Кто такой саваоф на самом деле. Кто такой саваоф в христианстве. Молитвы к Богу Отцу

(24 голоса : 4.7 из 5 )
  • Библейская энциклопедия

Савао́ф (евр. «цеваот» буквально «(Господь) Воинств», множественное число от «цава» – воинства) – одно из , подчеркивающее такое Его свойство, как всемогущество, а также то, что Он - Владыка мира.

В Библии воинствами называются войска (например, в ; ), звезды и планеты, ангелы (; ; ; ; срав. ).

Имя Божие Господь Саваоф отражает Божественную власть над всеми силами земли и неба. Имя Божие Саваоф приложимо ко всем Лицам Святой Троицы, на что прикровенно указывает пророк Исайя: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его ().

Если Господь - Всемогущий Бог воинств, то почему воинства беззаконников так часто побеждают Его рабов и угодников (праведников, святых)?

В отношении созданного мира Всемогущество Божье проявляется в том, что никакое творение в отдельности, ни всё оно вкупе не в состоянии противодействовать Его святой воле (), причём творение не может не только препятствовать Богу осуществлять всё, что ни хочет, но даже и сколь-нибудь Его затруднять.

Воинства нечестивцев, равно как и одиночные враги Божьей могут одолевать верующих только в той мере, в какой попускает Господь. Степень этого всегда зависит от общих и частных целей Вышнего , ведомых, в полноте, только Господу.

Например, иногда Бог, попускает врагам одолевать верующих тогда, когда те, в силу различных причин, отступают от соблюдения требований Его нравственного закона. В этом случае нечестивцы могут использоваться как орудия Справедливого Божьего . Вместе с тем, они могут служить к вразумлению, воспитанию, возвращению верующих в русло нормальной религиозно-нравственной жизни.

Скажем, во времена Ветхого Завета, в период Судей, Бог попускал язычникам притеснять и одолевать сынов . Испытывая в бедствия и несчастья, и не имея сил самостоятельно оградиться от них, евреи начинали искать помощи и защиты у Господа и вновь обращались к истинной вере. Тогда Бог, по Своей милости, воздвигал им особых правителей, судей, через которых налаживал их социальную жизнь.

Помню, как однажды сделал из картона силуэт силача Голиафа в натуральную величину. Я собирался использовать его в качестве иллюстрации к воскресной проповеди.

Справочник помог перевести его рост «шесть локтей и пяди» в современные единицы – это оказалось порядка 3,1 метров. Коробка из-под двухкамерного холодильника как-раз подошла для этой цели. Разложив ее на полу, мой друг художник, нарисовал на ней силуэт силача. Мы покрасили его в черный цвет, укрепили конструкцию профилями и поставили нашу конструкцию «на ноги».

Когда эта внушительная фигура оказалась в вертикальном положении, я впервые в жизни пережил, что означало для Давида выйти против такого громилы. Одно дело представлять это себе в воображении, и совсем другое – стоять рядом с трехметровым силачом. «Да у него желудок объемом в полтора ведра. Ну и махина!» - я сделал для себя еще одно открытие, стоя перед черным силуэтом, потому что буквально, как говорят «дышал ему в пупок».

В свое время Давид действительно вышел один на один против такого гиганта. Это даже не бой Кличко и Поветкина, речь шла о том, чтобы сражаться со здоровилой, который не на голову, но в два с половиной раза выше вас. Где черпал силы и смелость этот юноша? Послушаем самого Давида:

«А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил» (1 Цар 17:45)

Говоря о Боге, он называет его «Господь Саваоф». От еврейского слова «цава» - войска означает «Бог Воинств». Кто же рассказал этому маленькому пастушку, что Его Создатель является Бог Воинств? Ведь это словосочетание до первой книги царств нигде не встречается ранее. Думаю, любовь к Господу дала ему это познание. Давид жил духовной жизнью. Если мы живем духовной жизнью, то мы возрастаем в познании Господа. Более того, Давид много раз переживал на себе реальную поддержку Бога Сил, когда Господь помогал ему защитить овец от льва и медведя. И вот и в этот раз, ревность по Богу закипела в жилах Давида, и он вышел против Голиафа во имя Господа Воинств. Вышел и оказался победителем! Бог Воинств дал Давиду победу над могучим врагом. Давайте узнаем больше о Боге Сил!

Словосочетание «Господь Саваоф» встречается в Ветхом Завете 284 раза и всего два раза в Новом Завете. Почти триста раз Бог напоминает человеку, что Он является Начальником всех Воинств. Иногда «воинств» переводится как «сил». Заметьте, и сегодня, говоря об армии, мы говорим «вооруженные силы». Под «воинствами» в Писании иногда подразумеваются непосредственно войска Израиля, иногда это небесные существа, иногда это совет, «сонм» святых, окружающих Бога, а иногда воинством иногда называются звезды.

Из уст пророка Михея мы узнаем, что Богу подчиняются не только ангелы, но и духи зла.

