенную пророком Мухаммедом, в которой обители гарантировалась защита мусульман и освобождение от налогов. Символом покровительства пророка стала построенная в стенах обители мечеть, присутствие которой предотвратило возможные набеги.

В эпоху крестовых походов с целью защиты паломников, отправляющихся на поклонение мощам мученицы, был учреждён Орден Святой Екатерины. Слава о синайском островке христианства гремела по всему христианскому миру. К этому периоду относится возведение католического храма. Вокруг монастыря вырос маленькие город.

Немалую помощь получал монастырь со стороны единоверной России. Начиная с Дмитрия Донского, к которому монахи обратились за помощью в 1375 году, российские правители оказывали поддержку обители. В 1559 году здесь побывали послы Ивана Грозного, а в 1687 году монастырь был принят под официальное покровительство России.

Вплоть до конца российской монархии цари поддерживали монастырь деньгами, нередко из личных средств. Но не только Россия помогала обители. Так, во время своего Египетского похода здесь побывал Наполеон, приказавший восстановить обветшавшие строения.

В 1517 году Синай был завоёван турками, однако султан Селим I подтвердил особый статус общины. Монахи вели активную культурно-просветительную деятельность, от России до Индии появились школы и подворья монастыря.

Синайская обитель сегодня

В наши дни монастырь святой Екатерины – резиденция главы православной Синайской церкви, подчинённой Иерусалимской.

С 2002 года монастырь занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь немало замечательных памятников архитектуры. Центральный храм ансамбля – церковь Преображения VI века. Это классическая базилика из трёх нефов, потолок её подпирают 12 гранитных колонн. В алтаре храма находится главная реликвия – мощи святой Екатерины. В межколонных нишах захоронены останки святых. Храм славится своими древними фресками и иконостасом, а купол его украшает замечательная мозаика, созданная придворными мастерами Юстиниана. Двери церкви Преображения сделаны из ливанского кедра, они ровесники самой церкви.












Ещё один объект паломничества – часовня Неопалимой Купины. Сейчас Купина перенесена за стены часовни, но под престолом можно увидеть углубление, где куст рос ранее.

В обители немало других часовен разных эпох. У стен центральной базилики сохранился действующий колодец, из которого, по преданию, Моисей поил своё стадо. За пределами монастыря расположен великолепный сад и огороды, много веков снабжающие общину овощами, фруктами, орехами и оливками. К саду ведёт подземный ход, которым пользуются и сейчас. Здесь же находится древнее кладбище и оссуарий – хранилище костей умерших монахов. Отдельно в стеклянном саркофаге хранится полный скелет особо почитаемого святого Стефана в монашеском облачении.

Гордостью монастыря является его книгохранилище, по своему богатству уступающее лишь библиотеке Ватикана. Здесь собрано свыше 10 тысяч древних книг и манускриптов, среди которых ценнейшие свитки Ветхого и Нового Заветов IV-VI веков, грамоты византийских императоров, турецких султанов, иерархов церкви.

Монастырь также располагает крупнейшим собранием икон, многие из них относятся к первым векам существования обители. Здесь хранится 12 древнейших икон мира (VI век). Всего в монастырском хранилище насчитывается более 2000 образов, около двухсот из них выставлены на обозрение, в том числе чудотворная икона Богоматери XIII века.

Монастырь святой Екатерины – один из интереснейших памятников Египта, куда съезжается множество гостей. Паломники хотят прикоснуться к святым реликвиям, туристов привлекает уникальная архитектура обители и собранные здесь древности. В городке у монастыря для приезжающих созданы все условия. Сюда легко добраться самостоятельно, а во многих отелях предлагаются экскурсии в монастырь. Монашеская община живёт по церковному уставу, поэтому доступ в монастырь открыт лишь с 9 до 12 часов.

