Как появилась религия Ислам. Краткая биография пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم. В каком году родился пророк мухаммед Поход на Бану Курайза

В этой статье представлена биография пророка Мухаммеда - важнейшей фигуры в мусульманском мире. Именно ему Аллах передал Коран - Священное Писание.

Биография пророка Мухаммеда начинается примерно в 570 году н. э., когда он появился на свет. Это произошло в Саудовской Аравии (Мекке), в племени Курайш (клан Хашим). Абдулла, отец Мухаммеда, умер еще до его рождения. А мать пророка Мухаммеда, Амина, отошла в мир иной, когда ему исполнилось всего 6 лет. Она являлась дочерью лидера клана Зурха из местного племени курайшитов. Однажды мать пророка Мухаммеда решила отправиться в Медину с сыном, для того чтобы навестить могилу Абдуллы и своих родственников. Пробыв здесь около месяца, они поехали обратно в Мекку. Амина по пути тяжело заболела и скончалась в селе аль-Абва. Это произошло примерно в 577 году. Таким образом, Мухаммед остался сиротой.

Детство будущего пророка

Будущий пророк сначала воспитывался Абд аль-Мутталибом, своим дедушкой, исключительной набожности человеком. Затем воспитание продолжил торговец Абу Талиб, дядя Мухаммеда. Арабы в то время были закоренелыми язычниками. Впрочем, среди них выделялись некоторые приверженцы единобожия (например, Абд аль-Мутталиб). Основная часть арабов жила на территориях, принадлежавших им исконно, кочевой жизнью. Мало было городов. Из основных можно выделить Мекку, Таиф и Йасриб.

Мухаммед становится известным

Пророк смолоду отличался исключительной набожностью и благочестием. Он, как и его дедушка, верил в единого Бога. Мухаммед сначала пас стада, а затем начал принимать участие в торговых делах Абу Талиба, своего дяди. Постепенно Мухаммед стал известным. Люди любили его и одарили прозвищем аль-Амин (что означает "заслуживающий доверия"). Вот как звали пророка Мухаммеда в знак уважения за набожность, рассудительность, справедливость и честность.

Женитьба Мухаммеда на Хадидже, дети пророка

Позднее Мухаммед вел торговые дела одной богатой вдовы по имени Хадиджа. Она ему предложила спустя некоторое время вступить с ней в брак. Супруги жили счастливой жизнью, несмотря на существенную разницу в возрасте. У них родилось шестеро детей. От Хадиджи были все дети пророка Мухаммеда, кроме Ибрагима, появившегося на свет после ее смерти. В те времена у арабов полигамия была распространена, однако Мухаммед оставался верным своей супруге. Другие жены пророка Мухаммеда появились у него лишь после смерти Хадиджи. Это тоже многое о нем говорит как о честном человеке. Дети пророка Мухаммеда имели следующие имена: сыновья его -Ибрагим, Абдуллах, Касим; дочери - Уммукульсум, Фатима, Рукийя, Зайнаб.

Молитвы в горах, первое откровение Гавриила

Мухаммед, по обыкновению своему, удалялся в окружавшие Мекку горы и надолго там уединялся. Затворничества его иной раз продолжались несколько дней. Пещера горы Хира, возвышающаяся величаво над Меккой, ему полюбилась особенно. Именно здесь получил первое откровение пророк Мухаммед. Фото пещеры представлено ниже.

В одно из посещений, состоявшееся в 610 году, когда Мухаммеду было около 40 лет, с ним случилось удивительное событие, полностью изменившее его жизнь. В видении, нахлынувшем внезапно, ангел Гавриил (Джабраил) предстал перед ним. Он указал на слова, явившиеся извне, и велел произнести их Мухаммеду. Тот воспротивился, сказав, что неграмотен, поэтому прочитать их не сможет. Однако ангел настаивал, и вдруг пророку открылся смысл слов. Ангел повелел ему выучить их и передать в точности остальным людям.

Так произошло первое откровение книги, известной сегодня как Коран (от арабского слова "чтение"). Эта ночь, полная событий, пришлась на 27 число Рамадана и стала называться Лейлят аль-Кадр. Она является важнейшим для верующих событием, которым отмечена история пророка Мухаммеда. Жизнь его отныне больше ему не принадлежала. Она была отдана на попечение Бога, в услужении которому он провел остаток своих дней, провозглашая повсеместно его послания.

Дальнейшие откровения

Пророк, получая откровения, ангела Джабраила видел не всегда, а когда это случалось, он появлялся в разных обличиях. Иногда Джабраил представал перед пророком в человеческом обличии, которое затмевало горизонт. Иногда Мухаммеду удавалось лишь уловить его пристальный взгляд на себе. Пророк слышал по временам лишь голос, говорящий ему. Мухаммед иногда получал откровения в состоянии глубокого погружения в молитву. Однако в других случаях совершенно "произвольно" появлялись слова, когда, например, пророк занимался повседневными делами, отправлялся на прогулку или внимал содержательной беседе. Мухаммед в первое время публичных проповедей избегал. Он предпочитал личную беседу с людьми.

Осуждение Мухаммеда народом

Особый путь совершения мусульманской молитвы открылся ему, и Мухаммед приступил немедленно к благочестивым упражнениям. Он делал их ежедневно. Это вызывало целую волну нареканий от тех, кто его видел. Мухаммед, получив высочайшее распоряжение о совершении публичной проповеди, был обруган и высмеян народом, поглумившимся вдоволь над его поступками и высказываниями. Многие курайшиты между тем всерьез встревожились, поняв, что настойчивость, с которой Мухаммед утверждал веру в единого Бога, способна подорвать престиж многобожия, а также привести к упадку идолопоклонничества, когда люди станут обращаться в веру Мухаммеда. Некоторые родственники пророка становились главными его противниками. Они высмеивали и унижали Мухаммеда, а также творили зло против новообращенных. Есть множество примеров надругательства и издевательства над людьми, принявшими новую веру.

Переселение первых мусульман в Абиссинию

Краткая биография пророка Мухаммеда продолжилась переездом в Абиссинию. В поисках убежища две крупные группы первых мусульман переселились сюда. Здесь им согласился покровительствовать христианский негус (царь), который был весьма впечатлен их образом жизни и учением. Курайшиты наложили запрет на все личные, военные, деловые, торговые связи с кланом Хашим. Было строго запрещено появляться в Мекке представителям этого клана. Очень трудные времена наступили, на жесточайшую нищету были обречены многие мусульмане.

