Что говорят при упоминании аллаха. Почему после произнесения имени пророка мухаммада, мы говорим: да благословит его аллах и приветствует? Что следует говорить, когда видишь человека, страдающего от какой-то болезни

С этими словосочетаниями мусульмане сталкиваются каждый день. Их произносят при тех или иных обстоятельствах. Какие-то – в период радости, какие-то – в горе и печали, иные – в период опасностей. Но знаем ли мы, что означают эти фразы и умеем ли применять их по назначению? В данном материале приведено толкование наиболее используемых мусульманами словосочетаний.

1. «Бисмилляhи-р-раẍмани-р-раẍим» «С именем Аллаха , Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том!» . Произноситься при начале любого действия. Рекомендуется произносить перед едой, сном, одеванием, чтением Корана , омовением , чтением богословских книг и т.д.

2. «А"узубилляhи мина-ш-шайҭани-р-раджим» «Я прибегаю за помощью к Аллаху для защиты от проклятого сатаны , лишённого Его милости» . Произносят с целью защиты от сатаны , обращаясь за помощью к Богу, Сотворившему и самого сатану . Читают перед чтением Корана , суры «Аль-Фатиха» в намазе, перед тем, как лечь спать, перед совершением омовения , прежде чем войти в туалет и другие грязные места, а также в состоянии гнева.

3. «Салляллаhу ‘аляйhи ва саллям» «Мир ему и благословение Аллаха » . Произносится после упоминания имени Пророка Мухаммада ﷺ . Всевышний в Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка ﷺ . О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (сура «аль-Ахзаб», аят 56).

4. «Астаґфируллаh» «Я прошу прощения у Аллаха » . Это слова покаяния, которые произносят после совершения греха или лицезрения греховного.

11. «Аллаhу-ль-муста’ан » – «Аллах – оказывающий помощь» . Произносят когда сталкиваются с трудными ситуациями.

12. «Ля ẍавля ва ля ḱуввата илля билляh» «Нет силы и мощи, кроме как от Аллаха » . Читают, когда постигает какое-либо затруднение, и поминая Господа таким образом человек принижается перед Ним, показывая что поменять это его положение к облегчению способен только Всевышний, и только Он владеет всей ситуацией, а не люди или любые иные обстоятельства.

13. « Ẍасбуналлаhу ва ни’ма-ль-вакиль» «Нам достаточно Аллаха , Он – наилучший, на Кого полагаются» . Произносят при возникновении страха и беспокойства, сталкиваясь с непреодолимыми обстоятельствами.

14. «Инна лилляhи ва инна иляйhи раджи’ун» «Поистине, мы от Всевышнего и к Нему будем возвращены» . Произносят, когда случается какое-либо горе, несчастье, при печальном известии о смерти кого-либо.

Фото: motto.net.ua

Салават – это определенная ду‘а-мольба с возвеличиванием пророка Мухаммада (его положения пред Богом и людьми).

Имам аль-Куртуби говорил: «Салават пророку Мухаммаду от Бога – милость Его, довольство и возвеличивание его пред ангелами. Салават от ангелов – мольба за пророка Мухаммада и прошение прощения. Салават от последователей (от уммы) – мольба за него, прошение прощения и возвеличивание его положения» .

Салават - испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада, например, говоря

اللَّهُم صَلِّ عَلَى سيِّدِنَا مُحَمَّد وَ سَلِّم («аллахумма солли ‘аля сайидина мухаммад ва саллим») либо при упоминании его имени говоря

صَلَّى اللهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم

(«соллял-лаху ‘алейхи ва саллям») [да благословит его Всевышний и приветствует].

В Коране сказано:

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) благословляет Пророка [Мухаммада, окружает его Своей милостью], и ангелы молятся за него [подчеркивая и подтверждая величие его миссии, его значение для истории человечества]. [А потому и вы] верующие, молитесь за него [прося у Бога] Божественного благословения и приветствия [говоря, например, «аллаахумма солли ва саллим ‘аля сайидина мухаммад»]» ().

Однажды сподвижники спросили пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Божий, мы знаем, как приветствовать тебя миром (салямом) [читая в молитве-намазе ташаххуд ], но как нам проговаривать ас-соля (салават) в твой адрес?» Он ответил: «Говорите: «Аллаахумма солли ‘аля мухаммад ва ‘аля эли мухаммад, кяма солляйте ‘аля эли ибрахим, иннакя хамиидун маджиид. Аллахумма барик ‘аля мухаммад ва ‘аля эли мухаммад кяма барактэ ‘аля эли ибрахим, иннякя хамиидун маджиид » . Эта форма касается салавата в молитве-намазе, хотя может применяться и в других случаях.

У этого салавата есть более полная форма.

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ صَلَّيْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ

وَ باَرِكْ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ باَرَكْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعاَلَمِينَ

إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

Транскрипция:

«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад. Кяма солляйтэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим, ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад, кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘аалямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

Перевод:

«О Аллах! Благослови Мухаммада и род его, как Ты благословил Ибрахима (Авраама) и род его. И ниспошли благословение Мухаммаду и роду его, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму (Аврааму) и роду его во всех мирах. Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый».

Одной из кратких и распространенных форм салавата является, например:

اللَّهُمَّ صَلِّ و سَلِّمْ عَلَى مُحَمَّد

(«Аллаахумма, солли ва саллим ‘аля мухаммад») или

اللَّهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد («аллаахумма, солли ва саллим ‘аля сайидинаа мухаммад»).

Я предпочитаю вторую, она звучит более уважительно, не «на равных», как некоторые любят, а словом «сайидинаа» подчеркивая уважение и почтение к Пророку. Сайид – то есть уважаемый, почитаемый; главенствующий. К примеру, в современном арабском речевом этикете, когда обращаются к аудитории, говорят «ас-сайидаат вас-садат» (дамы и господа).

Когда желательно проговаривать салават?

