Мечеть звезды. Мусульманская символика и звезда давида на надгробиях. Великая мечеть Хассана II, Касабланка

Мусульмане во всём мире считают символом ислама полумесяц со звездой. Большинство людей самых разных религий ассоциируют его именно с исламом. Но мало кто знает, почему у мусульман именно полумесяц получил такое распространение.

На самом же деле символика полумесяца и звезды родилась не с появлением ислама, а за несколько тысяч лет до него. В истории есть множество доказательств в пользу того, что символ небесного тела использовался разными народами в разные эпохи. Прежде чем ответить на главный вопрос статьи - куда смотрит полумесяц у мусульман, отправимся к истокам.

История символики полумесяца

Считается, что впервые этот символ использовался при поклонении Луне и Солнцу, которое было
характерно для ряда народов. Есть и другие упоминая, которые свидетельствуют о том, что данный символ
обозначал в разное время двух Богинь: карфагенскую Танит и греческую Диану.

Так почему же у мусульман именно полумесяц был выбран в качестве символа? Ответ на этот вопрос стоит начать с рассказа о том, что на заре ислама никакие обозначения не использовались. Армии и общины вывешивали простые однотонные флаги, да и в Коране ничего про символы сказано не было.

Только в 15 веке, когда турки захватили Константинополь, они переняли у византийцев флаг с изображением полумесяца.

Существует легенда, согласно которой Осман (именно он основал империю) перед сражением увидел сон, в котором флаг простирался от края до края Земли. Это он посчитал добрым предзнаменованием и потому эмблема стала символом целой династии.

Османская империя расширяла свои границы и господствовала многие века над остальным мусульманским миром. Так распространилась и культура османов, а вместе с ней закрепилась у мусульман выбранная некогда основателем символика полумесяца.

За долгие века небесное светило стало ассоциироваться у мусульман и немусульман с исламом и его адептами. При этом он не перестал быть символом именно османской империи, а не религии.

В 21 веке полумесяц по прежнему считается многими мусульманами символом Ислама, хотя и не является таковым. Люди, исповедующие эту религию, носят цепочки с полумесяцев и звездой. Так они идентифицируют своё вероисповедание. Сравнивать символику полумесяца с крестиком у мусульман никак нельзя. Это абсолютно не верное сравнение.

Стоит отметить, что хоть символика и украшает флаги мусульманских государств и мечети, есть последователи Ислама, считающие полумесяц языческим знаком. Его непринятие правоверными мусульманами легко может объяснить Коран, который запрещает поклонение животным, людям, небесным светилам и др. Согласно священной книге ислам пришёл в наш мир, чтобы избавить людей от идолов и язычества.

Эти правила должны неукоснительно соблюдаться в некоторых областях вероубеждения. В других аспектах жизни человека символ полумесяца имеет право на жизнь. Мусульмане могут использовать любые символы и знаки, которые не противоречат законам Шариата.

Украденный символ

Несмотря на то, что впервые использовать символ мусульман полумесяц стали в Османской империи, этому народу он не принадлежал изначально. Существует множество археологических находок, которые рассказывают, что как символ полумесяц появился ещё до нашей эры.

Значение месяца и звезды в Исламе

Что означает полумесяц у мусульман? По одним преданиям выбор символики связан с переселением пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. По другим полумесяц говорит о приверженности правоверных мусульман лунному календарю, а звезда с пятью лучами является отражением 5-ти столпов ислама и 5-ти кратных молитв, совершаемых правоверными мусульманами (они называются «намаз»).

Есть и ещё одна версия того, что означает полумесяц у мусульман. По ней эта эмблема олицетворяет божественное покровительство и возрождение, а звезда символизирует рай.

Украшение мечетей

Если отправиться в далёкое прошлое, можно увидеть, что полумесяц со звездой стали впервые появляться именно на мечетях Османского государства в качестве знака отличия от церквей христиан.