Смерть Хадиджы и Абу Талиба, новая женитьба

Биография пророка Мухаммеда была отмечена в это время и другими печальными событиями. Хадиджа, жена его, умерла в 619 году. Она являлась его самым преданным помощником и сторонником. Абу Талиб, дядя Мухаммеда, скончался в этом же году. А именно он защищал его от яростных нападок соплеменников. Пророк, пораженный горем, покинул Мекку. Он решил отправиться в Таиф и обрести здесь убежище, однако был отвергнут. Друзья Мухаммеда сосватали в жены ему благочестивую вдову Сауду, которая оказалась достойной женщиной и к тому же мусульманкой. Аиша, юная дочь Абу Бакра, его друга, всю свою жизнь знала и любила пророка. И хотя она была еще очень юной для брачных уз, по тогдашним обычаям она все-таки вошла в семью Мухаммеда.

Суть мусульманского многоженства

Жены пророка Мухаммеда - это отдельная тема. Некоторых людей смущает эта часть его биографии. Следует развеять заблуждение, которое бытует у людей, не понимающих причин многоженства в мусульманском мире. В то время берущий себе в жены сразу нескольких женщин мусульманин это делал из чувства сострадания, предоставляя им кров и свою защиту. Мужчин также призывали помогать супругам своих погибших в бою друзей, предоставлять в собственность им отдельные дома. С ними следовало обращаться, как с ближайшими родственницами (конечно, в случае взаимной любви все могло быть иначе).

Ночь Вознесения

Биография пророка Мухаммеда была отмечена еще одним важнейшим событием. Пророку в 619 году пришлось пережить вторую удивительную ночь в своей жизни. Это Лейлят аль-Мирадж, Ночь Вознесения. Известно, что Мухаммед был разбужен, после чего перенесен в Иерусалим на волшебном животном. На горе Сион, над местоположением одного древнего иудейского храма, разверзлись небеса. Так открылся путь, который привел к трону Господа. Однако в запредельные области не дозволено было вступить ни ему, ни ангелу Джабраилу, сопровождавшему Мухаммеда. Так произошло вознесение пророка Мухаммеда. Ему этой ночью открылись правила молитвы, ставшие средоточием веры, а также незыблемой основой жизни всего мусульманского мира. Мухаммед также встречался с другими пророками, в том числе с Моисеем, Иисусом и Авраамом. Весьма укрепило и утешило его это чудесное событие, добавив уверенности в том, что его не покинул Аллах и не оставил одного со своими печалями.

Подготовка к переезду в Йасриб

Судьба Мухаммеда отныне изменилась решительным образом. В Мекке его все еще высмеивали и преследовали, однако послание его было услышано уже множеством людей за пределами этого города. Несколько старейшин Йасриба уговаривали пророка покинуть Мекку и переехать в их город, где он будет принят с почетом как судья и вождь. В Йасрибе проживали совместно евреи и арабы, враждовавшие постоянно друг с другом. Они надеялись на то, что им принесет мир Мухаммед. Пророк сразу же посоветовал многим своим последователям отправляться в этот город, пока сам он оставался в Мекке для того, чтобы не вызвать подозрений. Ведь после того, как умер Абу Талиб, курайшиты вполне могли напасть на пророка, даже убить его, и Мухаммед отлично понимал, что рано или поздно это должно было случиться.

Мухаммед прибывает в Йасриб

Некоторыми драматическими событиями сопровождается жизнеописание пророка Мухаммеда во время его отъезда. Мухаммеду удалось чудом избежать плена лишь благодаря отличному знанию местных пустынь. Курайшиты несколько раз чуть было его не захватили, но Мухаммеду удалось все же достичь предместий Йасриба. Его с нетерпением ждали в этом городе. Когда Мухаммед приехал, люди устремились к нему с предложениями поселиться у них. Пророк, смутившись таким гостеприимством, предоставил своему верблюду право выбора. Верблюд решил остановиться у места, на котором сушились финики. Пророку мгновенно было подарено это место для строительства дома. Новое имя получил город - Мадинат ан-Наби (в переводе - "город пророка"). Он известен сегодня в сокращении как Медина.

Правление Мухаммеда в Йасрибе

Мухаммед приступил без промедления к подготовке указа, по которому он провозглашался в этом городе верховным главой всех кланов и племен, враждовавших между собой. Отныне они должны были подчиняться распоряжениям пророка. Мухаммед установил, что свою религию вольны исповедовать все граждане. Они должны мирно сосуществовать, не опасаясь высочайшей немилости или преследований. Лишь об одном просил Мухаммед - сплотиться, для того чтобы дать отпор любому врагу, который осмелится напасть на Медину. Племенные законы евреев и арабов заменены были принципом "правосудия для всех", то есть не зависящего от вероисповедания, цвета кожи и социального положения.

Жизнь пророка Мухаммеда в Йасрибе

Пророк, став правителем Медины и овладев большим богатством и влиянием, никогда не жил, как царь. Из простых глиняных домиков, которые были выстроены для его жен, состояло его жилище. Жизнь пророка Мухаммеда была простой - у него не было никогда даже собственной комнаты. Двор с колодцем располагался неподалеку от домиков - место, которое стало отныне мечетью, в которой собираются по сей день правоверные мусульмане. В постоянной молитве, а также в наставлении верующих прошла практически вся жизнь Мухаммеда. Кроме пяти обязательных молитв, совершавшихся в мечети, он много времени уделял уединенной молитве, порой благочестивым размышлениям посвящал большую часть ночи. Его жены совершали ночную молитву вместе с ним, после чего удалялись в свои покои. А Мухаммед продолжал молиться многие часы, к концу ночи ненадолго засыпая, для того чтобы проснуться вскоре к предрассветной молитве.

Решение вернуться в Мекку

Пророк, который мечтал вернуться в Мекку, в марте 628 года решил воплотить в реальность свою мечту. Он собрал 1400 своих последователей и отправился в путь с ними, совершенно безоружными, в одеяниях, состоявших лишь из 2 белых покрывал. Последователям пророка, несмотря на это, во въезде в город было отказано. Не помогло даже то, что ислам исповедовался многими гражданами Мекки. Паломники, во избежание возможных столкновений, принесли вблизи Мекки свои жертвы, в местности под названием Худайбийа. Мухаммед в 629 году приступил к планам овладения Меккой мирным путем. Заключенное в Худайбийе перемирие оказалось недолговечным. Мекканцы вновь в ноябре 629 года напали на племя, состоявшее в союзе с мусульманами.