Проговаривать его можно в любое время, но желательнее (мустахаб):

В пятницу и в ночь с четверга на пятницу ,

Утром и вечером;

Входя в мечеть и выходя из нее,

Находясь рядом с могилой Пророка в Медине,

Отвечая на призыв муаззина (когда он говорит «ашхаду анна мухаммадан расуулюл-ла»);

В начале мольбы-ду‘а (говоря, например, الحَمدُ لِله والصَّلاةُ و السَّلامُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد («аль-хамду лиль-ля вас-соляяту вас-саляяму ‘аля сайидина мухаммад»)) и завершая мольбу-ду‘а (говоря, например,

و صَلِّ اللَّهُم عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد و الْحَمْدُ لِله رَبِّ العَالَمِين («ва солли, аллаахумма, ‘аля сайидина мухаммад, валь-хамду лиль-ляяхи раббиль-‘аалямиин»));

Собираясь в одном обществе, кругу людей и расходясь;

При упоминании имени пророка Мухаммада;

Во время обхода вокруг Сафы и Марвы в Мекке, целуя черный камень во время хаджа или ‘умры;

Просыпаясь ото сна;

Завершая чтение полного Корана;

В периоды трудностей и сложностей;

Прося у Бога прощения, раскаиваясь;

В начале наставления, обращения к людям или предваряя урок;

Во время бракосочетания .

Награда за салават

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто просит [у Аллаха (Бога, Господа)] для меня благословения один раз [проговаривая салават] , тому возвращается в ответ десять Божественных благословений [для него лично]» .

Мольба, обращенная к Богу о помиловании в Судный День, - это очень много! Мольба, обращенная к Богу о возможности воспользоваться заступничеством пророка Мухаммада в Судный День - это очень много! Если сосредоточить чуточку внимания на данной мольбе словом и делом, но каждый день(!), это даст огромный эффект как в земной, так и в вечной перспективах.

Шейхи, устазы и другие уважаемые люди

Что касается уважения к ученым и праведникам в Исламе, то оно приветствуется, но должно иметь меру и быть благоразумным в свете Корана и Сунны.

Салават проговаривается только в адрес пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) .

Считаю, что устремленность к Божьей милости и прощению молитвами и делами, а также надежда на заступничество пророка Мухаммада, реализуемая через практикование оставленного им наследия и проговаривание салаватов при упоминании его имени - огромный вклад в возможность каждого из нас воспользоваться его заступничеством в Судный День. Нужно ли что-то еще, нужно ли еще у кого-то просить заступничества? Я лично не вижу в этом необходимости, но и не называю верующих, практикующих посещение святых мест и гробниц, просящих у шейхов и устазов, мушриками (язычниками). Жизнь быстротечна и коротка, а потому лучше делать то, в чем ты уверен, но каждый день, хотя бы по чуть-чуть.

Хадисы про салават

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если услышите муаззина , то повторяйте произносимое им [тихо, про себя] . Затем просите [у Всевышнего] благословения для меня [проговорите салават]. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Аллах (Бог, Господь) одаривает десятью. После этого просите для меня аль-васийля - степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Божьих. Я желаю быть им. Кто просит для меня [у Бога] аль-васийля , тот обретет мое заступничество [в Судный День]» .

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят салават и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана:

للَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ ،

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ .

Транскрипция:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссоляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыиля, ваб‘асху макааман махмуудан эллязии ва‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяямэ. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы[-намаза]! Дай пророку Мухаммаду аль-васийля и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение . И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть проговорит салават , а после скажет: اللَّهُم إِفتَحْ لِى أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ («Аллаахумма, ифтах ли абвааба рахматикь») (о Господи, распахни для меня врата Твоей безграничной милости!). А когда будет выходить [из мечети], то пусть также проговорит салават и скажет: اللَّهُم أَسْئَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ («Аллаахумма, ас’алюкя мин фадликь» (о Господи, прошу Тебя [проявить ко мне даже то, чего я не заслуживаю] из милости Твоей))» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас намерен помолиться (обратиться к Богу с мольбой-ду‘а), тогда пусть начнет с благодарности Всевышнему и восхваления, после проговорит салават , а затем уже молит Бога, о чем пожелает» .

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 234.

Отмечу, что в аяте, и при упоминании Аллаха (Бога, Господа), и при упоминании ангелов, говорится именно про салават («юсоллююна ‘алян-наби», то есть «проговаривают салават Пророку»). Переводя аят, я дал смысловой перевод с учетом комментариев и пояснений ученых.

Подробнее о ташаххуде читайте, например, в моей книге «Мусульманское право 1-2».

Если вы читаете намаз, то должны знать, что в нем после последнего ракяата читается салават. Этот салават также применим и в иных случаях, когда вы дополнительно намерены проговорить благословение-салават в адрес пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1511, хадис № 4797; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 10. С. 682–685, хадис № 4797 и пояснение к нему.

Подчеркну, что это желательно, а не обязательно.

Начинается с заходом солнца в четверг.

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 237.

Например, говоря «аллахумма солли ‘аля сайидина мухаммад ва саллим» либо при упоминании его имени - говоря «соллял-лаху ‘алейхи ва саллям» (да благословит его Всевышний и приветствует).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 175, хадис № 70–(408); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 181, хадис № 1530, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 532, хадис № 8809, «сахих».

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 10. С. 685; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 239.

Муаззин (муэдзин) - призывающий на молитву-намаз, читающий азан.

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 199, хадис № 611; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 165, хадис № 10–(383).

Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 165, хадис № 11–(384); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 27, хадис № 5/1037; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 56, хадис № 506.

Аль-васийля - одна из степеней в Раю.

Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 199, хадис № 614; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 120, хадис № 614 и пояснение к нему.

Например, сказав «аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммад».

Хадис от Абу Хумейда; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 41, хадис № 582, «сахих». Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 93, хадисы № 772 и 773, оба «сахих».