В 7-м веке прошли Арабские завоевания, но монастырь не был разрушен. Сам пророк Мохаммед даровал свою защиту этому месту, о чем была выдана соответствующая грамота. Ее копия до сих пор хранится в местном музее, а оригинал находится в Стамбуле в Турции. Однако период правления арабских правителей наложил отпечаток на монастырь – в 10-м веке одна из часовен была перестроена в мечеть.

Монастырь сохранился до наших дней нетронутым. Тут ничего не изменилось, кроме ворот, которые выдолбили в крепостной стене. Раньше попасть внутрь можно было только на специальном подъемнике, остатки которого можно посмотреть на северо-восточной стене.

Сейчас монастырь Святой Екатерины является не только древним памятником, но и хранилищем древних книг, свитков и икон. Также здесь находятся святыни, связанные с жизнью пророка Моисея. Это место священно как для христиан, так и для иудеев.

Как проходит экскурсия и что смотреть

Первое, что поражает туристов, - это могучие стены монастыря Святой Екатерины. К счастью, монастырь никогда не осаждали большие вражеские армии. Стены были созданы для защиты от местных кочевников. Во времена Византийской империи тут дежурил постоянный гарнизон солдат, но в последующие эпохи защитой обители занимались сами монахи.

Что смотреть - Неопалимая Купина

Главная достопримечательность внутри – Неопалимая Купина. Это куст терновника, который сыграл большую роль в Ветхом Завете Библии.

Напомним эту историю. Израильтяне находились в рабстве в Египте, где их принуждали к тяжелым работам и всячески притесняли. В один из моментов египтяне начали убивать младенцев израильтян мужского пола. Одна из женщин родила сына и прятала его три месяца. Когда прятать уже было невозможно, она положила его в корзину и пустила по реке.

Корзину поймала одна из дочерей фараона и взяла ребенка к себе, назвав именем Моисей. Когда Моисей вырос, он увидел, как надсмотрщик бьет одного иудея. Моисей убил надсмотрщика, но был вынужден бежать и отправиться в изгнание.

По дороге Моисей остановился у колодца. К колодцу подошли девушки напоить своих овец, но их начали отгонять другие пастухи. Моисей заступился за девушек, за что их отец приютил его. Моисей остался жить у этих людей и вскоре женился на одной из этих девушек.

В один из дней Моисей пас стадо и увидел очень странное явление – куст терновника горел, но не сгорал. Он подошел посмотреть на это чудо и услышал из куста голос Бога. Бог приказал Моисею снять обувь, а потом велел идти в Египет освобождать свой народ из рабства.

Этот куст, который горел, но не сгорел, называется “Неопалимая Купина”. Именно около этого куста была построена первая часовня, а потом вокруг отстроили монастырь. Часовню перестроили в большой храм.

Что смотреть – колодец Моисея

Мы упоминали о колодце, рядом с которым Моисей встретил семь девушек. Этот колодец сейчас находится на территории монастыря, и его также смотрят туристы во время экскурсии.

С момента постройки и до наших дней это основной источник воды для жителей обители. Конечно, выглядит он уже совсем по-другому, чем при жизни Моисея.

Странно, но нет никаких легенд по поводу чудодейственных свойств воды из этого колодца. Мы говорим об официальных источниках. Гид вам может рассказать любую “небылицу”.

Если мы заговорили о египетских гидах, то стоит упомянуть об особенностях их работы. Они рассказывают так, чтобы туристам было интересно, а проблему достоверности считают несущественной. Мы советуем быть внимательными и не принимать все их слова “на веру”.

Что смотреть – базилика Преображения

Этот храм был построен на месте часовни еще в 6-м веке. Тут для туристов очень много примечательного, но самое главное – это мозаика Преображения и мощи Святой Екатерины.

Свод над алтарем украшен потрясающей мозаикой, которая сохранилась еще с основания храма с 6-го века. В 20-м веке ее очистили и отреставрировали американские специалисты.

Многие туристы эту мозаику не замечают, так как она закрыта частью иконостаса. Нужно пройти по храму вперед, чтобы ее посмотреть.