Въезд Мухаммеда в Мекку

Во главе 10 тысяч человек, самой большой армии из всех, когда-либо покидавших Медину, двинулся на Мекку пророк. Она расположилась возле города, после чего Мекка сдалась без боя. С триумфом вошел пророк Мухаммед, направился сразу же к Каабе и 7 раз совершил вокруг нее ритуальное обхождение. После этого пророк вошел в святыню и всех идолов разрушил.

Хаджат аль-Вида, смерть Мухаммеда

Лишь в 632 году, в марте, единственное полноценное паломничество к Каабе, известное как Последнее паломничество (Хаджат аль-Вида), совершил пророк Мухаммед (фото Каабы в сегодняшнем виде представлено ниже).

Ему были посланы во время этого паломничества откровения о правилах хаджа. И по сей день все мусульмане следуют им. Когда, для того чтобы предстать перед Аллахом, пророк достиг горы Арафат, он провозгласил последнюю свою проповедь. Мухаммед уже в то время был тяжело болен. По мере сил он продолжал руководить в мечети молитвами. Не было улучшения в болезни, и пророк окончательно слег. Ему было в то время 63 года. На этом заканчивается жизнеописание пророка Мухаммеда. Последователи его с трудом могли поверить в то, что он умер как простой человек. История пророка Мухаммеда учит нас духовности, вере, преданности. Она интересует сегодня не только мусульман, но и множество представителей других конфессий из разных уголков мира.

Допророческий период

Рождение

Пророк Мухаммед родился, по мнению ряда учёных, 20 (22) апреля 571 года в год слона, перед наступлением зари, в понедельник. Также многие источники указывают 570 год. Согласно некоторым преданиям, это произошло в 9 день месяца Раби аль-авваль в год Слона, в год неудачного похода Абрахи на Мекку, или в 40 г. правления персидского шаха Ануширвана.

Детство

Мухаммед был передан согласно обычаю кормилице Халиме бинт Аби Зу’айб, несколько лет жил в её семье в кочевом племени бедуинов Бану С’ад. В 4 года он был возвращён обратно в семью. В 6 лет Мухаммед потерял мать. Он выехал с ней в Медину на могилу отца, её сопровождали опекун Абд аль-Мутталиб и служанка Умм Айман. На обратном пути Амина заболела и умерла. Мухаммеда взял к себе дед Абд аль-Мутталиб , но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммеда взял дядя по отцу Абу Талиб , который был очень беден. В 12 лет Мухаммед пас овец Абу Талиба , потом стал участвовать в торговых делах своего дяди.

Некоторые предания, связанные с рождением, детством и юностью Мухаммеда носят религиозный характер и для светского учёного идеологически не имеют исторической ценности. Однако, эти предания для мусульманских биографов Мухаммеда, в частности первых веков ислама, многие из который сами собирали материал и проверяли его на достоверность, колоссальные труды которых и составляют главный исторический источник для сегодняшних ориенталистов , являются не менее важными и достоверными (если эта достоверность доказана), как и другие, в целом признаваемые учёными-немусульманами.

В детстве с Мухаммедом произошёл случай, когда несторианский монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу . Абу Талиб поехал с караваном в Сирию, а Мухаммед, который был тогда ещё мальчиком, привязался к нему. Караван остановился в Бусре, где в келье жил монах Бахира, который был христианским учёным. Раньше, когда они проезжали мимо него, он не разговаривал с ними и вообще не появлялся. Утверждают, что сначала монах увидел Мухаммеда, над которым было облако, покрывающее его своей тенью и выделявшее его среди остальных. Потом он увидел, что тень облака упала на дерево, а ветки этого дерева склонились над Мухаммедом. После этого Бахира оказал гостеприимство курайшитам, удивив их этим. Когда он смотрел на Мухаммеда, то пытался увидеть особенности и признаки, которые сказали бы ему о том, что перед ним действительно будущий пророк. Он расспрашивал Мухаммеда о его снах, внешности, делах и всё это совпадало с тем, что знал Бахира из описания пророка. Также он увидел печать пророчества между плечами именно на том месте, где она, по его сведениям, должна была быть. Потом монах сказал Абу Талибу , что тот должен беречь Мухаммеда от иудеев, так как если они узнают о том, о чём узнал он сам, то будут оказывать враждебные действия.

Женитьба на Хадидже

До Мухаммеда она была замужем два раза. Мухаммед испытывал к ней сильную любовь как при жизни, там и после её смерти, о чём говорят многие хадисы, когда резал овцу, посылал часть мяса её подругам. Кроме того, он говорил, что наилучшая женщина миссии Исы была Марьям (Мария дочь Имрана, мать Иисуса), а наилучшей женщиной его миссии была Хадиджа. Аиша же говорила, что ревновала Мухаммеда только к Хадидже, хотя той и не было в живых, а однажды, когда она воскликнула «Опять Хадиджа?», Мухаммед был недоволен и сказал, что Всевышний наделил его сильной любовью к ней. .

Основные события из жизни

В этом периоде, согласно арабским источникам, можно выделить следующее:

Мекканский период пророческой миссии

Тайная проповедь

Основная статья: Начало пророческой миссии Мухаммеда

Пещера на горе Хира

Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, началась его религиозная деятельность (в исламе пророческая миссия, посланническая миссия).

Сначала у Мухаммеда появилась потребность в аскетизме, он стал уединяться в пещере на горе Хира, где поклонялся Аллаху . Также он начал видеть вещие сны. В одной из таких ночей уединения к нему явился ангел Джабраил , посланный Аллахом , с первыми аятами Корана . В течение первых трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. Люди начали постепенно вступать в ислам, сначала это были жена Мухаммеда Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Али и Усман .

Открытая проповедь

С 613 года жители Мекки стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммед стал открыто призывать к исламу. В Коране так сказано об этом: «Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников.»

Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммеду, открыто критиковавшему их религиозные взгляды, и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, забрасывать камнями и грязью, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммеда на принятие решения о первом переселении мусульман.

Местоположение Абиссинии (Эфиопия)

Хиджра в Эфиопию - первая хиджра (переселение) в истории ислама, датирующаяся 615 г. Сам Мухаммед не участвовал в ней, оставшись в Мекке и призывая к исламу. Негус гарантировал безопасность религии мусульман.