Обычно мольба-ду‘а начинается со слов: «Аль-хамду лил-ля, вас-соляяту вас-саляяму ‘аля сайидина мухаммад». В завершение мольбы проговаривается: «Ва солли аллаахумма ‘аля сайидина мухаммад, валь-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямин».

Св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 177, хадис № 1481, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 50, хадис № 717, «сахих».

Азкары – это слова поминания Аллаха или слова, которые считаются молитвой. Произнося их, человек получает воздаяние от Всевышнего и благодать.

Бывают азкары, читаемые в намазе, после намаза, перед выходом из дома, перед едой, после еды и т. д. Каждый из таких азкаров произносится в определённое время, в определённых ситуациях. Например, «Бисмиллях» говорят перед едой, а «Альхамдулиллях» после еды.

Так же и с другими азкарами и молитвами..

Есть и молитвы, не связанные с какими-либо условиями, которые желательно читать постоянно. У таких молитв, которые также являются поминанием Всевышнего, есть свои правила чтения, которые нужно соблюдать. Кто хочет читать молитвы постоянно, тот должен изучить этику постоянного поминания, чтобы впоследствии его молитвы не оказались напрасными. Есть хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится, что даже читающий Коран может получать проклятие от читаемого им Корана. По какой причине? Из-за несоблюдения необходимой этики чтения Корана. Впрочем, этика Корана – это отдельная тема, достаточно подробно раскрытая в достоверных исламских источниках. Мы же сейчас говорим о некоторых ошибках в читаемых повседневно молитвах и азкарах.

Приведём несколько примеров.

На вопрос «Как дела?» положено отвечать: «Альхамдулиллях (хвала Аллаху), хорошо». Ответить в этом случае «Субханаллах, хорошо» будет неправильно. Один мой товарищ, позвонив своему знакомому, спросил его: «Как дела, что делаешь?» Тот ответил: «Субханаллах, по парку гуляю». Уместно ли в данном случае сопровождать свой ответ: «По парку гуляю» – выражением «Субханаллах» (т. е. «Пречист Аллах от всех не соответствующих Ему качеств и атрибутов»)?! Другой приходит в закусочную и говорит: «Субханаллах, дай одну шаурму». Какая связь между шаурмой и этим поминанием Аллаха?! Был ещё случай, когда одна девушка, возмущённая тем, что некоторые мусульмане разговаривают в мечети о мирских делах, рассказывала: «Сидят в мечети и, «бисмиллях», начинают говорить о любви». Непонятно, причём здесь «бисмиллях». Это поминание означает «с именем Аллаха», его произносят перед тем, как начать делать что-то – например, перед входом в дом, перед едой, перед чтением Корана и т. д. Но ведь эти люди не начинали с «бисмиллях» разговор в мечети о любви. Это же смешно! Хотя нет, уже не смешно... Это небрежность по отношению к молитвам.

В таких случаях азкары теряют свой истинный духовный смысл, а значит, произносивший их вполне может потерять воздаяние за прочитанную молитву.

Например, «Аль-Фатиха» – очень ценная сура, прочитавший её получает огромное вознаграждение. Давайте спросим себя: получим ли мы полное вознаграждение за чтение этой суры в намазе сидя? Нет! Сидя читают «ат-Ташаххуд» («Аттахийату»), а не «Фатиху». Другой вопрос: получим ли мы воздаяние за чтение суры «Аль-Фатиха» на мусорной свалке или в туалете? Нет! Такое неуважительное отношение к суре – грех. Так и с остальными азкарами. Прежде чем произносить их вслух, человек должен подумать: а не ошибается ли он? Рекомендую всем, и в первую очередь себе, изучить этику чтения азкаров и молитв, ведь это не пустая болтовня, а поминание Всевышнего Аллаха.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые основные моменты:

1. Не следует читать азкары напоказ .. Спросите себя, сколько раз вы читаете эти азкары наедине и сколько раз произносите их на публике, и вы увидите степень своей искренности. Но и это не главный критерий стремления к показному. Такое стремление является очень скрытым и весьма опасным в духовном смысле. Оно не только сводит на нет наши благие деяния, но и может превратить их в грех.

2. Уровень богобоязненности и праведность человека определяются не количеством публично произнесённых им азкаров и молитв . Богобоязненность – нечто скрытое в сердце человека. Не отрицаю, что поведение богобоязненного человека отличается от поведения грешника, но внешность не является основным показателем богобоязненности, и уж тем более небрежное использование азкаров не может служить доказательством набожности. Поэтому человек, читающий азкары, пусть не возносит себя над тем, кто не читает их вслух. Быть может, наедине со Всевышним тот за один раз читает столько азкаров, сколько ты не прочитаешь публично за всю свою жизнь.

3. Произносите азкары в тех случаях, когда они уместны . Прочитайте в достоверных книгах или статьях и запомните, где, как и когда следует читать тот или иной азкар или определённую молитву. Это очень важно, потому что нарушение правил приводит к несоблюдению этики по отношению к азкарам, ведь молитвы с именем Создателя нужно произносить с соответствующей этикой. Нормы этики бывают как желательными, так и обязательными. Несоблюдение желательных норм ведёт к потере вознаграждения за молитву. Да поможет нам Всевышний. Амин!

Гамзат Магомедов

Мусульмане, при упоминании имени пророка, по указанию Всевышнего Аллаха, произносят ему «Салават». В арабском варианте это звучит следующим образом: «алэйхи-с-саляту уа-с-салям». В арабском языке слово «салят» означает молитва, также употребляется как «мольба». Здесь возникает вопрос: «Как совершать мольбу за пророка?». В исламе есть ряд случаев, когда стоит молиться за пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего.

Об этом рассказал сам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, в своих многочисленных изречениях. Передается от Ибн Масгуда Укба ибн Амру аль-ансари, который сказал: «Когда мы сидели у Сагда ибн Убады, к нам пришел Посланник Аллаха, и Башир ибн Сагд сказал ему: «Аллах повелел нам молиться за тебя, так как же должны это делать?» Он сказал: «Говорите: Аллахумма салли аля Мухаммад, уа аля али Мухаммад, Кама салэйта аля Ибрахима, уа барик аля Мухаммад, уа аля али Мухаммад, кама баракта аля Ибрахима». А приветствие вы знаете».