«И сказал Михей: так выслушайте слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его.. и выступил один дух и сказал: я выйду, и буду духом лжи в устах всех пророков его. И сказал Он: ты увлечешь его, и успеешь; пойди и сделай так.» (2Пар. 18:18,21)

Бог Саваоф является Генералиссимусом всех воинств, как злых так и добрых. Таким образом, все во Вселенной находится под Его абсолютным контролем.

Любящий Господь… Воинств?!

Как же любящий Бог может быть Богом войны? «Это же подразумевает убийства и кровопролитие!» - скажете вы. И правда, как такое возможно? Четыре раза в Библии Бог Сам говорит о Себе, что Он является любовью. Он является настолько Любящей Личностью, что Ему неприятно не то чтобы наказывать, но даже огорчать человека:

«Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» (Плач. 3:33)

Почему же несколько сотен раз наш Любящий Отец называет Себя грозными словами «Бог Воинств»? Единственная причина, по которой Он открывается нам именно так, это - наличие врагов. Все что противоречит Божьей воле Господь воспринимает враждебно. Иначе и быть не может, потому что только Его воля во Вселенной всегда является доброй, угодной и совершенной (Рим. 12:2).

Четыре врага Бога Саваофа

Во-первых , любящий Господь называет Себя Саваофом по отношению к врагам Израиля. Он говорит Саулу через Самуила: «Иди и разберись со всеми врагами Израиля!» (смотрите 1Цр. 15:2,3). Каждый отец ведет себя подобным образом, если кто-то обижает его сына – он встает на его защиту, он помогает сыну победить.

Притеснители Израиля имеют дело не с евреями, но с Самим Богом Саваофом: «И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» (Рим. 9:29)

Израиль множество раз находился на волоске от смерти от своих притеснителей, и если б не Бог Сил, он был бы полностью уничтожен. Бог ненавидит насилие, и если вы притесняете кого-либо, будь тот сосед по парте или сосед через забор – вы и сегодня серьезно рискуете нарваться на Бога Саваофа.

Во-вторых , Божьим врагом названо все гордое и высокомерное: «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено…» (Ис. 2:12) Христос однажды сказал о Себе, что Он кроток и смирен сердцем. Из всех качеств Своего характера он выбрал именно эти два, чтобы описать Себя. Вот почему Он ненавидит все гордое и высокомерное. Он ненавидит, когда мы выказываем свое превосходство или превозносим себя над другими людьми.

В-третьих , Господь враждебно относится к богатым, удерживающим плату. Не смотря на то, что в Новом Завете Он открывается нам преимущественно как Бог-Любовь, Он все же пожелал напомнить церкви, что Он (внимание!) остается Богом Саваофом: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5:4) Бог говорит: «Верните, что должны, иначе будете иметь дело со Мной – Богом Воинств». Невозвращенная хозяину книга или невыполненные обещания касательно зарплат – это раздражает Бога Саваофа, Который судит верно и истинно.

В-четвертых , врагом Бога Саваофа назван дьявол и вся его бесовская армия. Однажды Христотс окончательно разберется с ним: «Он (Иисус) был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. … а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр. 19:13,14,21) Вот вам и кровопролитие. Одежда Иисуса обагрена не рюшами с красными цветами, и даже не слезами, а кровью Его врагов. Христос является Богом Саваофом, и всегда им был. Он точно «не женщина с бородой», как выразился один из моих друзей, говоря о ложном представлении Христа, которое живет в умах многих христиан. И еще, возможно вы не знали, но в пророчестве о рождении (Ис. 9:6) Христос назван словом «гебор» - что означает «могущественный воин», «богатырь», «силач». И это то же самое слово, которым описан силач Голиаф!

Применение

Несколько мыслей о применении вышесказанного. Если вы еще не прочитали полностью Ветхий Завет, ваше представление о Боге не является полным. 929 глав Ветхого Завета можно прочитать за три месяца, если читать по 10 глав в день. Вот вам и вызов на лето.

Во-вторых, если вы что кому должны - отдайте все, что должны, чтобы вам не пришлось иметь дело с Богом Саваофом.

В-третьих – если вы устали или находитесь в жизненном тупике - взывайте к Господу Сил. Псалом 17 поможет вам в этом. Господь способен расчистить жизнь от всех ваших врагов и вывести вас на пространное место.

«Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. Благословите Господа, все воинства Его… Благослови, душа моя, Господа!»(Пс. 102:19-22).

В ветхозаветных преданиях Яхве (Яма) представляется царём и предводителем Израиля, и обычно его имя сопровождалось опре-делением «цеваот», что означает «Яхве Воинств». Впоследствии, через греческое воспроизведение древнееврейского «цеваот» и воз-никло выражение «господь Саваоф», дошедшее до наших времён.