Смерть Абу Талиба и Хадиджи

Эти два события случились в один год (619 г.). Смерть Абу Талиба произошла за три года до переселения (хиджры) в Медину. Так как Абу Талиб защищал Мухаммеда, давление курайшитов с его смертью усилилось. В месяце Рамадане того же года, через два или три месяца после смерти Абу Талиба (указывается также, что прошло 35 дней , умерла и первая жена Мухаммеда (все жёны Мухаммеда носили статус «мать правоверных») Хадиджа. Этот год Мухаммед назвал «годом печали».

Переселение в ат-Таиф

Основная статья: Переселение Мухаммеда в Ат-Таиф

На переднем плане дорога в ат-Таиф, на заднем - горы ат-Таифа (Саудовская Аравия).

Из-за того, что после смерти Абу Талиба притеснение и давление в сторону Мухаммеда и остальных мусульман со стороны курайшитов заметно возросло, Мухаммед принял решение искать поддержки в ат-Таифе, расположенном в 50 милях к юго-востоку от Мекки у племени Сакиф. Это произошло в 619 году. Он хотел, чтобы они приняли ислам . Однако в Ат-Таифе его грубо отвергли.

Ночное путешествие в Иерусалим

Мечеть аль-Акса

Ночное путешествие Мухаммеда - это перенесение из мечети Аль-Харам в мечеть аль-Акса - священный дом (Иерусалим) от Илии. Считается одним из самых значимых и глубоко символичных событий в жизни Мухаммеда. К тому моменту ислам был уже распространён среди курайшитов и других племён. Согласно хадисам, Мухаммед был перенесён на верховном животном в мечеть аль-Акса, где находилась группа пророков, в числе которых были Иса , Муса , Ибрагим . Он помолился вместе с ними. Потом Мухаммед был вознесён на небо, где видел знамения Аллаха . В исламской традиции принято относить это событие к 27 раджаба 621 г. В Коране по поводу ночного путешествия Мухаммеда сказано в суре «Перенес Ночью».

Мединский период пророческой миссии

Переселение в Медину

Из-за опасности нахождения Мухаммеда и остальных мусульман в Мекке, они вынуждены были переселиться в Ясриб, который после этого стал называться Мединой. К этому моменту в Ясрибе уже приняли ислам и в подчинении Мухаммеда оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманского государства, мусульмане получили необходимую им независимоcть, год хиджры стал первым годом

Мать Амина бинт Вахб Супруги Дети Сражения Ученики Анас ибн Малик , Ибн Аббас и Укба ибн Амир Труды Коран Отождествляется Мухаммед в исламе [d] , Мухаммед в Коране [d] , Мухаммед в Библии [d] и Мухаммед в бахаизме [d] Дополнительная информация Автограф Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике Информация в Викиданных ?

Имя

Имя Мухаммеда в каллиграфическом и обычном вариантах написания

Имя «Мухаммед» значит «восхваляемый», «достойный хвалы» и встречается в Коране четыре раза . Коран обращается к Мухаммеду во втором лице, называя его пророком (наби ), вестником (расуль ), рабом Бога (абд ), вестником радости (башир ), предупредителем (назир ), напоминателем (музаккир ), свидетелем (шахид ), воззвавшим к Богу (даи ) и пр. Коран также называет его Ахмадом, то есть «более достойный похвалы» (араб. أحمد ‎).

Полное имя Мухаммеда включает имена всех его известных предков по прямой мужской линии начиная от Адама , а также содержит кунью по имени его сына аль-Касима. Полностью имя выглядит так: Абуль-Касим Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд аль-Мутталиб (Шейба) ибн Хашим (Амр) ибн Абд Манаф (аль-Мугира) ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик (Амир) ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мад ибн Аднан ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Азар (Тарих) ибн Нахур ибн Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух (Идрис) ибн Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн Шис ибн Адам.

Верующие почтительно называли его по кунье Абуль-Касим и при жизни только он носил эту кунью. Те, кто враждебно относился к нему, с насмешкой называли его Ибн Абу Кабша, то есть сыном Абу Кабши , который был мужем кормилицы Халимы . Верующие нередко называют его «пророк Мухаммед».

Биография

Ранние годы

Мухаммед ибн Абдулла родился около 570 года в Мекке. Происходил из клана Бану Хашим , племени курайшитов . Когда его мать, Амина бинт Вахб , была беременна, его отец, Абдулла ибн Абд аль-Мутталиб , выехал в Сирию, но, доехав до Ясриба , умер незадолго до рождения сына (за два месяца) или же через несколько месяцев после рождения . По существовавшей в то время у курайшитов традиции маленького Мухаммеда отдали на воспитание бедуинам племени Бану Са’д, где за ним ухаживала Халима бинт Абу Зуайб . Когда Мухаммаду исполнилось 5 лет, мать забрала его к себе. Около 577 года она вместе с сыном решила поехать в Ясриб для того, чтобы навестить родственников и могилу Абдуллаха. Пробыв в городе около месяца, они выехали обратно в Мекку. По пути Амина тяжело заболела и умерла в деревне аль-Абва между Ясрибом и Меккой.

В подростковом возрасте Мухаммед сопровождал своего дядю в торговых поездках в Сирию, чтобы получить опыт в торговле. Исламская традиция гласит, что когда ему было девять или двенадцать, во время сопровождения каравана мекканцев в Сирию, он встретил христианского монаха по имени Бахира , который предсказал Мухаммеду путь пророка .

Мало что известно о Мухаммеде в его поздней юности, информация сохранилась в виде множества фрагментов, что затрудняет отделение исторических данных от вымышленных. Известно, что он стал торговцем. В 595 году его репутация привлекла внимание сорокалетней вдовы Хадиджи . Вскоре они заключили брак.