Передается от Абдурахмана ибн Абу Ляйла, который сказал: «Повстречался мне Кагб ибн Уджра, и он сказал мне: «Не подарить ли мне тебе подарок?! К нам вышел Посланник Аллаха, и мы спросили его: «О, Посланник Аллаха, мы узнали, как приветствовать тебя, а как молиться за тебя?». Он ответил: «Говорите: Аллахумма салли аля Мухаммад уа аля али Мухаммад, кама саллэйта аля Ибрахима иннака Хамидун Маджид. Аллахумма барик аля Мухаммад уа аля али Мухаммад кама баракта аля Ибрахима иннака Хамидун Маджид».

Места, в которых произносятся слова мольбы за Пророка

1) В конце ташаххуда.
Передается от Ибн Умара, что Посланник Аллаха сказал: «Не будет молитвы, кроме как с чтением (кыраат), чтением ташаххуда и мольбой за меня».
Передается от Фадаля ибн Убайда, что Посланник Аллаха услышал, как один человек в своей мольбе не помолился за пророка, и он сказал: «Этот поторопился». Потом он позвал и сказал ему, или другому: «Когда кто-нибудь из вас начинает молить Аллаха, то пусть сначала восхвалит Его, потом помолится за пророка, а потом пусть просит, что пожелает».

2) После второго такбира в молитве джаназа.

3) Хутбы: пятничная и праздничные хутбы
Передается от Ауна ибн Абу Джухайфы, который сказал: «Мой отец был постовым Али, он стоял внизу минбара, и он рассказал мне, что Али поднялся на минбар, и он восхвалил Аллаха, помолился за пророка и сказал: «Лучшие в этой умме после Пророка, Абу Бакр, а второй Умар, сказал: «Аллах делает добро, кому пожелает».

4) После Азана
В достоверных сборниках хадисов приводится от Абдуллаха ибн Амра, что он слышал Посланника Аллаха, который сказал: «Когда услышите муаззина, то говорите то же, что говорит он, потом помолитесь за меня, и поистине, кто помолится за меня один раз, то Аллах вернет эту мольбу 10 раз, потом просите у Аллаха для меня Василя, и поистине, это уровень в Раю, которого достигнет только один из Его рабов, и этим рабом желаю быть я, а тот, кто будет просить для меня Василя, за того я будут заступаться (в Судный день).

5) Во время совершения дуа
Для совершения дуа есть три уровня:
а) молиться за Пророка до своих просьб, после восхваления Аллаха;
б) молиться за Пророка в начале своей молитвы, в середине и в ее конце;
в) молиться за Пророка в начале и в конце молитвы, а между ними просить о своих нуждах.
Передается от Али, который сказал: «Нет ни одного дуа, кроме как между ним и Аллахом, есть преграда до тех пор, пока он не помолится за пророка Мухаммада, и когда он помолится за Пророка, преграда исчезнет, и на его мольбу будет отвечено, а если он не помолится за Пророка, то ему не будет отвечено».
Мольба за Пророка является ключом к дуа, подобно тому, как очищение является ключом к молитве.
Мольба за пророка принимается и то, что между ними, также принимается.

6) При входе в мечеть и при выходе из нее
От Абу Хурайры приводится, что Посланник Аллаха сказал: «Если кто-нибудь из вас входит в мечеть, пусть поприветствует пророка и скажет: «Аллахумма фтахли абваба рахматик», а при выходе пусть поприветствует пророка и скажет: «Аллахумма аджирни минашшайтаннирраджим».

7) На горах Сафа и Марва
Передается от Вахба ибн Адждага, который сказал: Я слышал, как Умар ибн аль-Хаттаб во время проповеди в Мекке сказал: «Если кто-нибудь захочет совершить Хадж, пусть 7 раз совершит обход Каабы, потом прочитает два ракаата у макаму Ибрахима, потом поприветствует черный камень, потом начнет бег от Сафы, встанет на ней, повернется в сторону Каабы и совершит 7 такбиров, и после каждого такбира пусть восхваляет Аллаха, потом пусть помолится за пророка, а потом пусть просит для себя, на Марве пусть сделает то же самое».

8) Во время собраний и встреч
Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «Если какая-либо община собралась и не упомянула Аллаха, и не помолилась за пророка, то это будет для них прегрешением, и если Аллах захочет, он накажет их, а если захочет, простит».

9) При упоминании Пророка
Передается от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха сказал: «Если меня упомянут перед кем-либо, то пусть благословит (помолится за) меня, и поистине, тот, кто помолится за меня один раз, того Аллах благословит десять раз».
Передается от Хусайна ибн Али ибн Абу Талиб, что Посланник Аллаха, сказал: «Жаден тот, в присутствии кого упомянули меня, и он не помолился за меня».

10) Днем и вечером
От Абу Дарды передается, что Посланник Аллаха сказал: «Кто будет молиться за меня, когда светлеет и вечереет по десять раз, того настигнет мое заступничество в Судный день».

11) Во время посещения могилы Посланника Аллаха
Передается от Абдуллы ибн Динара, который сказал: «Я видел Абдуллу ибн Умара, который стоял у могилы Пророка. Он помолился за него и совершил дуа за Абу Бакра и Умара».

12) При выходе на улицу
К слову сказать, раньше самое большое скопление народа было именно на базарах, как в принципе и сейчас. Вспомните себя в каком-нибудь торговом центре. Конечно, самое первое, что упоминалось после восхваления Всевышнего, была именно мольба за Пророка.

13) В праздничных молитвах
Во всех праздничных молитвах: ураза-байрам, курбан-байрам и, конечно же, пятничные молитвы - всегда должно упоминаться имя Посланника Аллаха и мольба за него.