В апокрифе Иоанна Иисус Христос очень подробно объясняет демоническое происхождение этого иудейского племенного божка Саваофа, принимаемого современными иудохристианами за Творца: «Софиа же Эпинойа, будучи эоном... захотела открыть в себе са-мой образ без воли Духа - он не одобрил - и без своего согла-сия, без его мысли. И хотя лик её мужественности не одобрил и она не нашла своего согласия и задумала без воли Духа и знания своего согласия, она вывела это наружу. И из-за непобедимой силы, которая есть в ней, её мысль не осталась безплодной, и открылся в ней ТРУД НЕСОВЕРШЕННЫЙ и отличавшийся от её вида, ибо она создала это без согласия своего сотоварища. И было это неподобным образу его матери, ибо было это другой формы. Когда же она уидела свою волю, это приняло ВИД НЕСООБРАЗНЫЙ - ЗМЕЯ С МОРДОЙ ЛЬВА. Его глаза были подобны сверкающим огням молний. Она отбросила его от себя, за пределы этих мест, дабы никто из безсмертных не увидел его, ИБО ОНА СОЗДАЛА ЕГО В НЕЗНАНИИ. И она окружила его светлым облаком и по-местила трон в середине облака, дабы никто не увидел его, кро-ме Святого Духа, который зовётся матерь живых. И она назвала его именем Иалтабаоф. Это первый архонт, который взял боль-шую силу от своей матери. И он удалился от неё и двинулся прочь от мест, где был рождён. Он стал сильным и создал для себя другие эоны в пламени светлого огня, (где) он пребывает поныне. И ОН СОЕДИНИЛСЯ СО СВОИМ БЕЗУМИЕМ, которое есть в нем, И ПОРОДИЛ ВЛАСТИ ДЛЯ СЕБЯ. Первая же - имя её Афоф, которую поколения называют. ...Вторая - Хармас, что оз-начает око ревности. Третья - Калила-Умбри. Четвёртая - Иабель. Пятая - Адонайу, КОТОРАЯ ЗОВЁТСЯ САВАОФ... С ОБЛИЧЬ-ЕМ ДРАКОНА».

Коптские гностические тексты «О происхождении Мира» уверждают, что Саваоф, которого называют «ДИТЯ ХАОСА», яв-ляется сыном Самаэля - злого демиуга, планетарного демона, владыки нижней части преисподней и хаоса. Согласно иудейскому «Мидраш Рабба» к «Второзаконию» (11.10), сам Самаэль счита-ется главой всех сатанов-архонтов, властей. Славянская «Книга Баруха» называет Самаэля «Сатаниилом».

В Ветхом завете говорится, что Яхве-Адонай-Иегова-Саваоф является Ангелом Господним, притом явно ПАДШИМ Ангелом. Ибо: во-первых, он отделяет свой избранный народ-Израиль-тян, то есть богоборцев (на еврейском языке слово «израиль» - богоборец), от всех других народов; во-вторых, обещает своему богоборческому народу землю, принадлежащую Славяно-Ариям; в-третьих, обучает свой народ тому, как с помощью мошенниче-ства обворовать Египтян: «И дам народу сему (т.е. Израильтя-нам - прим. авт.) милость в глазах Египтян; и когда пойдёте (т.е. сбежите от Египтян), то пойдёте не с пустыми руками. Каждая женщина (Израильтянка) выпросит у соседки своей и у живущей в доме её (т.е. у Египтянок) вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и ОБЕРЁТЕ Египтян». Будет ли светлый Ангел, а тем более Бог, обучать кого-либо таким вещам?

Кроме подлости и коварства Саваоф, как это явствует из тек-стов Ветхого завета, обладает ещё и необычайной жестокостью, кровожадностью, мстительностью и несправедливостью, которы-ми проникнуты повеления Саваофа-Адонайа-Яхве-Иеговы своему народу. Сыну Авраама и Сары этот израильский божок, который, между прочим, борется с людьми во тьме и боится света зари, говорит: «...отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Истинная же причина, побудившая Саваофа вмешаться в духовное развитие людей, ясно указана им в «Бытии» (3.22): «Вот, Человек стал, как один из нас, знающим добро и зло. А теперь как бы он не про-стёр свою руку и не взял также от Древа Жизни, и не стал бы жить вечно!» Так Яхве-Иегова-Саваоф, возревновав в своей гор-дыне людей ко Всевышнему и Жизни Вечной, стал искушать их в своём личном образе - образе дракона-змея, чтобы лишить лю-дей безсмертия, то есть сделать их подвластными себе. В своих устремлениях он пошел против воли Всевышнего и был за это свержен с небес на землю, став таким образом богом смерти и князем мира сего. В Ведах этот мир называется «Мритью-лока», то есть мир бога Смерти Ямы. Не случайно иудейское восклица-ние-восхваление «маранафа» - «Господь наш идёт!», созвучно с именем Славяно-Арийской богини смерти - Мараной (отсюда - марена, маразм, марать, мороз, морг, мор и т.д.) Поэтому-то Са-ваоф и заявляет: «Я - Царь великий, и имя Моё страшшо у наро-дов».

Потому и ощущение, возникающее при общении с этой челове-коненавистнической сущностью, определяется в иудейском поня-тии словом «норах» - в переводе с иврита: «Страх Господень», в котором одновременно присутствуют ужас, трепет и восхищение. Такое ощущение можно испытывать лишь перед мордой смерто-носного дракона. Перед лицом же Всевышнего Бога, Прародителя всего мира, безконечно любящего нас Отца Небесного, подобные ощущения противоестественны.