Начало откровений

Личность

Внешность по исламским источникам

Исламский историк и богослов Ибн Джарир ат-Табари в своей книге «Всеобщая история» привёл следующее описание его внешности:

«Он был среднего роста: ни высоким, ни низким. Лицо у него было розовато-белое, глаза - тёмные, волосы - густые, блестящие, очень красивые. Лицо обрамляла борода. Длинные волосы ниспадали на плечи. Цветом они были чёрные… Походка у него была столь живой, что казалось, с каждым шагом он отрывается от земли, и вместе с тем движения его были столь легки, словно он не касался её. Однако в походке его не было гордости, присущей сильным мира сего. В лице его было столько доброты, что нельзя было отвести глаз. Голодным было достаточно взглянуть на него, как они тотчас забывали о пище. Страдальцы забывали при нём о своих бедах, очарованные мягкостью его черт и его речи. Все видевшие его были единодушны в том, что никогда, ни раньше, ни позже, не встречали человека, беседа с которым была бы столь приятна. Нос у него был прямой, зубы редкие. Временами волосы свободно ниспадали у него с головы, иногда он завязывал их в два или в четыре пучка. К 62 годам у него практически не было седых волос…»

Мухаммед любил носить одежду белого цвета, в основном это были длинные рубашки (камис) и полосатые йеменские плащи (хибара), а также чалма и изар , оборачиваемый вокруг бёдер и доходивший до середины голени. На руке у него было серебряное кольцо с надписью «Мухаммед - посланник Аллаха». Он был чистоплотен, часто наносил на своё тело благовония и чистил зубы мисваком . Его голос был немного хриплым, говорил он красноречиво, коротко и ясно, иногда повторяя какую-нибудь фразу трижды для того, чтобы люди смогли точно запомнить его слова. Он часто улыбался, а иногда смеялся так, что были видны его коренные зубы .

Мухаммед предположительно страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречными помрачениями сознания . В Коране сообщается, что неверующие говорили о нём: «Поистине, он ведь одержимый » (68:51). Однако эта точка зрения не общепринята, а в Коране также сказано, что «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым» (68:2) .

Место Мухаммеда среди пророков ислама

Печать пророка Мухаммеда

Мухаммед занимает самое высокое положение среди пророков (поэтому один из его эпитетов - «Господин пророков»). Согласно исламу, вера в пророческую миссию Мухаммеда является обязательной для всех людей, в том числе и для христиан и иудеев, которые должны были последовать его призыву и принять последний шариат.

Религиозное учение

Согласно учению ислама, Мухаммед является последним пророком и посланником Аллаха . Ислам, то есть покорность Единому Богу, была присуща всем праведникам, в том числе последовавшим велению Бога, принявшим учение Исы , Мусы и других известных библейских пророков. Однако учения иудаизма и христианства, по исламу, были искажены людьми, а потому потеряли свою актуальность после ниспослания Корана. При этом искажение Писаний было в границах знания Аллаха. Коран является словом Аллаха , последним Священным Писанием, Писанием, которое не подвергнется изменениям. Так как, по воле Аллаха, Последнее Писание содержит арабскую речь, этот язык является особенным для мусульман. Только Коран на арабском языке является Писанием, перевод на любой язык мира (часто указывается, что это «перевод смыслов») таковым не является . Коран ниспосылался частями. В аятах Корана (25:32, 17:106), это связывается с тем, что Аллах желал укоренить веру в сердце Мухаммеда, а также ниспосылал откровения согласно событиям и вопросам спрашивающих, что производило большее впечатление, чем если бы все они были ниспосланы за один раз. Некоторые откровения отменяли предыдущие. Принято считать, что в откровениях, пришедших Мухаммеду до переселения мусульман в Медину, содержится меньше правовых установлений . В Коране часто содержатся повеления Мухаммеду. Слово «куль» (скажи) содержится 332 раза.

Утверждения про пророчества в Библии о приходе Мухаммеда

Ислам, признавая в качестве Священного Писания также и Библию , часто указывает на то, что в Библии, говорится о Мухаммеде, как о Божьем Посланнике. В Коране так говорится об этом: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его, как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину» (2:146).

Кроме того, мусульмане говорят об искажении сегодняшнего варианта Библии, которые, согласно некоторым хадисам , затронули и ту часть, в которой говорится о Мухаммеде. Но христиане (даже признающие, что Библия имеет искажения) отвергают такую позицию.

В качестве доказательства мусульмане приводят следующий библейский стих:

Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты [эти слова адресованы Моисею ] и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его. (Библия. Второзаконие гл. 18, ст. 18-22)

Мусульмане указывают на то, что это не могло быть сказано про Ису (Иисуса), по причине того, что он не такой как Муса (Моисей), а в приведённом стихе сказано «такого как ты». Известный мусульманский проповедник Ахмед Дидат указывал на главные отличия Исы (Иисуса): 1) чудотворное рождение Иисуса, признаваемое мусульманами; 2) Иисус не женился и у него не было детей в отличие от Моисея и Мухаммеда; 3) он не был признан своим народом пророком в отличие от Моисея и Мухаммеда; 4) Иисус не был царём (то есть не был тем, кто распоряжается жизнью своих людей). 5) Также Ахмед Дидат указывает, что Иса (Иисус) не пришёл с каким-то новым законом, а пришёл лишь исполнить старый закон. Слова Библии «…Пророка из среды братьев их», мусульмане относят к напоминанию об общем происхождении арабов и евреев. Мусульмане указывают и на другие стихи в Библии .

Однако, христианские богословы утверждают, что в данном пророчестве речь не может идти о Мухаммеде, поскольку в Ветхом Завете Библии слова «из среды братьев» всегда означали только евреев. Христиане-богословы считают, что в данном пророчестве речь идёт об Иисусе Христе .

Последняя проповедь Мухаммеда

Мавзолей Мухаммеда

Мусульмане называют эту проповедь манифестом прав человека в исламе.

Последняя проповедь была сказана Мухаммедом в десятый год по хиджре, когда немусульманам было запрещено посещать Священную Каабу. Мухаммед отправился во главе 14 тысяч мусульман из Медины в Хадж в Мекку. На 9-й день месяца Зуль-Хиджа Мухаммед пригласил всех мусульман, прибывших в Мекку для совершения хаджа, к горе Джабаль аль-Рахман на Арафате и говорил с ними. Некоторые цитаты из этой проповеди (перевод проф. Ашик-Саида Конурбаева):

Мухаммед в Коране

Имя «Мухаммед» употребляется в Коране только пять раз (для сравнения Иса (Иисус) упоминается 25 раз, столько же упоминается Адам , Муса (Моисей) - 136 раз, Ибрахим (Авраам) - 69, Нух (Ной) - 43) . Оно упоминается в 3:144, 145, 33:40, 47:2, 48:29 как Мухаммед и один раз в аяте 61:6 как Ахмад. Также 47-я сура Корана называется «Мухаммад».