14) В пятничные день и ночь
Передается от Анаса, что Посланник Аллаха сказал: «Больше молитесь за меня в пятничный день и пятничную ночь, и кто благословит меня в один раз, того Аллах благословит десять раз».
Передается от Абу Масгуда аль-ансари, что Посланник Аллаха сказал: «Больше молитесь за меня в пятничный день, и поистине, нет ни одного произнесшего на меня благословения, кроме как оно достигнет меня».


Как-то раз Убай спросил: «О Посланник Аллаха, я много совершаю дуа, сколько своих дуа я должен сделать для тебя?» Он ответил: «Сколько хочешь». Я спросил: «Четверть?» Он сказал: «Сколько хочешь, но если сделаешь больше, это будет лучше для тебя». Я спросил: «Половину?» Он сказал: «Сколько хочешь, но если сделаешь больше, это будет лучше для тебя». Я спросил: «Две трети?» Он сказал: «Сколько хочешь, но если сделаешь больше, это будет лучше для тебя». Он сказал: «Я все свои дуа сделаю за тебя». Он сказал: «Разрешатся твои проблемы, и будут прощены тебе грехи».

18) Произнесение мольбы за пророка в любом месте
Посланник Аллаха сказал: «Не делайте из своих домов могилы… Просите для меня благословения, ибо поистине оно до меня доходит, где бы вы ни были».

Суть данных велений к упоминанию Посланника Аллаха - это воспитание в мусульманине любви к Пророку. Любовь к Пророку не выражается лишь на языке, она должна также проявляться на всей жизни мусульманина. И в конце: Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение Его Посланнику и Пророку Мухаммаду. Аминь!

Хвала Аллаhу – с такими словами мы обращаемся к Аллаhу Всевышнему, в котором нуждаемся, а Он не нуждается ни в ком и ни в чем. Мир, почтение и приветствие Его рабам, которых Он избрал. Мы передаем приветствие и читаем молитвы нашему Пророку, мир Ему, а также тем, кто пошел по Его пути, соблюдая Его учение. Просим у Аллаhа Всевышнего, чтобы сохранил и защитил Его общину.

Воспоминание и восхваление Аллаhа Всевышнего (Зикр) – это одно из самых важных действий и поступков, которое приближает нас к тому, что одобрено Им. Мусульмане получают большое вознаграждение за благочестивые деяния, но это принимается именно от верующих.

Когда мусульманин упоминает Аллаhа Всевышнего, то его сердце наполняется спокойствием, радостью, и такой человек получит большое вознаграждение на Весах в Судный День. В этот День многие будут сожалеть о том, что они потеряли возможность в прошедшей жизни упоминать Аллаhа Всевышнего молитвами и соблюдением Его повелений. Если человек не был готов к Судному Дню, то будет очень сожалеть, и ему уже не помогут ни имущество, ни деньги, ни семья. Будет слишком поздно… А человек бывает готовым только в том случае, если имеет чистое сердце и искренне убежден в словах: «Нет божества кроме Алла h а и Мух аммад – Его Пророк» и следует по пути Богобоязненности и благочестия.

Приведем несколько Аятов из К ур`ана, в которых говорится о важности упоминания и восхваления Аллаhа Всевышнего, что это полезно и приятно всем людям, которые упоминают Его. Перечислим ряд преимуществ меджлисов (собраний), где, воспоминая Аллаhа Всевышнего, читают Зикр, в частности, расскажем о пользе собраний, где читаются слова:

  • таhлиль – لا إِلهَ إِلا اللهُ Ля иля h а иллялла h – самый лучший Зикр об Аллаhе Всевышнем,
  • тасбих – это произнесение слов – سُبْحَانَ اللهِ Субха налла h – Аллаh превыше всех недостатков,
  • тах мид الْحَمْد للهِ Аль-х амду лилля h – это восхваление Аллаhа и выражение благодарности Аллаhу Всевышнему за то, что Он даровал нам жизнь, отличил от животных и от всего сущего на этом свете, дал нам мудрость и возможность выбора, а также множество богатств.
  • Ат-такбир – это произнесение слов — اللهُ أكبرُ Алла h у Акбар – Аллаh Всемогущ, но не в смысле объема, размера, потому что Аллаh не объект (каждый объект имеет свои большие или малые габариты, границы, объем, занимает место в пространстве).

Аллаh Всевышний превыше всех недостатков, потому что все создано Им. А Аллаh не похож на то, что Он создал, так как Он существовал вечно до того, как создал что-либо, и таким и существует. Мы созданы, и все, что можем представить себе, – создано, даже если в жизни не видим этого, а оно есть только в нашем воображении. Аллаhа никто не может представить умом, наш ум и воображение созданы Аллаhом, а Аллаh Всевышний не похож на это – нет ничего, подобного Ему. Например, свет и темнота созданы, их раньше не было. Они были созданы после каких-то других созданий. Разве человек может представить себе время, когда не было ни света, ни тьмы? Тем более, нельзя представить Аллаhа Всевышнего, потому что Он не подобен созданным. Он не объект и не прилагаемое к объекту. Он ни в движении, ни в покое, не разделяется, не соединяется. Нет ничего, подобного Ему.

Мусульмане веруют в Аллаhа Всевышнего, в Его Пророков, начиная с Адама и до последнего Пророка Мух аммада, мир Ему, включая ‘Ису (Иисуса), Мусу (Моисея), так как верующие не отличают одного Пророка от другого по убеждениям, по вере. У всех Пророков одна и та же вера, одни и те же убеждения. Все Пророки призывали людей верить в Одного-Единственного Бога, Единственного Создателя, и никто из Пророков не называл себя Богом или сыном Бога.

Когда мы говорим, что речь идет о верующих, то имеем в виду мусульман. Кто верит в Пророков, как положено в Них верить, и не отрицает их учения, таких людей на арабском языке называют мусульманами, т.е. преклоняющимися Одному-Единственному Богу и признающими Его законы.

Ислам – это покорность Единому Богу, признание Его Законов. Шари‘ат – это Божьи Законы.