Также в базилике Преображения хранятся несколько уникальных икон, но о них мы подробно рассказывать не будем. Это тема для статей на религиозных сайтах, а наш сайт туристической направленности. Просто ходите, смотрите, тут все очень красиво.

Монастырь Святой Екатерины по праву называют твердыней Православия па Синае. Он неоднократно подвергался набегам бедуинов, разбойников, противостоял многочисленным ересям, господствовавшим вокруг, однако сумел выстоять и остаться оплотом истинной веры. Многие века монастырь оставался также известным богословским центром всего христианского Востока.

Синай не раз упомянут в священной истории и связан с величайшими событиями Ветхого Завета. А древнейшая христианская святыня - монастырь Святой Екатерины - расположен в месте, непосредственно связанном с исходом евреев из Египта.

Согласно Книги Исход, будущий пророк Моисей после убийства египтянина, притеснявшего иудея, бежал из Египта сюда, на Синай. Здесь он женился и был многие годы пастухом. Но однажды, у подно-жия горы Хорив (современное название гора Синай), «явился Моисею Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3: 2). И тогда Бог призвал Моисея вывести народ израильский из земли египетской и привести его в землю, где течет молоко и мед. И Моисей выполнил первый наказ Господень и привел народ свой к тому месту, где говорил с ним Бог. А на вершине священной горы Хорив получил он от Бога каменные скрижали с десятью заповедями, которые стали основой нравственных устоев человечества.

Эти святые места стали привлекать уже первых христиан. А многие спа-сались здесь, в горах, во времена многочисленных гонений. Очень скоро на Синае возникли десятки скитов, монастырей и храмов. ВIV в. около тернового куста, Неопалимой Купины, императрицей Еленой была возведена малень-кая церковь во имя Пресвятой Богородицы, а при императоре Юстиниане, в 527-530 гг., построена базилика Преображения, куда органично был включен и храм Святой Елены. Тогда же были возведены и основные сооружения мо-настыря Преображения Господня, именуемого также во имя Святой велико-мученицы Екатерины. А второе имя монастырь получил по находящимся здесь мощам святой, хранящимся в алтаре соборного храма. Было инокам обители когда-то откровение от ангела, пойти и взять мощи святой, находящиеся на самой высокой горе Синая и перенесенные туда ангелами после ее смерти. Иноки поднялись на дальнюю вершину и действительно обрели там святые мощи. С тех пор именем Святой Екатерины называется как сама обитель, так и гора, где были обретены святыни.

Святая мученица Екатерина жила в начале IV в. в Александрии Египетской и, по одному из преданий, была дочерью правителя города Конста. Это была умная и видная девушка, наделенная редкой красотой и хорошо образованная. Но она отказывала всем знатным женихам, ибо никак не могла себе выбрать достойного, кто был бы ей равен богатством, красотой и ученостью. Но однаж-ды явилось ей во сне видение. Пресвятая Богородица с Младенцем на руках предстала перед ней, и когда Екатерина захотела поговорить с Иисусом, то Он отвернулся от нее, не пожелав разговаривать. Наутро, хоть и будучи язычницей, она обратилась к христианскому священнику, который подсказал объяснение к ее сну. Скоро она приняла крещение. И тогда ей было новое видение. Иисус, сидя на руках Богоматери, сам заговорил с ней и протянул обручальное кольцо со словами: «Избираю тебя невестой». Когда девушка утром проснулась, то кольцо из сна неисповедимым образом оказалось на ее пальце. Так она стала обручницей Христовой. В воспоминание об этом событии, когда монахами выносятся из алтаря для поклонения паломникам мощи Святой Екатерины, то каждому из них дарится кольцо с ее именем.