Чудеса Мухаммеда согласно Корану

Однажды в путешествии закончилась пища, и люди дошли до нищеты. Они пошли к посланнику (да пребудет он с миром) и попросили разрешения зарезать своих верблюдов, и он согласился. Умар встретил их по пути, и они рассказали ему об этом, и он сказал: «Как вы собираетесь выжить после того, как забьете верблюдов?» Затем он пошел к посланнику и сказал: «О посланник Аллаха! Как же они выживут после того, как зарежут своих верблюдов?» Посланник Аллаха приказал Умару: «Созови людей, и пусть они принесут всю еду, которая ещё осталась». Были расстелены шкуры, и вся походная пища была сложена на них. Посланник Аллаха поднялся и попросил Аллаха благословить её, затем он направил людей за посудой, и они начали брать из этой кучи до тех пор, пока каждый не взял себе достаточное количество. Затем посланник Аллаха сказал: «Я свидетельствую, что никто не имеет права, чтобы ему поклонялись, кроме Аллаха, а я его посланник».

  • Получение воды из пальцев.

Анас бин Малик рассказывал: «Я видел посланника Аллаха (да пребудет он с миром), когда подошло время молитвы Аср, и люди искали воду, дабы совершить омовение, но не могли найти её. Позже вода (полный горшок) для омовения была принесена к посланнику Аллаха. Он опустил руки в горшок и сказал людям совершить омовение из него. Я видел воду, выливающуюся из-под его пальцев до тех пор, пока все не совершили омовение (это было одно из чудес пророка)» .

  • Вздыхающий пальмовый ствол. Будучи в Медине, Мухаммед во время молитвы опирался на ствол пальмы «хуннан». Для удобства пальму срубили, а на этом месте соорудили кафедру, минбар . Оставшись в одиночестве, дерево принялось вздыхать, желая прикосновений рук пророка. Узнав о его горе, Мухаммед приказал принести ствол обратно.

В жизнеописаниях и сводах хадисов описываются многие чудеса, например, во время рытья рва вокруг Медины, верные предсказания (см., например, День воскресения в исламе), чудеса с различными физическими объектами и т. д. Выводы некоторых исследователей (например Гюстав Лебон ) о том, что Мухаммед не делал никаких чудес, рассматриваются мусульманами как безосновательные, поскольку они считают, что существование такого Писания, как Коран, не может подвергаться сомнению.

Семья и потомки

Жёны

Количество жён Мухаммеда у разных историков разнятся. Масуди , в своей книге «Муруджуз-захаб» отмечает, что Мухаммед имел 15 жён. Якуби пишет, что Мухаммед имел 21 или же 23 жены, вступил в физические отношения только с 13 жёнами. Кардави указывает только на число девять, но без Хадиджи, то есть десять; М. Уотт указывает, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммедом, поэтому список жён может быть сильно преувеличен. Он называет имена только одиннадцати жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (также он приводит имена двух наложниц) . Мухаммед женился на всех до Коранического запрета, где запрещалось иметь больше четырёх жён . Ниже приведён список из 13 жён Мухаммеда:

Дети

  • Касим ибн Мухаммад
  • Абдуллах ибн Мухаммад

Все дети Мухаммеда, кроме Ибрахима, были от Хадиджи. Мальчики умерли в раннем детстве. Девочки дожили до начала пророческой миссии Мухаммеда, все приняли ислам, все переселились из Мекки в Ясриб . Все скончались до смерти Мухаммеда, кроме Фатимы; она умерла через шесть месяцев после его смерти.

Потомки Мухаммеда

Потомков Мухаммеда через его дочь Фатиму и внука Хусейна называют сеидами. Потомки внука Хасана - шерифы . Потомки Мухаммеда создали правящую династию в Марокко (Саадиты). Король Иордании Абдалла II из династии Хашимитов является прямым потомком Мухаммеда в 43-м поколении.

Краткая хронология

Сражения пророка Мухаммеда
  • - Абва · Буват · Сафаван · Аль-Ашир
  • - 1-й Бадр · Кудр · Савик · Бану Кайнука
  • - Гатафан · Бахран
  • - Ухуд · Аль-Асад · Бану Надир · Неджд
  • - 2-й Бадр · 1-й Джандаль · Битва у рва · Бану Курайза · 2-й Бану Лахьян
  • - Бану Мусталик · Худайбия · Хайбар · Фидак · 3-я Кура · Дат аль-Рика · Бану Бакра
  • - Мекка · Хунейн · Аутас · Таиф · Табук
  • - рождение Мухаммеда в Мекке. Ещё до рождения Мухаммеда умирает его отец и Мухаммеда отдают кормилице Халиме бинт Абу Зуайб. В течение 4 лет Мухаммед живёт в кочевом племени бедуинов Бану Сад .
  • - приезд кормилицы Халимы в Мекку и возвращение Мухаммеда матери Амине.
  • - путешествие в Сирию вместе с Абу Талибом.
  • - участие в «Кощунственной войне », где Мухаммед «отражал стрелы щитом, защищая своих дядей».
  • - поездка Мухаммеда с торговым караваном Хадиджи в город Бусру; женитьба на Хадидже.
  • - ниспослание первых откровений; начало пророческой миссии Мухаммеда .
  • - начало публичной проповеди Мухаммеда
  • - переселение в Эфиопию части сподвижников Мухаммеда от преследований (сам остаётся под покровительством дяди Абу Талиба).
  • - бойкот клана Бану Хашим против Мухаммеда.
  • - смерть Хадиджи и Абу Талиба; попытка переселения в город Ат-Таиф ; окончание бойкота клана Бану Хашим против Мухаммеда.
  • - тайное соглашение Мухаммеда с группой жителей Медины об особой роли третейского судьи.
  • - Исра и Мирадж ; первая присяга при Акабе .
  • - хиджра , переселение в Медину.

Современники

Первыми людьми, принявшими ислам, после Хадиджи, были: Али ибн Абу Талиб , Зайд ибн Харис , Абу Бакр ас-Сиддик , Усман ибн Аффан , Аз-Зубайр ибн Аль-Аввам , Абд ар-Рахман ибн Ауф , Саад ибн Абу Ваккас , Тальха ибн Убайдулла и другие.