Сами символы не имели сакрального смысла, они не вступали в противоречия с исламом, но и не олицетворяли собой нечто святое. Наверняка во время экскурсий по странам, исповедующим ислам, вы не раз замечали, что полумесяц на минаретах имеет разную форму. В некоторых случаях он принимает форму круга. Эти отличия можно легко объяснить. По некоторым данным установку полумесяца осуществляли на завершающем этапе строительства мечети. Форма знака соответствовала текущей фазе луны.

Куда должны смотреть рога месяца?

Многих верующих волнует вопрос - в какую сторону смотрит полумесяц у мусульман? Чаще всего он возникает в момент выбора мусульманского памятника на могилу. Хочется всё сделать в соответствии с канонами ислама, чтобы ничто не могло помешать усопшему попасть на Великий суд.

На самом же деле не стоит брать какой-то один вариант за истину. Звезда с полумесяцем не являются частью религии. Они лишь заимствованы турками. Ислам отрицает какие-либо изображение.

Вот как говорит об этом один исламский учёный:

"Полумесяц и звезда не являются символами ислама, но они использовались последней исламской династией - Османии. Османская империя считала нормальным использование звезды и полумесяца в качестве своих символов, а не символов ислама.

Итак, звезда и полумесяц - это не часть исламской религии, поскольку ислам очень строго настраивает на на понятии "нет Бога помимо Аллаха, и нет никаких изображений". Поэтому предложение о санкции ислама на подобные [изображения] является ошибочным. Кроме того, если ислам запрещает изображения (статуи) людей, животных и любых созданий Аллаха, так что же говорить об использовании символа для ислама?"

Но ведь есть же какие-то сложившиеся правила, поясняющие - куда должен смотреть полумесяц у мусульман? Правила существуют, но только для минаретов в некоторых исламских государствах. Считается, что нижний край полумесяца должен быть повёрнут в сторону Мекки. Хотя вместе с тем есть мечети, где рога полумесяца смотрят в небо. Это лишь подтверждает то, что никаких строгих регламентов не существует!

По дороге в Лалбах расположена мечеть Хана Мохаммада Мридха. Она была построена в 1704 году, о чем гласят две памятные надписи над центральным сводчатым проходом. Мечеть построена в традиционном архитектурном стиле, свойственном для периода Великих Моголов, но внешне напоминает крепость Лалбах. Комплекс мечети дополнительно поднят на высоту пяти метров и находится на специальной платформе, под которой располагаются проходные жилые комнаты.

Главный вход в мечеть находится на восточном фасаде. Здесь имеется лестница, заканчивающаяся воротами и центральными дверями. Поднявшись по лестнице сразу на верхние уровни, вы попадаете в молитвенный зал. Он представляет собой прямоугольное помещение с тремя куполами. Вход в молитвенный зал обрамляют сводчатые арки и полуколонны с обеих сторон. Из центрального зала можно попасть в еще три помещения, в которых находится михраб.

Женщины любой другой религиозной традиции могут попасть внутрь, но перед этим должны получить специальное разрешение. Во время молитвы главные ворота могут быть заперты, но если попросить сторожа, он пустит вас внутрь.

Мечеть Звезды

В старой части города Дакка находится мечеть Тара, известная так же как Мечеть Звезды. Первый храм на этом месте был построен в начале XVIII века, но позднее был изменен по проекту Мирза Голам Пир. Это единственная мечеть в городе, построенная в стиле Великих Моголов. Внешние стены и интерьер здания украшены многочисленными стилизованными изображениями звезд, из-за чего мечеть и получила свое название.

Первоначально мечеть была прямоугольной формы и имела три арочных входа на восточном фасаде. Позднее на каждом углу появились башни. Мечеть венчают три купола, в которых центральный значительно выделяется своими размерами. В начале XX века, благодаря финансированию известного бизнесмена Али Бепари, с восточной стороны мечети была пристроена веранда.

Главная архитектурная ценность Мечети Звезды была обнаружена только в 1930 году, когда во время реставрации были найдены декоративные мозаики, созданные из кусочков китайского фарфора, образующих узоры в виде полумесяца и звезд. Подобные декоративные орнаменты были найдены в главном молельном зале и под слоем штукатурки на внешних стенах. Мозаикой теперь украшены и три проема на главном фасаде мечети. Здесь разноцветные глазированные фрагменты образуют сплошной растительный орнамент.