Однажды, когда император Максим был в Александрии и молился в язы-ческом храме, к нему подошла Екатерина, дабы убедить отречься от идолов. Желая сам переубедить упорную девушку, император пригласил на дискуссию 50 ученых мужей. Екатерина смело вступила в полемику с языческими мудре-цами и посрамила их своими праведными речами. А многие из них обратились в христианство. Тогда в гневе император приказал казнить святую.

Теперь мощи великомученицы Екатерины (глава и десница) почивают в беломраморной раке в алтаре. Там же хранится и несколько серебряных ковчегов, присланных русскими царями и великими князьями для мощей мученицы. Один из них с дарственной надписью от «великих государей царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи» был прислан в 1689 г. Много здесь и других драгоценных реликвий, подаренных монастырю российскими самодержцами.

Но главным символом монастыря по-прежнему является Неопалимая Купина - символ Пресвятой Богородицы и символ Церкви Христовой, горящей и несгорающей. Интересно, что терновый куст относится к одному из видов мимозы или акации, растущих в каменистой пустыне. В соборном храме имеется придел в честь Неопалимой Купины, а сам живоносный тер-новый куст находится на возвышении рядом с храмом. Во имя ее существует распространенный, особенно в России, православный иконописный сюжет - «Неопалимая Купина», имеющий толкование чистоты и непорочности Девы Марии. В народной традиции икона берегла дома от стихии пожара.

Монастырь Святой Екатерины стоит между двумя мощными горными хребтами, возвышаясь в долине подобно средневековой крепости. В плане он представляет собой почти квадрат (длина сторон от 75 до 88 м), с высотой стен - от восьми метров с южной и до двадцати пяти с северной стороны и толщиной, доходящей до трех метров. Несколько раз стены повреждались землетрясениями, но каждый раз восстанавливались. Центральные ворота в обитель в целях безопасности еще в ранние века были замурованы, и лишь в современной истории слева от них был сделан низкий проход, закрывающийся тяжелыми дверями. Но еще в XIX в., чтобы попасть в монастырь, паломни-ков поднимали на стены на веревке. Так описывает свое посещение обители первый начальник Русской Духовной миссии на Святой Земле архимандрит Порфирий (Успенский), открывший миру богатейшее книжное собрание монастыря: «Мне со стены спустили толстую веревку с запетлеванным на ней поленом. Перекрестившись, я сел на него, и меня начали тихо поднимать. Возношусь, упираясь ногами в гранитную твердыню, и смотрю вверх». По-добные меры безопасности были настоятельно необходимы тут, т.к. монастыри Синая неоднократно подвергались набегам бедуинов и разбойников. Память об этих страшных событиях почитается в круге церковных праздников, когда 14 января все Поместные Православные Церкви вспоминают Первое избиение преподобных отцов Синая и Райфы в IV в. и Второе избиение преподобных отцов в Райфе.

Синайский монастырь своими молитвенными подвигами снискал уваже-ние у многих мусульманских завоевателей, в том числе и в силу почитания ими пророка Моисея. Арабами монастырь даже освобождался от податей, и при турках-османах в XVI в. обитель также не пострадала. Хотя на территории монастыря в более поздние времена была воздвигнута мусульманская мечеть. Давал охранную грамоту монастырю и Наполеон Бонапарт во время своего Египетского похода в 1798 г.

Соборный храм монастыря, как и все византийские постройки, достаточ-но скромный снаружи, но величественен внутри. Уже в притворе можно с изумлением увидеть свыше десятка драгоценных икон VI-XIV вв., многие из которых выполнены в древней живописной технике - энкаустике. Они также щедро украшают и основной интерьер храма. Три нефа базилики разделены семью мраморными колоннами, с каждой стороны в которых сокрыты мощи святых мучеников. Вдоль колонн выставлен ряд так называемых стасидий, высоких кресел с откидными сидениями и подлокотниками, в которых при долгой службе можно сидя или облокотившись стоя совершать длительное молитвенное бдение. Резной кипарисовый иконостас, с большим распятием над царскими вратами, отделяет алтарь, в который встроена самая древняя часть храма, первоначальная церковь. В конце апсиды, куда можно заглянуть через специальный боковой коридор, можно увидеть и одну из древней-ших на земле мозаик Преображения Господня, созданную в 534 г. С правой стороны центрального нефа расположен трон архиепископа синайского, возглавляющего автокефальную церковь, являющуюся автономной частью Иерусалимской православной церкви.