Мусульманами являлись и те, кто веровал в законы ‘Исы (Иисуса) и соблюдал Его учение. В то время они говорили:

«Нет божества кроме Аллаhа, ‘Иса – Его Посланник». Сейчас мы говорим: «Нет божества кроме Аллаhа, Мух аммад – Его последний Посланник», но признаем и предыдущих Пророков. А предыдущие, повторяя свидетельства своего времени, верили в последнего Пророка Мух аммада, мир Ему, верили, что наступит Его время, и все верующие пойдут по Его пути. Пророк Мух аммад предупреждал, и в К ур`ане также сказано, что ‘Ису, мир Ему, не распяли и не убили, а Он был вознесен и находится на втором небе. Сказано, что наступит день, когда Он возвратится на землю. Мы верим в это, даже если и не увидим, и убеждены, что это время наступит. Вера у ‘Исы, мир Ему, такая же, как и у нас.

Аллаh Всевышний сказал в К ур`ане:

(Сура 33 «Аль-Ах заб», Аяты 41,42)

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا اذْكُرُوا اللهَ ذِكْراً كَثِيراً وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلاً

Это означает: «О, вы, которые уверовали! Вспоминайте Алла h а много и славьте Его утром и вечером» .

В Суре 2 «Аль-Бак ара», в Аяте 198 сказано:

فَإِذَا أَفَضْتُمْ مِنْ عَرَفَاتٍ فَاذْكُرُوا اللهَ عِنْدَ الْمَشْعَرِ الْحَرَامِ وَاذْكُرُوهُ كَمَا هَدَاكُمْ

Это означает, чтобы паломники после того, как завершили стояние в местности ‘Арафат, упоминали Алла h а Всевышнего во время совершения ритуалов, так как Он даровал им путь правдивости и спасения .

Также сказано в Священном К ур`ане:

(Сура 2 «Аль-Бак ара», Аят 200)

فَإِذَا قَضَيْتُمْ مَنَاسِكَكُمْ فَاذْكُرُوا اللهَ كَذِكْرِكُمْ ءَابَاءِكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْراً

Это означает: «Когда полностью завершаете все ритуалы паломничества, вспоминайте Алла h а Всевышнего. Аллаh Всевышний даровал жизнь нашим родителям, Аллаh – Единственный, кто дает всем жизнь» .

В Суре 4 «Ан-Ниса`», Аяте 103 сказано:

فَإِذَا قَضَيْتُمْ الصَّلاةَ فَاذْكُرُوا اللهَ قِيَاماً وَقُعُوداً وَعَلَى جُنُوبِكُمْ

Это означает: «После завершения Намаза вспоминайте Алла h а в каком бы положении вы не находились: стоя, сидя или лежа» .

В Суре 7 «Аль-А‘раф», Аяте 205 сказано:

وَاذْكُرْ رَبَّكَ فِي نَفْسِكَ تَضَرُّعاً وَخِيفَةً وَدُونَ الْجَهْرِ مِنَ الْقَوْلِ بِالْغُدُوِّ وَالآصَالِ وَلا تَكُنْ مِنَ الْغَافِلِينَ

Это означает: «Вспоминайте Господа про себя, выражая свою любовь и Богобоязненность к Алла h у Всевышнему, в полдень и в любое другое время искренне ради Аллаh а. Не будьте в числе тех, кто забывает, отвлекается, а используйте свое время для полезного и нужного (для покорности)» .

В Суре 62 «Аль-Джуму‘а», Аяте 10 сказано:

وَاذْكُرُوا اللهَ كَثِيراً لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

Это означает: «Часто вспоминайте Алла h а, и это поможет вам в успехе» .

В Суре 33 «Аль-Ах заб», Аяте 35 сказано:

وَالذََّاكِرِينَ اللهَ كَثِيراً وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللهُ لَهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْراً عَظِيماً

Это означает, что Алла h Всевышний обещал и мужчинам, и женщинам, которые часто Его вспоминают, прощение и большое вознаграждение .

Также есть и другие доказательства из К ур`ана, где говорится о преимуществах упоминания Аллаhа Всевышнего. Доказательством этому служат и слова Пророка Мух аммада – наипрекраснейшего среди созданных. Аллаh Всевышний дал Ему богатство – Он говорил кратко, но Его слова имели великое значение.

Есть Х адис Пророка Мух аммада, мир Ему, переданный имамом Муслимом, в котором сказано, что Абу hурайра – один из приближенных сподвижников Пророка, говорил о важности частого упоминания Аллаhа Всевышнего и мужчинами, и женщинами:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: سَبَقَ الْمُفَرِّدُونَ «

قَالُوا وَمَنِ الْمُفَرِّدُونَ يَا رَسُولَ اللهِ. قَالَ : الذَّاكِرُونَ اللهَ كَثِيراً وَالذَّاكِرَاتُ «

Имам Ат-Тирмиз ий, объясняя слова Пророка, мир Ему, говорил, что у тех людей, которые очень часто упоминают Имя Аллаhа Всевышнего, их упоминание постоянно в их сердцах, и они так привыкли, что уже не могут обходиться без него. Такие люди будут в числе благочестивых и будут радоваться в Судный День.

Один благочестивый человек – халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, вечером, во время паломничества в местности ‘Арафат, сказал:

قَالَ سَيِّدُنَا عُمَرُ بْنُ عَبْدِ الْعَزِيزِ: لَيْسَ السَّابِقُ الْيَوْمَ مَنْ سَبَقَ بَعِيرُهُ

وَلَكِنِ السَّابِقُ مَنْ غُفِرَ لَهُ

Это означает: «Здесь мы не смотрим, чей верблюд быстрее бегает, опережая других, а говорим о преимуществах того, у кого приняты молитвы, ритуалы, которые он совершал, и Аллаh даровал ему прощение».

Здесь речь идет не о тех, кто торопится в этой жизни и хочет опередить другого, а о благочестивых, которые лучше используют свое время и лучше соблюдают повеления Аллаhа Всевышнего.