Среди тех, кто ненавидел Мухаммеда был его родной дядя Абу Лахаб и его жена, Абу Джахль , Укба ибн Абу Муайта и другие. Некоторые из тех, кто враждовал с Мухаммедом впоследствии приняли ислам, как это сделал Абу Суфьян ибн Харб и другие.

Арабский мир после Мухаммеда

К моменту смерти Мухаммеда в 632 году был завоёван весь Аравийский полуостров, а вскоре после смерти пророка его преемники («заместители», халифы) покорили огромные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, распространяя ислам, арабскую культуру и язык. Халифат при Аббасидах был самой крупной империей своего времени, простиравшейся от Атлантического океана до Китая.

Критика

Первыми критиками Мухаммеда были его соплеменники - курайшиты . Эта критика отличалась общим недоверием и консерватизмом . Об этой критике можно судить лишь из Корана и по биографиям Мухаммеда. Критика в адрес Мухаммеда была со стороны византийских историков, однако эта критика отличается искажением облика Мухаммеда. Французские энциклопедисты конца XVIII века пишут следующее: «Мухаммед - известный обманщик, лжепророк и лжеучитель, основатель ереси» .

Предметом критики является личная жизнь Мухаммеда. Согласно некоторым источникам, возраст одной из жён Мухаммеда, Аиши составлял 9 лет. Но ранняя женитьба девушек была распространённым явлением среди арабов. [ ] Сообщается, что сама же Аиша сказала: «Если девочка достигла девяти лет, то она уже женщина» . Факт раннего взросления арабских девушек подтверждается сообщениями Мухаммеда ибн Идриса аш-Шафии .

В искусстве

В художественной литературе

  • «Пророк » - драма азербайджанского поэта и драматурга Гусейна Джавида

В кинематографе

  • «Послание » (фильм, 1976).
  • «Мухаммед: последний пророк » (мультфильм, 2002).
  • «Луна рода Хашим » (сериал, 2008).
  • «Умар » (сериал, 2012).
  • «Мухаммед - посланник Всевышнего » (фильм, 2015).

Галерея

См. также

Примечания

  1. Точная дата рождения достоверно неизвестна, преимущественно указывают 570 и 571 гг. См. Ризванов М. Р. Мухаммад - основатель новой конфессиональной общности арабов : Дис. … канд. филос. наук: Махачкала, 2005 (автореферат).
  2. Jean-Louis Déclais, Names of the Prophet ,

Основателем является пророк Мухаммед. Он родился в 570 г. от Р.Х. В арабском летосчислении этот год называется Годом Слона. Свое название год получил потому, что в это время правитель Йемена Абраха предпринял наступление па Мекку с целью ее захвата и подчинения своему влиянию всех арабских земель. Его войско передвигалось на слонах, что вызываю ужас у местных жителей, до этого времени не видевших этих животных. Однако на полпути к Мекке войско Абраха повернуло назад, а сам Абрах умер по дороге домой. Исследователи считают, что это произошло из-за эпидемии чумы, которая уничтожила значительную часть войска.

Мухаммед происходил из обедневшего клана влиятельного рода курейш. Члены этого рода должны были следить за сохранностью духовных святилищ. Мухаммед рано осиротел. Его отец умер еще до его рождения. Мать отдача его, по обычаю того времени, кормилице-бедуинке, у которой он рос до пяти лет. Его мать умерла, когда ему было шесть лет. Мухаммеда воспитывал сначала дед Абдалмутталиб , служивший смотрителем при храме Кааба, затем после его смерти — дядя Абу Талиб. Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец, участвовал в снаряжении торговых караванов. Когда ему исполнилось 25 лет, он нанялся на работу к Хадидже , богатой вдове. Работа заключалась в организации и сопровождении торговых караванов в Сирию. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. Хадиджа была старше Мухаммеда на 15 лет. У них родилось шестеро детей — два сына и четыре дочери. Сыновья умерли в младенчестве.

Только любимая дочь пророка Фатима пережила отца и оставила потомство. Хадиджа была не только люби мой женой пророка, но и другом, во всех сложных обстоятельствах жизни она поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После женитьбы Мухаммед продолжал заниматься торговлей, однако без больших успехов. Сказывалось изменение исторической ситуации.

Мухаммед много времени проводил в молитвах и медитации. Когда Мухаммед медитировал в одной из пещер в окрестностях Мекки, ему было видение, во время которого он получил первое послание от Бога, переданное через архангела Джебраила (библ. — Гавриил). Первыми людьми, поверившими проповеди Мухаммеда и принявшими ислам, стали его жена Хадиджа, его племянник Али, его вольноотпущенник Зайд и его друг Абу-Бекр. Первое время призыв к новой пере осуществлялся тайно. Начало открытой проповеди относят к 610 г. Меккаицы встретили се с насмешкой. В проповеди содержались элементы иудаизма и христианства. Мухаммед, по историческим сведениям, был неграмотным. Он воспринимал устные рассказы из Священного Писания от иудеев и христиан и приспосабливал их к арабской национальной традиции. Библейские сюжеты органично вошли в состав священной книги новой религии, связав воедино истории многих народов. Популярности проповеди Мухаммеда способствовало то, что он читал их речитативом, в виде рифмованной прозы. Постепенно вокруг Мухаммеда сложилась группа сподвижников из разных слоев мекканского общества. Однако весь первоначальный этап проповеди, вплоть до переселения в Медину, мусульмане подвергались гонениям и преследованиям со стороны мекканского большинства. В результате этих притеснений большая группа мусульман эмигрировала в Эфиопию, где их встретили с пониманием.

Число сторонников Мухаммеда в Мекке постоянно росло, однако росло и сопротивление новой религии со стороны влиятельных жителей города. После смерти Хадиджи и дяди Абуталиба Мухаммед лишился внутренней опоры в Мекке и в 622 г. вынужден был уехать в город своей матери Ятриб , который после этого стал называться Мединой - городом пророка. В Медине проживала большая группа евреев, и мединцы оказались более подготовленными к принятию новой религии. Вскоре после переселения Мухаммеда большинство населения этого города вступило в число мусульман. Это был огромный успех, поэтому год переселения стал считаться первым годом мусульманской эры — хиджры (переселение).

В мединский период Мухаммед развивал и углублял свое учение в направлении обособления от родственных религий — и . Вскоре влиянию исламской общины в Медине подчинилась вся южная и западная Аравия, и в 630 г. Мухаммед торжественно вступил в Мекку. Теперь мекканцы склонились перед ним. Мекка была объявлена священной столицей ислама. Однако Мухаммед вернулся в Медину, откуда в 632 г. совершил паломничество (хадж) в Мекку. В этом же году он умер и был похоронен в Медине.