Мечеть Saat Masjid

Мечеть Саат Масджид находится на северо-западной окраине Дакки. Она была построена в 1680 году, в самый расцвет эпохи Великих Моголов, во время правления Шубехдар Шаиста Хана. Мечеть окружена внешней стеной с главными воротами в восточной стороне и скромными проходами с южной и северной. Раньше мечеть Саат Масджид находилась на живописном берегу реки, но в XX веке Буриганга изменила свое русло и пышных зеленых пейзажей почти не осталось.

Мечеть Саат Масджид имеет прямоугольную форму. Ее венчают три центральных купола и четыре купола на башнях по углам здания. Мечеть сильно пострадала и даже несколько раз подвергалась намеренному уничтожению, поэтому внешний облик здания частично не сохранился, а частично был восстановлен в XX веке по старинным гравюрам и чертежам.

Мечеть Sona

Мечеть Чота Шона находится в трех километрах к югу от Котвали. Она была построена во время правления султана Шах Хусейна в 1493 году. Храм раньше называли "Малой золотой Мечетью", потому что все пятнадцать куполов были покрыты тонкими пластинками золота. Прямоугольная мечеть занимает площадь около 50 метров и окружена внешней стеной с центральными воротами в восточной стороне. На каждом углу здания имеется небольшая башенка.

Попасть на территорию мечети Чота Шона можно через пять арочных проемов в восточной стене или через три проема с северной стороны. Внутри зал мечети разделен на три части двумя рядами каменных колонн. В северо-западной части зала находится королевская галерея, находящаяся на верхних ярусах. В этой части совершали молитву только представители знати.

Интерьеры помещений украшены тонкой каменной резьбой, которая не везде сохранилась после землетрясения. Стены украшены орнаментами из терракотовой, позолоченной и глазурованной плитки. Самая старинная мозаика мечети находится во внешнем дворе, где орнамент представляет собой сложное сочетание синих и белых кругов.

Мечеть Гунбад

Мечеть Гунбад - это главный исторический и архитектурный памятник Дакки, построенный в эпоху Султаната. Построенная в середине XV века, мечеть считается одним из наиболее впечатляющих мусульманских памятников на всей территории Индийского субконтинента. Сами бенгальцы называют мечеть Гунбад "Мечетью шестидесяти куполов". Но на самом деле их гораздо больше. Только на первых трех уровнях здания тремя рядами расположены 77 куполов, а кроме них имеется четыре купола на углах здания.

Строительством мечети руководил султан Махмуд Насируддин Шах, известный так же как Хан Джахан. Он был одним из самых деятельных султанов, который по всей стране воздвиг десятки храмов, способствуя распространению ислама на территории Бангладеша. Мечеть Гунбад имеет необычайно толстые стены, напоминающие крепостные. Внутри мечеть разделена множеством колонн и сводчатых арок, которые делят главный молитвенный зал на несколько секторов. Из главного зала ведут одиннадцать арочных дверных проемов, ведущих во внешний двор и внутренние помещения.

Мечеть Hussaini Dalan

Мечеть Хуссани Далан была построена в XVII веке в самый разгар эпохи Великих Моголов. Во всем Бангладеше сохранилось очень мало архитектурных памятников этого периода, поэтому Хуссани Далан является одной из главных достопримечательностей города Дакка. Она была построена как Imambara, то есть дом духовного лидера - имама. Мечеть построена на возвышенности, представляя собой довольно простое прямоугольное здание с четырьмя изящными башенками по углам.

Долгое время мечеть использовалась для проведения меджлиса в период месяца Мухаррам. Религиозное собрание проводилось в память о мученической смерти внука исламского пророка Мухаммеда - Хуссейна. Поэтому мечеть получила такое название.

С южной стороны здания есть небольшой пруд, который расположен вплотную к стенам мечети. Главный вход в центральное здание отмечен арочными воротами с северной стороны. Первый этаж здания был дополнительно поднят, чтобы организовать внизу дополнительные помещения для захоронений. Внутренние помещения представляют собой два смежных зала - Ширни и Хутбу. От них в обе стороны расходятся два небольших коридора с дополнительными залами, где могут молиться женщины.