Люди бывают разные. Многие читают молитвы, но не все одинаково совершают ритуалы, даже если внешне делают одни и те же движения. Будет счастлив тот, у кого Аллаh Всевышний примет его благочестивые деяния.

Есть важный Х адис , в котором говорится о семи категориях лиц, которые в Судный День будут под тенью Аль-‘Арша, – которая будет служить для них защитой в то очень тяжелое время.

Одна из категорий людей – это те, которые упоминали Аллаhа Всевышнего искренне, без каких-либо корыстных целей, с чистой душой и со слезами на глазах, как сказано об этом нашим Пророком Мух аммадом, мир Ему:

وَرَجُلٌ ذَكَرَ اللهَ خَالِيًا فَفَاضَتْ عَيْنَاهُ

Быть в числе радостных в Судный День – большое богатство и высокое почтение для человека.

В «Достоверном сборнике изречений Пророка», который составил имам Муслим, сказано, что Пророк Мух аммад, мир Ему, очень часто упоминал Аллаhа Всевышнего в разных ситуациях: это не зависело от того, был у Него Т аhарат или нет, стоял Он или же сидел, ходил или же лежал, путешествовал или же находился дома. Это было независимо от времени суток и состояния Его здоровья – Он читал Зикр перед всеми и наедине.

Отсюда становится ясно, что в религии разрешается повторять слова Зикра даже тем, кто не находится в состоянии Т аhарат.

Ар-Раби‘, сын Анаса, говорил:

قَالَ الرَّبِيعُ بْنُ أَنَسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ: عَلامَةُ حُبِّ اللهِ كَثْرَةُ ذِكْرِهِ فَإِنِّكَ لَنْ تُحِبَّ شَيْئاً إِلا أَكْثَرْتَ ذِكْرَهُ

Это означает: «Признаком любви к Алла h у Всевышнему является частое Его упоминание. Это следует из принципа: кого человек любит больше, того чаще и упоминает» .

Имам З ун-Нун аль-Мис рий сказал:

قَالَ ذُو النُّونِ الْمِصْرِيُّ رَحِمَهُ اللهُ: مَنِ اشْتَغَلَ قَلْبُهُ وَلِسَانُهُ بِالذِّكْرِ قَذَفَ اللهُ فِي قَلْبِهِ نُورَ الاشْتِيَاقِ إِلَيْهِ

Это означает: «Кто выражал свою любовь к Аллаhу Всевышнему, используя свой язык и свое сердце, упоминая Аллаhа, тот будет ощущать особую радость и будет среди благочестивых. Кто часто упоминает Аллаhа Всевышнего, тому Он дарует особый свет, который поможет человеку идти правдивым путем».

Кто пошел по пути Богобоязненности, тот больше старается выразить свою любовь к Аллаhу Всевышнему не только соблюдением повелений Аллаhа, но и воспоминаниями о Нем. Есть люди, которые даже когда разговаривают, слушают или отвечают на вопросы, все время языком повторяют «Ля иляhа илляллаh», тем самым выражая любовь к Аллаhу Всевышнему. Они живут с этой любовью, даже когда общаются с другими. В мыслях они не с окружающим миром – эти люди думают только об Аллаhе Всевышнем.

Один из благочестивых людей сказал о Пророке Юсуфе: «Он был Пророком, но были люди, которые обвинили Его в том, чего Он не совершал. В результате Его посадили в тюрьму, хотя Он был невиновен. Пророк Юсуф не переставал упоминать Аллаhа Всевышнего и читал молитвы».

Абу hурайра, который передал множество Х адис ов, использовал нитку с 2000 узелков для чтения Зикра, используя ее шесть раз. Его спрашивали, почему он так часто читает Зикр. «Я читаю тасбих столько, сколько у меня грехов», – ответил он .

Человек любит Аллаhа Всевышнего и надеется на Его прощение. Это будет отличать его на Том Свете от других. Эта история является доказательством неверности убеждений ваhhабитов. Они говорят, что нельзя использовать субх а-тасбих , утверждают, что это новшество, и что каждое новшество ведет к заблуждению. Они избрали для себя новый путь, новую религию, этим они отличаются от мусульман всего мира. Ваhhабиты – это сектанты, и они не принадлежат к мусульманскому обществу. Они отрицают субх а, а мы знаем, что сподвижники Пророка Мух аммада, мир Ему, пользовались субх ой, хотя она тогда не имела привычного для нас вида, но она служила показателем количества повторяемого Зикра.

Кроме чтения Сур и Аятов К ур`ана, Халид ибн Ма‘дан – один благочестивый человек, по сорок тысяч раз в день читал Зикр. Когда он умер и его положили на кровать, чтобы обмыть, увидели, что его палец находится в движении, как будто бы он читает тасбих .

‘Абдуль-‘Азиз ибн Абу Рауад, пусть будет ему милость Аллаhа, сказал: «У нас в Мекке была женщина, которая ежедневно повторяла двенадцать тысяч раз Зикр, а когда она умерла, и мужчины повезли ее на кладбище – мгновенно исчезла с их рук».

Один из самых благочестивых последователей сах аба – Х асан аль-Бас рий, когда был свободен и не общался с людьми, часто повторял Зикр «Субха налла hиль-‘Аз ы м». Об этом говорили некоторые известные теологи города Мекки. В ответ было сказано, что Х асан аль-Бас рий – знаток Ислама.

Об Ибн Сирине, пусть будет ему милость Аллаhа, сказано, что его основными словами были:

  • سُبْحَانَ اللهِ الْعَظِيمِ Субха налла hиль-‘Аз ы м, а также:
  • سُبْحَانَ اللهِ وَبِحَمْدِهِ Субха налла hи уа бих амдиhи.

Некоторые теологи первых времен после ниспослания Шари‘ата Пророка Мух аммада, мир Ему, – саляфиты , приходили на рынок для того, чтобы повторять Зикр в том месте, где многие из людей забывают о чтении Зикра.