Настоятелем Синайского монастыря был когда-то препеподобный Иоанн Лествичник (526-606), создавший знаменитую «Лествицу», скрижали духовные, где описал трудный путь восхождения по ступеням добродетелей к вершинам Богопознания. Образ духовной лестницы был им разработан но аналогии с восхождением по знаменитой лестнице, вырубленной пер-выми синайскими монахами и ведущей на святую гору Синай, где Моисей узрел Бога. С мудростью истинного провидца он писал, что даже «каждая из добродетелей способна обернуться грехом: умеренность - скупостью, щедрость - расточительством, память смертная - унынием, смирение - гордыней. Потому и говорят о победе над страстями: страсти - это стра-дания, болезни души». Путь его восхождения был очень не легок. Придя в монастырь в семнадцать лет, он двадцать лет смиренно исполнял иноческое послушание, после чего получил благословение на отшельничество. Но его уединенное жительство скоро было прервано, т.к. избран он был братией в игумены. Но только 4 года возглавлял монастырь святой Иоанн и, благосло-вив иноков, снова ушел в затвор, где пребывал сорок лет и написал великую книгу о восхождении к духовным высотам. Интересно, что в России книга была впервые издана в 1647 г., с пояснениями Нила Сорского и Максима Грека. В безлюдной пустыне Фола сохранилась пещера в скале, где подви-зался преподобный старец.

Монастырь знаменит на весь мир своим библиотечным собранием, хра-нящим редкие греческие, сирийские, арабские, эфиопские и многие другие древние манускрипты, в т.ч. и славянские. Здесь хранится и самая древняя греческая рукопись Евангелия, датируемая 717 г., периода царствования ви-зантийского императора Феодосия III. Книжный фонд его насчитывает еще более пяти тысяч единиц. В монастыре хранится богатейшее иконописное собрание, которое составило бы славу любому музею. Кстати, архимандрит Порфирий, первый описавший многие духовные ценности монастыря, вы-вез с собой четыре древние иконы, выполненные в энкаустической технике, которые теперь находятся в Киевском музее Западного и Восточного искусства и составляют основу коллекции ранневизантийской иконы.

Сегодня синайские рукописи достаточно хорошо описаны специалистами, а сама история их длительного изучения и научных открытий требует особого очерка. Но несколько слов необходимо сказать о знаменитом Синайском кодексе, Евангелии, написанном по-гречески на пергаменте в IV в. Его обнаружил еще архимандрит Порфирий, когда исследовал монастырское книгохранилище. Кстати, здесь он нашел и множество документов по истории древней Руси, вт.ч. древнюю псалтырь, написанную глаголицей. Синайский кодекс был позднее поднесен синайскими монахами императору Александ-ру II в 1869 г., но, к сожалению, большевиками в тридцатые годы бесценный кодекс был продан за смешные деньги за границу и теперь он находится в Британском музее.

В монастыре проживает 30 греческих монахов, вместе с архиепископом, и 12 священноиноков. Надо заметить, что на территории монастыря имеется единственный источник воды в округе, так называемый колодец Моисея, позволивший в пустынном месте создать небольшой оазис, потому вокруг обители разбито несколько садовых участков.