Как пишет Ю.П. Миролюбов в «Русской мифологии», наши пред-ки считали, что «Славяно-Русы не должны трепетать перед Богом-Отцом, ибо Он их ПРАДЕД. ДЕДЫ И ПРАДЕДЫ, ЩУРЫ И ПРА-ЩУРЫ ПРИХОДЯТ НА ПОМОЩЬ СВОИМ ПРАВНУКАМ».

Всевышний Бог, Отец всего сущего, выделять какой-либо «из-бранный» народ не будет, «ибо Он повелевает солнцу Своему вос-ходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Саваоф же говорит своему народу: «Слушай, Израиль: ты те-перь идёшь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя...Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идёт перед тобою, как огонь поядающий; Он будет истреблять их пред тобою, и ты изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь». «...идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу и мла-денца, и жён бейте до смерти...». «И поразил Иисус Навин всю землю нагорную и полуденную, и низменные места, и землю ле-жащую у гор, и всех царей их; никого не оставил, кто уцелел бы, и всё дышущее предал заклятью, как повелел Господь, Бог Изралиев» - «Господь-каратель».

Своему первому рабу - Моисею этот бог смерти говорит: «С сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом; те, которые услышат о тебе, вострепе-щут и ужаснуся тебя». «...В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской,.. не было дома, где не было бы мертвеца». «...Когда введёт тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы,.. которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: тогда пре-дай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их... И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, даёт тебе; да не щадит их глаз твой».

Таким же человеконенавистническим духом Яхве-Иеговы-Саваофа насыщен текст как Ветхого завета, так и всех остальных иудейских «святых» писаний. Тем не менее, иудохристиане всё же навязали многим народам этого исключительно иуейского пле-менного божка в качестве единственно истинного Бога, Творца неба и земли - Бога всех богов и всех народов. Но как ни стара-лись иудохристианские «богословы» отстраниться от племенной ог-раниченности иудаизма и поднять Библейского бога до идеи все-общности, они не смогли затушевать то, что в Библии составляет её коренную сущность - иудейско-племенной характер, направлен-ный на обособление и противопоставление сынов Израиля другим народам, в первую очередь - Славянам и Ариям. Саваоф-Яхве-Иегова в своих хлопотах за сохранение преимуществ своему «бо-гоизбранному» народу показывает свою истинную сущность, ибо добросовестное исследование его деяний приводит к выводу, что этот божок страдает некрофилией - влечением к разрушению и смерти.

***
Опыт человечества наглядно показывает, что участь любого народа, принявшего власть такого бога, всегда была ужасной, ибо его власть неизбежно приводит народ к самоуичтожению. Ведь когда человек во время молитвы произносит вслух или в уме ка-кое-либо имя Всевышнего Бога, характеризующее одно из Его качеств, например: «Бог» - Богатый; «Алпан» - Высший Госпо-дин; «Аллах» - Высший Дух; «Вишну» - Высший; «Брахмо» - Вер-ховный; «Свентовит» - Свет-Победитель; «Тримурти» - Триеди-ный; или - «Всемилостивый», «Вселюбящий», «Всеблагой», «Спра-ведливый» и т.д., то такая молитва, безусловно, идёт ко Всевыш-нему - Прародителю всех богов и людей. Но когда человек в молитве произносит определённое имя какого-либо демона, напри-мер: «Сатана» - противодействующий, «Люцифер» - сверкающий, «Саваоф»- отверженный от славы, дитя хаоса; имя какого-либо бога, например: «Будда» - Пробужденный, «Христос» - Спаситель, «Дажьбог» - Дающий Бог (Солнце), «Перун» - Первый (ближай-ший из родовых богов); «Белояр» - Белый Свет; «Купала» - Объе-диняющий (отсюда: совокупность, вкуп), «Ладо» - Любящий, «Ко-ляда» - Кольцевой (имеется ввиду «коло» - колесо, круг, т.е. ор-бита планеты) и т.д. - даже если он при этом в своём неведении думает, что обращается ко Всевышнему Богу - Прародителю всех богов, то всё же душевна сила такой молитвы и жизненная сила молящегося идёт к именуемому демону или богу, а не ко Все-вышнему.

Если бы это было не так, то тогда и язычники и явные сатанисты, поклоняясь идолам, кумирам и демонам, и при этом искрен-не верящие в то, что поклоняются НАСТОЯЩЕМУ Всевышнему Богу, действительно обращались бы ко Всевышнему. Однако Веды подчёркивают, что тот, кто поклоняется демонам, идёт к демо-нам; кто поклоняется богам, родится среди богов; а кто поклоня-ется Всевышнему, будет жить с Ним.