Мечеть Чавк

Мечеть Чавк находится в старой части города Дакка, столицы Бангладеша. Здесь, в районе базарной площади Chowk находится многоэтажный храм с тремя куполами. Оригинальный облик Мечети невозможно разглядеть после многочисленных реконструкций и расширений. Сегодня это целый архитектурный комплекс, являющийся, возможно, единственным примером жилой медресе мечети в стране.

Мечеть Чавк построена на дополнительной платформе, увеличившей высоту фундамента здания почти на метр. В западной части здания находятся основные храмовые помещения и три главных купола. Здесь же находятся две из четырех восьмиугольных башен, расположенных на внешних углах здания.

С восточной стороны вход обозначен сводчатыми арками и полу-куполообразными сводами. Через него можно попасть в центральный зал. Здесь на стенах и сводчатом потолке сохранилась изящная декоративная штукатурка. Пол выложен мрамором, а стены покрывают орнаменты из ярких кусочков эмали. Внутренние помещения разделены на три зоны: центральный зал и два прямоугольных зала по бокам. В боковых залах, под фундаментной платформой, на которой стоит мечеть, раньше находились жилые помещения. Сейчас внизу расположены несколько торговых лавочек и мастерских.

Мечеть Байтул Мукаррам

Главная национальная мечеть Бангладеша находится в столице страны - в городе Дака. Она носит название Байтул Мукаррам, что можно перевести как "Святой дом". Само здание святыни относительно современное - оно было построено в 1960 году. Сооружение представляет собой комплекс зданий, созданных по проекту архитектора Абдулы Хуссейна Тариани. Ему удалось сочетать несколько современных архитектурных особенностей, сохранив при этом основные элементы традиционной архитектуры мечетей.

При первом взгляде можно заметить сильное влияние внешнего облика главной мечети мусульман в Мекке. Байтул Мукаррам, как и Кааба, имеют практически идентичную форму, но главное отличие мечети в Бангладеше - материал, из которого она построена. Для строительства национальной мечети использовался светлый камень, декорированный черными вставками, благодаря чему она смотрится очень внушительно. Как и большинство мечетей, построенных под сильным влиянием индийской культуры, вход в мечеть проходит через искусственный водоем.


Достопримечательности Даки

Давно хочу попросить помощи у уважаемых посетителей блога: что означает звезда Давида (гексограмма) в соседстве с мусульманским полумесяцем и несет ли это сочетание какую-либо особую смысловую нагрузку вообще?
На Заельцовском кладбище есть уголок, на котором расположены мусульманские захоронения 60-х годов. Однотипные памятники из бетона, на некоторых - частично осыпавшиеся и стершиеся надписи, несколько деревянных табличек с написанными краской именами. На надгробиях изображен перевернутый полумесяц и шестиконечная звезда - где-то точно соответствующая звезде Давида, где-то отсутствует рисунок внутри звезды -линии пересечений.

Вот, сам памятник обмотан скотчем, думаю, слабо предохраняющим бетонный обелиск от разрушения, внизу -табличка с именем, 1959 г. смерти.

Имена похожи на татарские. Надпись выполнена вязью, похожей на арабскую. У меня есть друзья-татары, и росла я в небольшом многонациональном северном городке. Кого могла -опросила, ответа никто не знает.

Найти же мне удалось вот такую информацию:

Гексаграмма - интернациональный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, еще задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. А в Мекке главную мусульманскую святыню - черный камень Кааба - из века в век традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды. Начиная с «бронзового века» (конец четвертого - начало первого тысячелетия до н.э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдаленных друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. Стоит отметить, что при этом как магический символ пентаграмма использовалась значительно чаще, чем гексаграмма, но обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвященных алхимии, магии и чародейству. (с)

Гексаграмма универсальный символ. И он не просто имеет отношение ко ВСЕМ
Традициям, но является ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ священной символикой.