Саляфиты – мусульмане, жившие в первые 300 лет после hиджры (переселение Пророка Мух аммада, мир Ему, из Мекки в Медину).

Вам может понравится

Что следует говорить, когда видишь человека, страдающего от какой-то болезни.

قَالَ رَسُولُ اللهِ سَيِّدُنَا مُحَمَّدٍ: مَنْ رَأَى مُبْتَلَى فَقَالَ الْحَمْدُ للهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّا ابْتَلَى هَذَا بِهِ وَفَضَّلَنِي عَلَيْهِِ وَعَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً

Это означает: «Кто увидел страдающего, пусть скажет: Хвала Алла hу, Который спас меня от этой болезни и дал мне здоровье и дал мне преимущество над многими созданными» .

Что следует говорить из дуа при расставании

Аль-Байhак ый передал от Анаса, пусть благословит его Аллаh, что однажды мужчина подошел к Посланнику Аллаhа, мир Ему, и сказал:

رَوَى الْبَيْهَقِيُّ عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: جَاءَ رَجَلٌ إِلَى النَّبِيِّ عَلَيْهِ الصَّلاةُ وَالسَّلامُ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ إِنِّي أُرِيدُ سَفَرًا فَزَوِّدْنِي قَالَ: زَوَّدَكَ اللهُ التَّقْوَى قَالَ: زِدْنِي قَالَ: وَغَفَرَ لَكَ ذَنْبَكَ قَالَ: زِدْنِي بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي « قَالَ: وَيَسَّرَ لَكَ الْخَيْرَ حَيْثُ مَا كُنْتَ

Это означает: «О, Посланник Алла h а, я собираюсь путешествовать. Что Ты посоветуешь мне?» Пророк, мир Ему, прочитал Ду‘а, чтобы Аллаh даровал ему быть более Богобоязненным. Тогда человек спросил: «А что еще?» В ответ Пророк Мух аммад, мир Ему, прочитал Ду‘а, чтобы Аллаh простил грехи этого человека. Он снова сказал: «А еще что?» Пророк, мир Ему, попросил Аллаh а, чтобы Он даровал добро этому человеку, где бы тот ни находился» .

Имамы Ан-Наса`ий, Ах мад и Ат Т абараний передали от Абу hурайры, да благословит его Аллаh, что он сказал одному человеку при расставании с ним: «О, мой родной, хочешь, я и научу тебя тому, чему учил меня Пророк Мух аммад, мир Ему. И сказал:

وَرَوَى النَّسَائِيُّ وَأَحْمَدُ وَالطَّبَرَانِيُّ أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَرَادَ أَنْ يُوَدِّعَ رَجُلاً فَقَالَ: أَلا أُعَلِّمُكَ يَا ابْنَ أَخِي مَا عَلَّمَنِيهِ رَسُولُ اللهِ . قَالَ: قُلْ أَسْتَوْدِعُكَ اللهَ الَّذِي لا تَضِيعُ وَدَائِعُهُ

Это означает: «Прошу у Алла h а, чтобы ты был под Его сохранностью. Воистину, не пропадет то, что находится под Его сохранностью» .

رَوَى الْبُخَارِيُّ فِي الأَدَبِ الْمُفْرَدِ عَنْ عَبْدِ الرَّحْمنِ بْنِ سَعْدٍ قَالَ: خَدَرَتْ رِجْلُ ابْنِ عُمَرَ فَقَالَ لَهُ رَجُلٌ: اذْكُرْ أَحَبَّ النَّاسِ إِلَيْكَ فَقَالَ: يَا مُحَمَّدُ « ومَعْنَى (يَا مُحَمَّدُ) أَدْرِكْنِي يَا مُحَمَّدُ بِدُعَائِكَ إِلَى اللهِ لِيُذْهِبَ عَنِّي هَذَا الشَّلَلَ

Аль-Бухарий в своей книге «Аль-адаб аль-муфрад» передал от Абдур-рах мана ибн Са‘да, который сказал, что однажды у сына Х алифа ‘Умара парализовало ногу. Тогда один мужчина сказал ему: «Вспомни самого любимого для тебя человека» . Тогда он произнес: «О, Мух аммад!» Когда мы говорим: «О, Мух аммад!», то просим Пророка, мир Ему, чтобы обратился к Аллаhу Всевышнему с молитвами, чтобы Он избавил нас от постигшей беды. Случай, который произошел с этим благочестивым сподвижником, доказательство того, что разрешается обращаться с призывом о помощи к Пророкам, мир Им, и к святым людям, чтобы они просили для нас помощи у Аллаhа. О благочестивости Ибн ‘Умара сказал сам Пророк, мир Ему. Воистину его слова: «О, Мух аммад!» – это зов о помощи, то есть Тау ассуль.

Ас-Самирий и другие сказали: «Разрешается обращаться к Аллаhу и просить дождь ради благочестивых теологов». Если это разрешено, то нет никаких сомнений, что разрешается обращаться и просить у Аллаhа ради Пророка, мир Ему. Один из известнейших теологов мазhаба Х анбали – Аль-Мардауий сказал: «Разрешено просить помощи через благочестивого человека. Это считается правильным и даже желательным».

Имам Ах мад ибн Х анбаль, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда будут упоминать Сафу ана ибн Салима Аль-Маданий (Абу ‘Абдуллаhе), то ожидается дождь.

Ас-Субкий, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что лучше взывать о помощи ради Пророка, мир Ему. Никто из саляфитов и халяфитов не отрицал этого. Один Ибн Таймии, который ввел плохое новшество, ведущее к заблуждению, отрицал это.

Призываем каждого из вас следовать путем ‘Абдуллаhа ибн ‘Умара, Ас-Субкия, Ах мада ибн Х анбаля. Обращайтесь к Аллаhу Всевышнему ради Пророка Мух аммада, мир Ему, надеясь на спасение на Том Свете.