Иудохристиане, прекрасно понимая эту закономерность, чётко определют и своего бога и своего господа: «Хотя и есть так на-зываемые боги, или на небе, или на земле (аватары-мессии), так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец (Саваоф), из Которого все (евреи), и мы для Него, и один Господь Иисус Христос»

Господь Саваоф

(евр. «Господь воинств»)

одно из имен Божиих в Священном Писании. Под «воинствами» понимали войска Израиля (ср.: 1 Цар. 17, 45), небесные существа (например, 3 Цар. 22, 19-23; Пс. 102, 19-22; 148, 1-5; Дан. 8, 10-13), совет («сонм») святых, окружающих Бога (ср.: Пс. 81, 1; 88, 8), или звезды и другие светила (ср.: Втор. 4, 19; 4 Цар. 23, 4-5), а также все земные и небесные существа (ср.: Быт. 2, 1) (см. Воинство небесное).

В отличие от других названий Бога, в имени Саваоф подчеркивается свойство всемогущества, заимствованное от воинства. Название это не встречается в древнейших книгах Библии, но оно часто употребляется у пророков и в псалмах. Господь Саваоф называется «живущим на горе Сионе» (см. Ис. 8, 18; ср.: Зах. 8, 3), а Иерусалим – Его городом (см. Ис. 47, 9), «сидящим на херувимах» (см. 1 Цар. 4, 4; 2 Цар. 6, 2; 1 Пар. 13, 6; Ис. 37, 16). Такой трон из херувимов был в храме Соломона (см. 3 Цар. 6, 23-28), причем ковчег завета служил подножием для невидимо восседающего на этом троне Бога (см. 1 Пар. 28, 2; ср.: Пс. 98, 5; 131, 7). Этот образ связан с наименованием Господа Саваофа Царем (например, Пс. 23, 10; Иер. 46, 18; 48, 15; 51, 57). Помимо всемогущества и царской власти это имя связывается с творением мира (см. Ам. 4, 13; Иер. 10, 16) и эсхатологической войной (см. Ис. 13, 4; 31, 4). В пророчестве Исаии говорится, что Господь Саваоф воцарится на Сионе (Ис. 24, 23) и сделает там трапезу для всех народов (см. Ис. 25, 6). Все народы будут приходить к Нему на праздник Кущей (см. Зах. 14, 16-17) и приносить дары (см. Ис. 18, 7).

В христианской традиции имя Господа Саваофа употребляется в Новом Завете (ветхозаветные цитаты в Иак. 5, 4 и Рим. 9, 29) и в литургических текстах. Понимание этого именования может совпадать с эпитетом Господь Вседержитель (Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель... – Ам. 5, 16) и относиться и к Святой Троице, и к Богу Отцу, и к Иисусу Христу.


. 2014 .

Смотреть что такое "Господь Саваоф" в других словарях:

    Господь-Саваоф - Господь Саваоф, Господь сил, Господь воинств, Еврейское слово, нередко встречаемое в в. з. (Пс.58:6 , Ис.5:7 . Иер.2:19 и др.) и только дважды в Н.З. (Рим.9:29 , Иак.5:4). Слово Саваоф, т.е. Господь воинств, по мнению некоторых относится к Богу … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    ГОСПОДЬ САВАОФ - [евр. ; ], одно из имен Божиих в Свящ. Писании (об имени Яхве Саваоф см. в ст. Бог). Имя (жен. род, мн. ч.) происходит от семит. корня, к рый встречается, напр., в аккад. текстах (народ, во мн. ч. воины, рабочие). В евр. языке … Православная энциклопедия

    Саваоф - (צבאות Цеваот) … Википедия

    ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ - Господь Вседержитель. Аверс солида. 685 695 гг. (Кабинет медалей Национальной б ки, Париж) Господь Вседержитель. Аверс солида. 685 695 гг. (Кабинет медалей Национальной б ки, Париж)[греч. Κύριος παντοκράτωρ], одно из именований Бога в Свящ.… … Православная энциклопедия

    САВАОФ - (евр.Цебаот), слово, употребляемое в ВЗ вместе со свящ. *Именем Божьим (*Тетраграммой, или Тетраграмматоном). Является множ. числом от цаба, воинство. Поэтому словосочетание «Господь Саваоф» (евр.Ягве Цебаот) может быть переведено как «Господь,… … Библиологический словарь

    Саваоф - (с еврейского силы, воинства) одно из библейских названий Бога. В отличие от других названий Бога, как Элогим, Иегова, Адонаи, С. выдвигает особенно свойство всемогущества, образ которого заимствован от воинства. Название это не встречается в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    САВАОФ - (библ.; одно из названий Бога; Саваофе Ес917) Нощь и поле, и крик петухов... С златной тучки глядит Саваоф. Ес917 (I,293); О Саваофе! Покровом твоим рек и озер Прикрой сына! (здесь: устар.; зват.) Ес917 (II,11.1); Но рот напряжен и суров. Умру, а … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Одно из именований Бога в Священном Писании (см. Господь Саваоф), встречающееся в Ветхом Завете: Господи Вседержителю, Боже Израиля! (Вар. 3, 1), Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель (3 Мак. 6, 2), ...во власти Господа Вседержителя… … Православие. Словарь-справочник

    См. Господь Саваоф … Православие. Словарь-справочник


Увидев в нашей галерее изображение "Господь Саваоф" я решил узнать подробнее, что означает это имя.
Имя "Господь Саваоф" упоминается в Библии много раз. И это имя что-то означает. Имя "Господь Саваоф" не исчезло с уходом Ветхого и приходом Нового завета. Как в Ветхом завете люди верили в Этого великого единого Господа, так происходит и в Новом завете. Господь не изменяется, и в Библии сказано, что Он вчера, сегодня и вовеки будет оставаться тем же.