Суфии используют этот символ в свои духовных практиках. Сура "Ясин",
называемая сердцем Корана, "несёт" в себе гексаграмму.

Во время намаза мусульманин выписывает телом эту фигуру. Пложение стоя с поясным наклоном,
составляет первый треугольник, а глубокий земной поклом вкупе с поверхностью
земли образует второй.

Если "разложить", то фигуру эту следует рассматривать в объёме,
тогда Вы увидите, что в основе её трехмерных крест. Этот крест
с шестью лучами и центром есть шесть дней творения и днём "отдыха".
Именно здесь одно из мест где стыкуются Христианство с Исламом.
Крест не только не чужду Исламу, но тоже является его символикой,
но в завуалированной форме. (с)
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=10372.0

Если есть среди читателей люди, которые могут растолковать, у каких народов принято размещать на надгробиях такую символику -буду благодарна.

Мусульманские могилы на всех новосибирских кладбищах по оформлению ничем не отличаются от могил христиан и либо представляют собой стандартные памятники советской и постсоветской эпохи - трапециевидное или прямоугольное надгробие, на котором изображены полумесяц и пятиконечная звезда, которые зачастую соседствуют с красной советской звездой, изредка имеют более ярко выраженный восточный мотив, как, например, вот этот памятник 1950 г. на Клещихинском кладбище:

"Другу и дорогой матери от мужа и детей".

Заельцовское кладбище, могила девочки. Недорогой металлический памятник ежегодно заботливо красят в яркий цвет. Вот фото, сделанное в 2011 году:

фото, сделанное год спустя, в 2012м:

Мусульманская часть кладбища:

Обладатель очень колоритных усов:

А вот напоследок еще один загадочный памятник.

Почти каждый турист, посетивший Малую мечеть Ханского дворца, с удивлением спешит задать вопрос: «А что в мусульманской мечети делает Звезда Давида?»
Шестиконечная звезда или гексаграмма – один из наиболее древних знаков, который встречается в различных культурах еще с бронзового века. Выполняя декоративные функции, звезда (два треугольника, наложенных друг на друга в противоположном направлении) встречается в резьбе по камню, дереву, в оформлении рукописей и пр. В индийской философии шестилепестковый цветок – это сакральная Свадхистана-чакра, в средневековой Европе – это весьма популярный магический символ, который изображался в книгах по оккультизму и магии. Шестиконечная звезда у славян называлась «Звездой Велеса» и изображалась на различных культовых и бытовых предметах.
Синяя гексаграмма сегодня отождествляется чаще всего с иудеями. По легенде, форма щитов армии царя Давида была в форме гексаграммы. Голубая Звезда Давида стала центральным символом на государственном флаге Израиля.
Но и в исламском мире шестиконечная звезда – один из самых ранних символов: это Печать Сулеймана, легендарного древнего правителя, который носил перстень, позволявший ему понимать язык зверей и птиц и управлять джиннами. Она также помещалась на полотнище флагов: к примеру, на флаге одной из древнетюркских анатолийских династий – Караманов, подчинивших себе в XIV в. Центральную и Южную Анатолию.
Вообще цифра 6, изображение шестилепесткового цветка либо шестиконечной звезды имеют особый смысл и множество трактовок в суфизме. Выполняя функцию мощного оберега против злых сил, такая звезда встречается во всех видах исламского искусства. В архитектуре Ханского дворца, в предметах этнографии крымских татар мы встречаем множество таких примеров. Гексаграмма здесь – в резьбе по камню на надгробиях ханского кладбища, в сложном геометрическом орнаменте деревянных наборных потолков, в оформлении рукописных книг и Коранов, в бронзовой и медной посуде, в ювелирных украшениях и вышивке. Но более всего привлекают внимание оконные витражи Малой дворцовой мечети (расположен над михрабом) и Большой дворцовой мечети (находится снаружи, со стороны Ханского кладбища).

Сафие Абдураманова, научный сотрудник
МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ

Каменное надгробие

Фрагмент потолка Ханской столовой

Фрагмент поясной пряжки. Латунь, гранат, диопсид. 19 в.