Чтобы добраться до монастыря, можно воспользоваться паломническим автобусом из Каира или местной авиалинией. Туристов в обитель пускают лишь в определенное время: с 8 до 12 часов. Это связано с церковными служ-бами, которые проводятся в монастыре четыре раза в день. Самая ранняя полунощница начинается затемно, потом - утреня, переходящая в Литур-гию. Лишь по ее окончании пускают туристов в монастырь. Перед началом службы «часов», начинающихся ровно в полдень, туристы покидают обитель. Завершает монастырскую службу короткая вечерня. Разместиться паломни-кам в округе негде, гостиницы отсутствуют. Поэтому прибывающие группы, как правило, ночью делают традиционное восхождение на гору Моисея, где встречают рассвет, а к утру возвращаются снова в обитель.

Монастырские колокола, большинство которых привезены в качестве даров из России, звучат здесь очень редко, лишь по большим праздникам, а в обычные дни монахи используют деревянные била.

Монастырь Святой Екатерины является одним из величайших памятников христианской православной культуры, находящийся сегодня под охраной ЮНЕСКО. Неоспоримое культурное наследие привлекает сюда множество паломников всех конфессий. Но многовековые исторические связи монастыря с Россией, единство православной веры, приоритет научных исследований его духовных сокровищ дают нам, россиянам, возможность ближе почувствовать то духовное родство и истоки традиций, связанных со святым именем оби-тели. Ведь в честь Синайских монастырей - Святой Екатерины и Раифской пустыни - были устроены обители и у нас, в России. И эта благодатная близость проникновенно сказывается и в особом добросердечном отношении монашествующей братии к нашим паломникам.

Оставит неизгладимый след от поездки в колыбель наиболее древней цивилизации особенное место — это храм Святой Екатерины в Египте. Именно о нем я хочу рассказать сегодня подробно.

Сразу дам вам знать, что мы организовываем поездки в Монастырь с профессиональным гидом- краеведом. С программой таких поездок вы можете ознакомиться

И, конечно, я всегда рада бесплатно проконсультировать вас по поездке в Египет. У вас есть вопросы когда и как сюда ехать? Отправьте мне заявку и я с вами свяжусь!

На этот раз хочу начать свой рассказ с конца и сразу по пунктам выделить следующие не маловажные моменты, а далее уже поделюсь эмоциями, которые переполняют меня, находясь на этой земле. Итак:

Рекомендую заглянуть в маленький магазинчик, расположенный при храме, где можно купить на память о поездке медальоны, иконки, нательные крестики. И не торгуйтесь, хотя здесь стоимость на сувениры достаточно высокая — примите для себя это как пожертвование и дань уважения к этому месту.

Сэкономить вы сможете в городе: советую почитать статью, . Будет весьма полезно узнать.

Немного о христианском монастыре в Египте

Церковь Екатерины в Египте – единственная на Синайском полуострове, действующая с момента своего основания. Ее ни разу не закрывали, не разрушали. Легенда гласит, что после казни Максимином Святой Екатерины, ангелы унесли ее тело на наивысшую гору. Здесь проживали монахи, они и нашли мощи великомученицы .

Но не только мощи привлекают туристов. Святыней этого места еще является священный куст . Описание о нем можно прочитать в Ветхом завете.

Преимущественно осмотр начинается с колодца Моисея , передней части святыни и Неопалимой купины (обязательно загадайте здесь желание, говорят, оно сбывается непременно).

Далее находится библиотека монастыря и здание часовни. Всем отстоявшим службу монахи раздают колечки, абсолютно бесплатно, приносящие удачу, благополучие. Предполагается, что вы оставите на храм добровольно пожертвования.

Сама церковь Св. Екатерины имеет великолепное украшение из мрамора, мозаики. Увидев это великолепие, невозможно не восхититься. За алтарной частью базилики Преображения вы увидите древнейшие монастырские постройки, уходящими корнями в историю IV века. Попасть сюда можно только после окончания литургии.

На территории святилища имеется огромнейшая библиотека старинных рукописей (вторая по значимости после Ватиканской), прекрасный сад, двенадцать часовен, уникальная коллекция христианских икон, старинные колокола, предметы церковной утвари. Многие предметы имеют неоценимую историческую и художественную ценность. Имеется и мечеть, возведенная в Х веке.