Мы не можем сказать, что в Ветхом завете люди верили в Господа Иегову и верили, что Он - Господь Саваоф (что с еврейского языка означает "Господь воинств"), а мы сегодня верим в другого Господа. Нет! Мы верим в Того же Бога, в которого верили люди Ветхого завета, и мы живем по тем же заповедям.

Но сегодня мы с вами имеем больше, чем они. Сегодня мы имеем милость от Господа, милость получать прощение, когда согрешаем. Они этого не имели. За каждый грех следовало определенное наказание.

Чем отличается Ветхий завет от Нового? Новый завет - это завет милости, но ни одна из заповедей, ни одно из имен Бога, о которых мы читаем в Ветхом завете, не вычеркнуты. Истина не вычеркивается, а еще больше открывается. Из веры в веру и из славы в славу. Новый завет открыл нам большую славу истины. Он показал, что Господь еще и милостивый. Как сказано в Библии: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Это то, из чего состоит Новый завет.

"Ибо так возлюбил Бог мир…" Какой Бог возлюбил мир? - Тот же самый, в которого люди верили во времена Ветхого завета. Открылось еще одно Его качество - милость. И теперь необязательно терпеть наказания за грехи, если ты раскаиваешься в них. Если ты исповедуешь, если ты принимаешь жертву Иисуса Христа, которую Он вознес Своим телом на крест. Он заплатил Своей кровью. И если ты сегодня веришь в это, то ты получаешь от Бога милость.

Согласно Ветхого завета, если ты согрешил, то тебя не спасет ничего, не важно веришь ты или нет. Как написано: "Душа согрешающая, она умрет". Вот он Ветхий завет.

Сегодня мы говорим о таком имени Господа, как Господь Саваоф (евр. "цеваот" от слова "цава" - войско). И я хотел бы начать с того, что сегодня очень многие христиане не понимают, что такое Церковь. Многие христиане, может быть, ошибочно думают, что Церковь - это тихая гавань, изо дня в день мирная и спокойная жизнь. Думают, что Церковь - это когда ты должен пребывать в состоянии "заторможенного отупения".

Это не христианство, это буддизм, это какая-то нирвана. Если взять индуизм, то это клубок заморочек; если взять буддизм, то это сплошная нирвана. Т.е. когда ты становишься буддистом, ты делаешься "тормозом". И ты веришь в то, что чем ты более заторможенный, тем тебе лучше.

Чем отличается христианство от ислама? Ислам - это извращенная, экстремальная форма иудаизма: если ты - неверный, то тебя надо уничтожить, ты не можешь жить на земле.

Что такое христианство? Христианство - религия, которая делает человека человеком, делает царя царем, который все расставляет на свои места. Вот это - христианство.

Если человек - алкоголик, то индуизм ему говорит, что такая у него карма. Спасай его, не спасай, - он алкоголик и алкоголиком умрет. Христианство говорит: нет, нужно все расставить на свои места. Ты родился человеком, поэтому получи от Господа прощенье, стань свободным и будь Человеком. Ислам говорит, что если ты алкоголик, то тебя надо убить. Христианство же расставляет все на свои места.

Если царь - христианин, то это самый мудрый царь. Если чиновник - христианин, то это самый мудрый чиновник. Если бизнесмен христианин, то это самый успешный бизнесмен. Если человек - христианин, то это самый человечный человек. Христианство дает тебе возможность быть тем, кем ты родился.

Бывает так, что человек, приходя в Церковь, успокаивается и начинает пребывать в чем-то вроде нирваны. И когда Церковь Божья сталкивается с войной, то они неспособны воевать, потому что у них ошибочное представление о христианстве.

Буддизм неспособен воевать, потому что это религия нирваны. Мусульмане наоборот могут только воевать. Христиане, когда надо быть в мире, могут находиться в мире, но когда дело касается войны, то это самые лучшие воины. Аминь.

Сегодня мы поговорим о том, что такое Церковь и кто Такой Господь Саваоф в нашей жизни.

Когда Господь Иисус Христос говорил: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее", Он говорил в будущем времени. Что это значит? Не что иное, как то, что Церковь постоянно должна быть готова к войне. Церковь - это не место нирваны. Бывают дни, когда Церковь должна защищать "Святую землю", на которой она стоит.

Мы должны не только верить в небеса, в заповеди, в истину, в Господа Иисуса Христа. Мы также должны уметь отстаивать эти убеждения. Нужно уметь отстоять свою семью, своих друзей, своего Бога и свою Церковь. Т.е. есть святые законы, которые не должны нарушаться. Если ты вступаешь в брак, то ты не можешь развестись. Если у тебя есть друзья, то ты не можешь разорвать с ними отношения, если они тебя не оставляют. Если ты уверовал в Господа, то ты не можешь вдруг сказать, что больше не веришь в Него. И точно так же, если ты есть в какой-то церкви, то ты не можешь сказать: "Сегодня я уже не хочу быть в этой церкви".