Основателем религии Ислам был Мухаммед صلى الله عليه وسلم . Мусульмане глубоко почитают его, считая пророком и посланником Аллаха. Первая биография Мухаммеда была составлена Ибн Исхаком, родившимся через полвека после смерти пророка. Она дошла до нас отрывками и частично.

Мухаммед - историческая личность, он родился в 570 году в городе Мекка. Детство Мухаммеда было полно трагических событий: отец Абдуллах умер за несколько дней до рождения мальчика, мать - когда ему было всего 6 лет. После смерти родителей Мухаммеда воспитывал его дедушка Абд-ал-Мутталиб, который был одним из почтеннейших старцев в племени курайшитов. Когда не стало деда, мальчиком занимался его дядя Абу-Талиб. Перенесенные страдания сделали его чутким к людям и чужим невзгодам.

В возрасте 12 лет Мухаммед совершил свое первое путешествие с караваном своего дяди в Сирию. Целых полгода мальчик наблюдал жизнь кочующих арабов. Примерно в 20 лет Мухаммед начал самостоятельную жизнь. Он был человеком, знающим толк в торговле, умел водить караваны. По словам арабских историков, Мухаммед отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, верностью данному слову. Став погонщиком верблюдов, Мухаммед побывал во многих странах, видел людей разных верований, многое познал и понял. В 25 лет он женился на богатой мекканской вдове Хадидже и стал богатым и уважаемым в Мекке человеком.

В Мекке жили проповедники единобожия - ханифы, которые поклонялись одному Богу а не идолам как остальные. То есть той религии которая осталась еще со времен пророка Ибрахима (Аврввма). Мухаммед знакомился с религиозными традициями народов, отмечал положительные и отрицательные стороны.

Мухаммед молился Аллаху сначала в полном одиночестве, проводя дни и ночи в молитвах. Любимым местом молитв Мухаммеда была гора Хира. По преданию, после трех лет неустанных молитв к Мухаммеду ночью снизошло откровение Аллаха. Он увидел ангела Джибрила, который сообщил ему слова Аллаха, где говорилось о сущности Бога и его отношении к человеку. Откровения, полученные на горе Хира, окончательно убедили Мухаммеда в правильности его религиозных представлений.

Впоследствии Мухаммед приступил к пропаганде ниспосланной Богом ему религиозной системы. Самые близкие люди - жена, двоюродный брат, приемный сын - стали первыми мусульманами. Распространение религиозного учения Мухаммеда шло нелегко, тайно. Вместе с другом и единоверцем Абу Бакром они создали религиозную общину (умму). Однажды, когда Мухаммед лежал в беседке, укрывшись плащом, снова прозвучал голос, который приказал ему начать публичную проповедь. Первую публичную проповедь Мухаммед провел в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха. Курайшиты не верили, что Аллах создал землю, человека, животных, требовали от него чуда. Пока Мухаммед прославлял Аллаха в своих проповедях, горожане с этим мирились. Но когда он стал нападать на богов (идолов), которых почитали в храме Кааба, то тут курайшиты решили запретить молиться Мухаммеду и его сторонникам около храма. Его обливали грязной водой, забрасывали камнями, ругали, унижали. В 622 году Мухаммед со своими близкими, не выдержав насмешек и гонений, переезжает в город Ясриб (Медину). Год переселения стал началом мусульманского летосчисления.

Мединцы приняли Мухаммеда почти всеобщим одобрением. В Медине Мухаммед стал искусным политиком и правителем. Он сплотил все враждующие кланы города, справедливо правил. Люди верили Мухаммеду и шли за ним. Число принявших Ислам быстро росло. Медина стала сильным мусульманским центром. Здесь была построена первая мечеть, установлены правила молитв и поведения в быту, были сформированы основные принципы религиозного вероучения. Они были выражены в «откровениях», составивших Коран, в словах, решениях и поступках самого Мухаммеда.

Но Мекка же оставалась враждебно настроенной против мусульман. Жители Мекки несколько раз нападали на мусульман и Мухаммеду пришлось применить силу, чтобы покорить и образумить курайшитов. В 630 году Мухаммед торжественно возвращается в Мекку. Мекка с Каабой становятся святыней ислама. Мухаммед очистил языческое святилище Каабу от идолов, оставил лишь «черный камень». Мухаммед подписал с курайшитами договор о мире и, обратив всех в ислам, вернулся в Медину. В 632 году он умер от болезни, будучи фактически правителем всей Аравии.

Все источники, сообщая о жизни и деятельности Мухаммеда, подчеркивают его скромный образ жизни. Мухаммед несомненно был личностью исключительной, преданным своему делу, умным и гибким политиком. Личные качества Мухаммеда стали важным фактором того, что ислам, бывший поначалу одним из многих идейных течений, ознаменовавших собой переход от древности к средневековью, превратился в одну из самых влиятельных мировых религий. Согласно учению Ислама Мухаммед является последним пророком в истории человечества. После него не было и не будет больше пророков и мировых религий.

Это интересно:

«Живет Мухаммед предельно просто, одевается скромно. В грубый плащ, имеет одну перемену полотняного белья, никаких щелков и дорогих тканей себе не позволяет, носит чалму или наголовный четырехугольный платок, сапоги или сандалии, сам чистит и чинит свою одежду, слуга для него не нужен. Столь же проста и еда Мухаммеда: горсть фиников, ячменная лепешка, сыр, чашка молока, каша и фрукты - вот пища изо дня в день, мясо подается не чаще раза в неделю».

«Мухаммед, по описанию современников, был среднего роста, широкоплеч, жилист, с большими руками и ногами. Лицо у него было продолговатое, с резкими и выразительными чертами, орлиный нос черные глаза. Крутые, почти сросшиеся брови, большой и гибкий рот, белые зубы, черные гладкие волосы, которые падали ему на плечи, и длинная окладистая борода…

Он был одарен быстрою сообразительностью. Сильной памятью. Живым воображением и гением изобретательности. По характеру он был вспыльчив, однако умел владеть порывами сердца. Он был честен и одинаков со всеми. Простой народ любил его за приветливость, с которой он принимал и выслушивал все жалобы».