Однозначно, стоит подготовиться к тому, что вы потратите на посещение храма целый день. Но уверенно утверждаю, вы об этом не пожалеете. Впечатления на всю жизнь!

Только представьте себе, здесь неизменно продолжается монашеская жизнь, все, так же как и 17 столетий тому назад. Неудивительно, что Южный Синай считается одним из значимых религиозных мировых центров.

Недалеко от храма вы увидите городок для туристов . Его возвели специально для обслуживания паломником и просто посетителей. Здесь имеются гостиницы различного класса, торговый центр, уютные ресторанчики. Всегда можно передохнуть, перекусить.

Взимание: по понедельникам достопримечательность не работает! Время экскурсии по монастырю – с 8 до 12 часов утра.

Восхождение на гору

Обязательно проделайте путь Моисея в Джебель-Муса. Экскурсия так и называется «Гора Моисея». Именно здесь Св. пророк получил скрижали с заповедями от Всевышнего.

У подножия горы и расположен храм Святой Екатерины, где неиссякаемые ручейки паломником смешиваются с туристами.

Высота горы — 2 285 метров. Синайские горы впечатлят вас необычным рельефом. Некоторые вершины гор имеют причудливые силуэты, формы. Если подниматься пешком, на это уходит примерно три часа. Не справитесь? Воспользуйтесь услугами бедуинов, предоставляющих для подъема верблюдов.

Восхождение на гору Моисея экскурсионными агентствами предлагается на закат и на восход солнца.

Место силы

Египетская земля – уникальное место. Здесь можно сочетать знакомство с удивительными достопримечательностями, древней культурой и великолепным активным отдыхом. Так, небольшой курорт Дахаб когда-то «зацепил» меня своей энергетикой, спокойствием, умиротворением. Сюда всем хочется возвращаться! Вернулась и я... Наверное, его волшебство объясняется новыми открытиями, которые можно совершить в самом себе, созерцая эти горы, море, небо...

Соприкоснувшись с многовековой историей человечества и самой планеты приходит осознание бренности бытия. Стоит только увидеть на склонах горы тысячелетние окаменелости, поднятые со дна океана, пройти путь Моисея, прикоснуться к святым мощам. А знакомство с изумрудными скрижалями... Когда Египетская земля упоминается в письменах людей Атлантиды.

А еще, Синай это один из энергетических центров Земли... но это отдельная тема для разговора 🙂

Люблю эту землю всеми фибрами души! Люблю до страсти – за осознания, которые на ней приходят, тайны, бедуинские костры, покой, легенды, свободу, близость небес.

Подвожу итоги

Всем, кто воспринимает экскурсию в монастырь, как веселое развлечение (а большая часть людей так и делает), скажу: «Вы попросту потеряете свое время».

Сюда стоит ехать, что бы «насытиться» духовным, получить неоценимые переживания себя.

Хотя и охотники за редкими кадрами по достоинству оценят святые места. Единственное, храм внутри фотографировать запрещается. Да и монахи позировать не станут, не забывайте – это не пляжные аниматоры.

Поездка в храм Святой Екатерины ознакомит каждого с христианской частью египетской земли, неизвестной массовому туризму. Особенно порадует экскурсия любителей истории, а для верующих поездка станет уникальной возможностью посетить еще одно святое место на нашей планете.

Это одна из немногих поездок, объединяющих людей по интересам. Удивительно интересная, впечатляющая, насыщенная.

Хочется знать ваши впечатления- знаете ли вы ТАКОЙ Египет? С нетерпением жду комментарии. И не забудьте подписаться на обновление блога 🙂 Ведь продолжение следует. Всегда ваша, Крис. До новых встреч!

— один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстиниана (527-565). Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места, где символическое значение описываемых в Ветхом завете событий интерпретируется благодаря молитвам Иисусу Христосу и деве Марии.