Мы должны отстаивать эти четыре закона. Нужно иметь смелость, ревность, мудрость и силу отстаивать то, во что мы верим.

Вы знаете, что имя Господа Саваоф не упоминается до книг Царств. Давайте откроем Первую книгу царств и будем читать о Давиде. Давид лучше, чем многие из нас знал, что такое Церковь. В то время, когда он был пастухом, он вдруг мог стать воином в нужный момент. Когда он был в мире, то был величайшим поэтом. Когда он был царем, то это был самый великий царь, который только мог быть.

Он не ограничивал Господа тем, что был просто хорошим поэтом. Когда наступали филистимляне, то он откладывал свои гусли, брал свой меч, снаряжал свою армию и побеждал. Когда же нужно было вести политические дела, то он вел их так, как никто. Когда надо было пасти овец, то он пас их, как самый лучший, как самый профессиональный пастух.

И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла (1Цар. 15:1-3).

Когда пророк от имени Господа Саваофа являлся к человеку, который должен был возглавить Израиль, он шел и говорил: "Я пришел к тебе от имени Господа войны, и я хочу, чтобы ты разобрался с врагами Израиля". Мы знаем, что Израиль - это ветхозаветный образ сегодняшней Церкви. В Израиле случалось разное, и бывало так, что приходилось вести войну.

Мы вспоминаем историю, когда Израиль воевал с филистимлянами: Голиаф вышел и поносил святой народ, приведя в испуг все израильское войско. В то время маленький пастушок Давид пришел в стан, чтобы доставить своим родственникам еду. Увидев, как этот необрезанный язычник, или как это звучало бы сегодня - этот грешный человек, который не является христианином, который не является святым человеком, поносил Божий народ, вышел и сказал очень удивительную вещь: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских".

Кто рассказал этому маленькому пастушку, что Господь - Бог Саваоф? Любовь к Господу дала ему определенное знание. Давид жил духовной жизнью. Если мы живем духовной жизнью, то у нас появляется знание от Господа, нас невозможно обольстить, нас невозможно обмануть, сбить с толку. Если ты каждый день молишься, если ты каждый день читаешь Библию, то Господь через все это вкладывает верные мысли.

С физической стороны Давиду ничего не светило, кроме поражения. Но в его сердце не было желания уйти. Потому что он знал, что не израильтяне начали войну, но филистимляне; не Израиль забирал в рабы юношей и девушек филистимских сел, но филистимляне. В той схватке нужно было все решить, надо было остановить врага.

И что случилось? Давид выступил, и Господь был с ним. Он пошел и победил. Не из-за того, что был супервеликим, а из-за того, что был под влиянием Духа Господа Саваофа.

Илия - это один из великих пророков в Израиле. В то время над Израилем воцарился один человек, который взял себе в жены язычницу. Она стала влиять на царя и, в буквальном смысле слова, заставила весь Израиль поклоняться языческим богам.

Это была война. Это была духовная война.

Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее (3Цар. 19:13,14).

Смотрите, Илия стал разговаривать с Господом, как с Богом воинств тогда, когда в Израиле случилась эта духовная война.

У Церкви также сегодня есть физическая война с клеветой, с грязью, с мошенниками и т.д. У Церкви есть также духовная часть войны, и каждое из этих направлений должен возглавлять определенный человек.

Не может царь вести духовную войну, он не совсем понимает, как это делается. Также и пророк не может вести войну физическую.

Смотрите, что сказал Илия: "Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе…" Т.е. уже пора начинать войну, уже пора освободить духовное поле Израиля от этих языческих капищ.

"Ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом…" Пора выходить на арену человеку, который имеет духовную власть.

Как Илия выиграл эту войну? Он собрал всех людей Израиля и обратился к ним с речью: "Вы верили всю жизнь в Господа Иегову, но сейчас вы стали рабами язычества". По мере того, как Илия говорил, в их сердцах пробуждался дух, который усыпили языческие заблуждения. Заключительным его словом было: "Слушайте: если Ваал есть бог, то давайте служить ему. Но если наш Господь есть Бог, то давайте вернемся к Нему".

Мы знаем, что жрецы Ваала сделали жертвенник своему богу, а Илия сделал жертвенник Господу из двенадцати нетесаных камней. Жрецы Ваала возложили жертву и плясали, бесились, кололи себя ножами, умоляя, чтобы их бог разжег этот жертвенник. Но ничего не происходило.

Тогда Илия стал смеяться над ними. Этот святой Божий человек начал, в прямом смысле слова, издеваться. Все методы оправданы, когда с тобою Господь. Если дословно перевести то, что он говорил, то это ни в какие рамки не лезет: "Может, ваш бог в туалет пошел?" Ну, это мягко говоря.

И люди смотрели, возможно, думая: "Что это за неуважительный человек?" Но Илия знал, что делал. Его методы были оправданы.