Основан монастырь в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (известной также как гора Моисея и библейская Хорив). Расположен на высоте 1500 м над уровнем моря.

Гора Моисея

Согласно Ветхому Завету, это та самая гора Хорив, на вершине которой Господь явил пророку Моисею свое откровение в виде десяти заповедей. В часовне св. Троицы, расположенной на вершине горы хранится камень, из которого Господь сделал Скрижали. Здесь находятся множество других святынь и почитаемых мест, привлекающих на гору Моисея многочисленных паломников.


Высота горы Моисея 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины занимает около 2-3 часов. На вершину ведут две дороги: вырубленные в скале ступени (3750 ступеней) Лестницы Покаяния - более короткий, но и более трудный путь, и Верблюжья Тропа , проложенная в XIX веке для тех, кому древний путь был не под силу - здесь часть подъема можно преодолеть верхом на верблюдах.

Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Служителями монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Синай

На Синае поклонялись разным богам. Одним из них был Аль-Элион (высший бог), а его священником - Иофор (Исход, 1:16).

В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришёл к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших своё стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви.

Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением синайской пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хориву, чтобы они уверовали в Него.

Дети Израилевы пересекли Синай в XIII веке до н.э. по пути из плена египетского в Ханаан, землю обетованную. Хотя учёные до сих пор не пришли к единому мнению в отношении их маршрута, традиционно считается, что после перехода Красного моря (Исход, 14:21-22) они пришли в Елим (полагают, что это нынешний город Тур с 12 источниками и 70 финиковыми пальмами - Исход, 15:27). Затем дети Израилевы пришли в долину Хебран, получившую своё название от перехода евреев через пустыню Синай, далее в Рефидим (Исход, 17:1).

В конце концов, спустя 50 дней после исхода из Египта, они подошли к священной горе Хориву, где получили заповеди Бога - основу их религии и социальной организации.

Шесть сотен лет спустя ещё один великий пророк Израиля, Илия пророк, пришёл в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе Моисея, посвященная этому пророку, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с богом (Третья книга царств, 19:9-15).


Основание монастыря

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

— в Ветхом Завете: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.


В период правления императора Константина, в 330 году, по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I (527-565 г.г.) приказал построить мощные крепостные стены. Эти стены толщиной от двух до трёх метров построены из местного гранита. Высота их различна в зависимости от конфигурации местности - от 10 и местами до 20 метров. Для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай 200 семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия . Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Арабское завоевание


Монастырь святой Екатерины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского)

В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монахи монастыря Св. Екатерины направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано.

Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов.

Монастырь был также освобождён от уплаты налогов.

Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь.

С распространением в Египте ислама в XI веке в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году во главе с султаном Селимом I монастырь также не тронули. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Жизнь монастыря

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом

Большую часть времени монахи проводят в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно, религиозные службы продолжительны.

День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7.30. С 3 до 5 пополудни - вечерняя молитва. Ежедневно после Часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В монастыре есть своё трудовое подразделение, и даже ведущие духовные лица работают вместе с другими монахами. Среди обитателей монастыря есть люди с высшим образованием, хорошо владеющие иностранными языками.

Пища у монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу вместе. Во время еды один из монахов обычно читает вслух книгу, полезную для монашеской жизни.

В целом монастырь живёт по классическим законам восточной православной церкви.

Строения


Главный храм монастыря (католикон), базилика Преображения Иисуса Христа, относится к периоду правления императора Юстиниана.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.


За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины , построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня является одним из древнейших монастырских строений.


Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Вообще в монастыре имеется много часовен: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения.

К северу от базилики Преображения расположен колодец Моисея — колодец, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.


На северо-западе от монастырских стен расположен Сад, который соединяется с монастырем древним подземным ходом. В саду растут яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.


Рядом с садом, за монастырскими стенами, расп оложены оссуарий и кладбище. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Библиотека монастыря

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

Материал подготовил Сергей Шуляк