Наконец он сказал: "Ладно, заканчивайте", велел залить жертвенник Господа водой, помолился Богу, огонь сошел с неба, и жертва возгорелась. В тот момент дух в людях воскрес. Это была духовная победа Божьего духовного авторитета. Точно такая же, как и победа маленького пастушка Давида над Голиафом.

Во времена Елисея Израиль тоже переживал духовный кризис. Иосафату, кто был царем над Израилем на тот момент, предстояло победить одну из сильнейших языческих армий. Он был очень мудрым человеком и потому обратился к пророку Божьему, послав к нему людей с вопросом вести царю войну или нет.

И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя; теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами… (4Цар. 3:14-16)

Пророк Божий дал царю определенные указания о том, как победить. И после того, как Иосафат со своей армией сделал так, как сказал Елисей, языческая армия была разгромлена. Бог был с ними.

Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено (Ис. 2:12).

Когда на Церковь восстает "гордое", "высокомерное" и "превознесенное", то для того, чтобы это унизить, Церковь должна воевать. Это будет исполнением воли Божьей. И мы, как духовные люди, должны желать всем своим сердцем, чтобы воля Божия исполнялась.

Поэтому, когда на Церковь восстает "гордое", "высокомерное" и "превознесенное", а Церковь не противостоит этому, - это нарушение заповеди Бога. Из-за чего Израиль был в страхе, когда Голиаф выходил и поносил их? Да, потому, что воины, которые должны были воевать, не выполняли свою задачу.

Почему Израиль был поглощен языческой религией во времена Илии? Потому что люди, которые должны были вести духовную войну, победить обольщение, и перстом не шевельнули, чтобы это сделать. Это грех.

Что же стоит за именем Господа Саваофа?

Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено, - и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день (Ис. 2:12-17).

Это та аура, которая окружает имя Господа Саваофа, в Которого мы верим. Мы должны помнить об этом титуле Бога, когда находимся на стадии военных действий. Будь то духовная война, когда в Церковь вкрадывается обольщение, или война физическая, когда есть террористические акты по отношению к храмам или какие-то суды…

В этот момент мы должны верить в нашего Господа, как в Бога войны. Мы не можем просто стоять, как те солдаты, и смотреть на Голиафа, поносящего Божий народ.

Мы должны знать характер нашего Бога.

В Библии сказано: "Не мстите за себя". Если тебя обидели, то ты не должен мстить за себя. Но когда дело касается "Святой земли", то если ты молчишь, - ты грешишь.

С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его (Пс. 17:26,27).

Это характер Господа. Если ты искренен, если ты чист, тогда Господь поступает с тобой так же. Но если ты начинаешь лукавить против Господа, против Божьей Церкви, то готовься к такому лукавству, которое ты выдумать даже не сможешь.

Если ты сын своего Отца, то должен взять характер Бога в свой дух. Ты должен любить искренних, ты должен с искренними быть искренним, с чистым быть чистым. Но с лукавым ты не должен быть чистым, с лукавым ты не должен быть искренним. С лукавым ты должен поступить "по лукавству его".

Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин. 2:13-17).

В этом эпизоде никто не обидел Господа Иисуса лично. Он просто вошел в Храм, на Святую землю. Но то, что Он там увидел, шокировало Его. Он не остался в покое, но сделал бич из веревок, выгнал всех, столы перевернул, а деньги у меновщиков рассыпал.

Это выглядело неприглядно. Ученики Господа к этому отнеслись верно. Этим и отличаются ученики от тех, кто просто находится рядом. Ученики Господа понимают Его характер. Кто-то спрашивал Иисуса: "Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Что это ты поступаешь как бандит?" Ни один из учеников не спросил этого. Но они вспомнили слова Писания, говорившие об Иисусе: "Ревность по доме Твоем снедает Меня".

Как же поступали апостолы?

Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин (1Тим. 1:18).

Апостол Павел завещал Тимофею быть воином.

Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1Тим. 1:19,20).

Что это значит? Это и защита, и нападение. Слово "сатана" значит "противник". Иными словами, Апостол Павел предупредил их: "Если вы не успокоитесь, то вами будут заниматься люди, которые будут так вам сопротивляться, что мало не покажется".

Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти (2Кор. 10:2).

Апостолов обвиняли в том, что они поступали по плоти. Может быть, это связано с Именеем и Александром?

Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем (2Кор. 10:3).

Он говорит: "Мы не себя защищаем".

Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится (2Кор. 10:4-6).

"Оружия воинствования нашего не плотские", т.е. не как у бандитов. Но у Бога есть сила - это Его закон. И закон светский - это тоже сила Бога.

Господь Саваоф - у нашего Бога есть такое имя. Если нужно воевать, Иегова вдруг становится Саваофом. Если нужно прощать, Саваоф становится всемилостивым Богом и отдает Своего Сына Иисуса Христа на крест за каждого из нас. Бога нельзя ограничить.

Единственное, что Его останавливает, - это когда в Его народ приходит разделение, когда в Его народе есть невежество. Невежество губительно. И мы должны ведать что делаем, мы должны знать. А знание мы получаем из Библии.
Пермская деревянная скульптура - Господь Саваоф: